Магид из Межерича

09.07.2007 | 5463 | (2)

Рабби Дов-Бер из Межерича 12 лет был духовным вождем хасидов после Баал-Шем-Това. Родился в 1704 г. на Волыни. Знаток Кабалы и Талмуда, был вдохновенным проповедником. Вел аскетический образ жизни, часто постился от субботы до субботы. Во время молитвы плакал и сокрушался о грехах. Много болел. Уже в немолодом возрасте поехал в Меджибож к Баал-Шем-Тову, чтобы убедиться в его чудотворной силе и в надежде исцелиться. Легенда рассказывает, что Бешт исцелил не столько его тело, сколько душу. Став горячим поклонником основателя хасидизма, Дов-Бер отказался от прежнего аскетизма, научился ценить обыденные вещи и придавал особое значение подъему духа. И хотя он учился в Меджибоже всего два года, именно ему предназначено было стать преемником Бешта.

Вернувшись в Межерич, рабби Дов-Бер всегда находился в нем. Всю неделю он не выходил из комнаты, куда могли зайти только ближайшие ученики. В субботу появлялся на общей молитве в белой одежде. После молитвы устраивалась трапеза для всех желающих. Затем Магид просил каждого из гостей сказать какой-нибудь отрывок из Торы. Услышанное он связывал в единое целое в своей проповеди, причем так, что каждый, сказавший отрывок из Торы, находил в словах рабби ответы на волновавшие его вопросы.

Магид из Межерича рассылал по городам и местечкам своих учеников для распространения идей хасидизма. Именно при нем новое учение стало достоянием еврейских масс. Отовсюду прибывали люди, чтобы послушать Магида, поучиться, получить совет, излечиться от болезни... Межерич как место учебы привлек выдающихся талмудистов и философов, в числе которых был и будущий основатель Хабада р. Шнеур-Залман.

Вскоре хасидизм укрепился не только на Волыни, а и в Литве и Белоруссии. Весной 1772 г. в Вильне, ставшей оплотом противников хасидизма, был наложен «херем» — отлучение от еврейского общества – на хасидов. Магид отверг предложение объявить встречный «херем». Его ответом стало продолжение развития идей хасидизма и подготовка своих учеников для дальнейшего его расширения.

Рабби Дов-Бер покинул наш мир в 1772 г. и похоронен в г. Аннополе, куда переехал в конце жизни. Его ученики разъехались по городам и местечкам, возглавили там хасидские общины и основали династии «цадиков».

Учение р. Дов-Бера обогатило хасидизм Бешта идеями лурианской кабалы. В основе развитого им принципа «служения Всевышнему посредством материального» лежит кабалистическая идея высвобождения божественных искр, заключенных в материальных оболочках, путем освящения повседневных актов человеческой жизни (труд, еда, сон и т.д.). Важное значение Магид придавал роли совершенного праведника. Он способствовал учреждению в хасидизме особого статуса «цадика» — духовного вождя, Ребе, пользующегося неоспоримым авторитетом.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе Биография:
Система Orphus