Марсельское письмо РАМБАМа (против астрологии)

06.07.2016 | 607 | (0)
Марсельское письмо РАМБАМа (против астрологии)

«Кто это выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце; грозная, как войска под знамёнами?»1

Пришел к нам вопрос от наших друзей и наставников, сведущих мудрецов, знатоков закона и обычаев, живущих в городе Марселе, пусть Всевышний защитит их от напастей, и умножит их мудрость, и увеличит их знания, и благословит их дела, как хотелось бы этого молящемуся за них брату и другу, которому в радость их спокойствие, Моше сыну, благословенной памяти, Маймона Испанского.

И вопрос этот свидетельствует о чистоте их душ, о том что они ищут знаний и мудрости, и хотят подняться к истине, и найти правду, и понять смысл. Пусть рука Г-спода откроет им все закрытое и выпрямит кривое — да будет так.

И из вопроса я понял, что хоть и есть в нем много нюансов, все они ветви одного дерева — отношение к словам астрологов. Известно, что к вам еще не пришло наше сочинение о законах, которое я назвал «Мишне Тора». Иначе вы бы знали мое мнение обо всем, что спрашивали. Ведь мы разъяснили этот вопрос в главе о запрете идолопоклонства и нееврейских обычаев. Мне кажется, что книга к вам дойдет скорее чем этот ответ, так как она уже распространилась в Сицилии, как до того распространилась на востоке, на западе и на юге. Но, в любом случае, я должен написать вам свой ответ и объяснения.

Знайте господа, что достойно человека верить лишь в три вида вещей:

Во-первых, это то, что можно доказать с помощью логики, как арифметика, геометрия или календарные вычисления.

Во-вторых, это вещи, которые человек узнает с помощью органов чувств; как если человек увидел, что то черное, а это красное. Или попробовал на вкус, что то сладкое, а это соленое. Или потрогал и понял, что вещь горячая или холодная. Или услышал, что голос чист или нет. Или понюхал приятный или гнилой запах. И тому подобное.

И, в-третьих, человек должен верить в то, что передали пророки или праведники.

И разумный человек должен разделять между вещами в которые верит, и отдавать себе отчет, что в это он верит по традиции, а то он почувствовал органами чувств, а в третье в силу доказательств.

Но если кто-то верит во что-то ещё, то это о нем сказано2: «Простак верит всякому слову».

И еще нужно вам знать, что дураки написали тысячи книг, и некоторые люди, великие годами, но не умом, потратили жизнь изучая эти книги, и им казалось что эти глупости есть великая мудрость, а они великие мудрецы, так как знают написанное там.

Потому что большинство, а может даже все, кроме нескольких избранных Всевышним, делают одну и ту же ошибку. И это огромная проблема и великое зло: все написанное в книгах кажется сперва правдой. Особенно если книга древняя.

А если многие занимались по этим книгам и обсуждали их, скороспелый сразу же решает, что в них заключена мудрость. И говорит себе — неужели перо дано в руки лжеца, и зря все эти ученые занимались этими книгами.

И именно из-за таких вещей пало наше царство и разрушен наш Храм, и наше изгнание продолжается до сих пор. Ведь наши предки согрешили и пропали, потому что нашли книги астрологов. И хоть это явное идолослужение, как мы и объяснили в книге о запрете идолопоклонства, они ошиблись и пошли за ними, и им казалось, что это важные и полезные вещи, и они занимались астрологией вместо изучения армейского искусства и завоевания земель, и считали, что это им поможет. И потому пророки называли их дураками и тупицами. Они и были дураками и тупицами, если пошли за пустотой, которая никому не поможет3.

Знайте господа, что я много изучал эту тему, и начал с науки об «эдиктах движения звезд», которая должна бы предсказать, что случится с человеком или со страной в будущем. Также как я изучил все, что нашел о любом виде идолопоклонства.

Мне кажется, в мире не осталось ни одной переведенной на арабский книги по темам идолослужения, которую я бы не изучил основательно. И изучив, я понял смысл многих заповедей, которые кажутся сперва бессмысленным приказом. И об этом у меня уже есть большая книга на арабском4, в которой я объясняю смысл каждой заповеди. Но не о том речь, так что вернемся к вашему вопросу.

Знайте же, господа, что все разговоры о том, что звезды предсказывают, или что час рождения человека влияет на его будущее, это не наука, а глупость. И у меня есть ясные доказательства, что все это глупости.

Никогда ни один из греческих философов (которые несомненно были мудрецами) не писал книг об астрологии. И все эти труды, вся эта ошибочная «наука», были написаны вавилонянами, халдеями, египтянами и ханаанейцами, ибо это была их религия в те дни. Греки же, которые занимались всеми видами настоящих наук, смеялись над этими народами, и оскорбляли их, и писали трактаты, где доказывали всю несостоятельность предсказаний по звездам. Да и мудрецы персов знали что все эти науки вавилонян и халдеев, египтян и ханаанейцев не более чем ложь.

И не думайте, что у нас просто нет доказательств правильности астрологии, и потому мы в нее не верим. На самом деле, существуют множество явных и четких доказательств против всех этих вещей. И о законах звезд говорят сегодня лишь простаки, которые всему верят, либо мошенники.

И знайте господа, что есть истинная наука о звездных сферах, и их размерах, и времени их оборота, и их направлении на север или на юг, на запад или на восток, и каков путь каждой звезды. И об этих вещах греческие, персидские и индийские ученые написали большие трактаты, и это великая наука.

И из нее мы узнаем, когда и где случится затмение. И почему луна выглядит как серп, а потом увеличивается и снова уменьшается. И когда мы увидим луну, а когда нет. И почему день долог или короток. И почему звезды могут появиться вместе, а исчезнуть по одной. И почему в одном месте день длится тринадцать часов, а в другом шестнадцать или двадцать; а в третьем день и ночь всегда равны; а в некоторых местах день может длиться месяц, два или три, и так до года: шесть месяцев — день, и шесть — ночь.

И многие интересные вещи можно узнать из этой науки, и все они, несомненно, истинны. И это и есть те самые календарные вычисления, о которых наши, благословенной памяти, мудрецы говорили5, что это «мудрость и разумение перед народами мира». Но у всего этого нет ничего общего с глупыми речами астрологов.

Давайте же я объясню вам общие принципы, на которых существует мир.

Знайте господа, что все ученые и философы мира согласились, что есть Властелин, который приводит звездную сферу в движение, и она не движется сама по себе. И есть у них много ясных доказательств тому, и об этом никто не спорит.

Но есть между ними великий спор о природе сферы и того, что в ней. Большинство думает, что сфера не прибавляется и не убывает, и как она была, так и будет всегда. И Всевышний всегда вращает ее и всегда было так: есть вращающий и есть вращаемое, и оба не могут друг без друга.

А есть такие, кто считает что сфера переходящая, и Творец сотворил ее, но у Всевышнего есть некая материя, из которой он может сделать все что захочет — иногда из одной части сделает землю, а из другой части небо, а иногда, если захочет, он сделает из материи неба еще что-то. Но, в любом случае, нельзя сотворить что-то из ничего.

Есть и философы, которые говорят то же, что говорили пророки, что Всевышний сотворил все из ничего, и нет ничего кроме сотворенного Творцом.

Об этом ведется великий спор, и о споре знал еще наш праотец Авраам, мир с ним. И об этом написаны тысячи книг, в которых каждый приводит веские аргументы, чтобы доказать свою правоту.

Одна же из основ нашей веры, что Всевышний един, и он был первым и останется последним, и нет Б-га кроме него, и каждый кто сомневается в этом — еретик, покусившийся на основы веры. И я уже написал трактат на арабском, в котором привел явные доказательства существования Всевышнего, что он един, и бестелесен, и нет ему телесного подобия. И я опроверг там все доказательства философов, будто мир не был создан. И объяснил все вопросы о возможности создания материи из ничего.

И все три группы философов, и те кто считают мир вечным; и те кто думает что он создается из материи; и те кто, как и все пророки, говорит, что нет ничего, кроме Б-га, который создал мир из ничего по своему желанию — все они согласны, что все что есть на земле: животные, растения и минералы — все это Всевышний сотворил с помощью сил данных им сферам и звездам. И что сила Всевышнего сперва проявляется в сферах и звездах, и лишь потом поднимается к этому миру, и превращается во все, что в нем есть. И так же как мы говорим, что Всевышний делает чудеса через ангелов, так философы считают, что все что существует в мире сделано через сферы и звезды. И они думают, что у сфер и звезд есть душа и ум.

И все эти вещи — истина. И я уже доказывал, что нет тут ничего, что противоречит религии. Более того, я привел слова мудрецов всех школ, которые не расходятся со словами философов, и в этих вопросах нет между нашими мудрецами и философами разногласий.

И все эти философы, которые говорят, что все происходит через звездные сферы, говорят, что все, что случается с человеком, это случайность, и нет тому причин наверху, и не поможет ни созвездие ни природа. И для них нет разницы, съел ли человека лев, или кошка мышь, или муху паук. И нет отличия между грудой обрушившейся на человека, или камнем скатившимся с горы и сломавшим дерево, или камнем, сломавшем другой камень. Это все для них случайность. И даже когда люди дерутся меж собой за царство, как стая собак за падаль — нет в этом причины в звездах. И также будет ли человек богатым или бедным, многодетным или бездетным — для философа все случай.

В общем — они скажут, что все, что случается со всяким созданием, это случайность. Но все, что происходит с бездушными предметами происходит через силу звезд и сфер, которая приходит от Всевышнего.

И в этом у нас с ними спор. Мы, верящие в истинную Тору, говорим, что все что случается с человеком не случайно а по справедливости, как написано6: «Твердыня Он, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны». И объяснил пророк7: «Велик Ты в совете и могуч в деянии, очи Твои открыты на все пути сынов человеческих, дабы воздать каждому по путям его и по плодам деяний его». И об этом нас предупреждала Тора, что если вы не послушайтесь Б-га, он приведет на вас несчастье, и вы будете говорить, что это не наказание за грехи, а случайность, он добавит вам еще таких «случайностей»8. И это основа из основ нашей веры, Торы полученной Моше, что все, что случается в мире, все несчастья которые обрушиваются на людей, получены по справедливости. И сказали об этом наши благословенной памяти мудрецы9: «Нет смерти без греха, и нет страданий без преступления».

И знайте господа, что одна из основ нашей веры, признанная даже философами, что все дела человека в его руках, и ничто не тянет и не заставляет его. Если захочет — будет выполнять заповеди и учиться и станет мудрецом. А если захочет, пойдет за злодеями, и будет красть и прелюбодействовать. И никакая природа или знак зодиака не тянут его на одну из дорог, потому он и получил заповеди.

И мы объяснили эти и другие подобные вещи в трактате написанном нами по арабски, и в комментариях к Мишне, и в других сочинениях. Итак, следует знать, что то, что случается с человеком, отлично от того, что случается с животными.

Таким образом существуют три мнения.

Например Реувен — бедный кожевник, у которого умерли при жизни дети. А Шимон — богатый парфюмер и его дети живы. А может так случится что Шимон обеднеет и займется кожевничеством, и его дети умрут. Философы скажут, что все это случайность. Ни природа, ни звезды тут ни при чем.

Те же, что верят в астрологию, чьи глупые мысли получили у вас такое распространение, скажут что ничего нельзя изменить. Реувен приговорен навсегда быть бедным и бездетным кожевником, потому что родился под таким знаком.

Но мы, люди истинной веры, знаем что оба этих мнения ложь.

Слова астрологов ложны, так как здравый смысл их давно и доказательно опроверг. К тому же, мы считаем их ложью, из-за нашей веры. Ведь если бы они были правдой, зачем было бы давать человеку заповеди и Тору и Талмуд, ведь никто все равно не может ничего сделать по своей воле, так как изначально его заставляют быть таким, а не другим. Так зачем же давать ему законы? Вот и выходит, что слова этих дураков отменяют всю Тору Моше. И это вдобавок ко всем доказательствам написанным философами для опровержения слов халдеев и их последователей.

Но и слова философов, будто все случайность, мы не преемлем из-за нашей веры.

Истина же заключается в том, что вот Реувен и Шимон, и ничто не заставляет того быть бедным кожевником, а этого богатым парфюмером. И может случится так, что все переменится. Но философ подумает, что это случайность, а мы — что все произошло по слову Того, кто создал мир, и по справедливости. Мы не всегда понимаем великую мудрость Создателя, и почему он приговорил одного к одной доле а другого к другой, ибо «не наши пути — пути его, и мысли его не наши мысли»10. Но мы должны увериться, что если Шимон согрешит, он будет наказан и обеднеет, либо увидит смерть детей, и.т.п. А если Реувен исправится, и поймет в чем был неправ, и улучшит поступки, и пойдет прямым путем — то станет богаче, и найдет удачу в делах, и родит детей и будет долго жить. И это одна из основ Торы.

И не надо говорить, что вот — многие делали так и не добились успеха, ибо нет в этом никакого доказательства. Потому что может был у них грех, за который расплачивались, или несчастья случались, чтобы дать им большую награду позже. Но в общем, мы не можем постичь божественный промысел, и как Создатель расплачивается с людьми в этом и в будущем мире.

Как я уже писал, все слова астрологов каждый ученый считает ложью. Но я знаю что вы можете найти в Талмуде, в Мишне или в Мидраше, слова некоторых наших истинных мудрецов, мир с ними, что при рождении некоего человека звезды сложились так, что это привело к тому-то. Пусть это не кажется вам странным. Негоже нарушать явную заповедь, чтоб особо хорошо выполнить добавку к другой заповеди. И так же негоже оставить доказанную мудрость, полагаясь на слова одного из мудрецов, мир с ним, который может в этой вещи и ошибся, или написал это как намек на что-то, или сказал свои слова применительно к конкретному случаю.

Ведь и некоторые стихи из Торы мы понимаем не буквально. И так как здравомыслящему ясно, что буквальный смысл неверен, переводчик переводил по здравому смыслу. И пусть никогда человек не бросает здравый смысл за спину, ведь и глаза у нас смотрят вперед, а не назад. И свои мысли по этому поводу я уже высказал.

Что же до слов о Мошиахе, которые вам сказали от моего имени, все произошло не так как вы слышали, и не на востоке. А произошло это в Йемене, где один мужчина, двадцать два года назад, говорил что он посланник Мошиаха, и что тот объявится в Йемене. И многие люди, евреи и арабы, пошли за ним, и ходили по горам. И он сбивал их с пути говоря — идите за мной, встретим Мошиаха, ибо он меня послал выпрямить перед ним дорогу. И наши братья из Йемена написали мне большое письмо, и рассказали о его обычаях, и о изменениях, которые он внес в их молитвы, и что он им говорил, и какие чудеса якобы совершал, и спросили о нем. И я понял из их письма, что этот человек богобоязненный, но сумасшедший. А все что рассказывают о его чудесах — ложь.

И так как я боялся за живущих там евреев, я написал им три трактата про Короля Мошиаха, о его приметах и приметах времени, когда он придет11. И я сказал им, чтоб предупредили этого человека, чтоб не пропал он сам и не пострадала из-за него община. В конце концов, через год, этот человек был пойман, и привели его к одному из арабских царей, и тот спросил его зачем он делал то, что делал. И тот ответил, что он говорит правду, и действует по слову Г-спода. Просил его царь сделать чудо, чтоб доказать это. И тот предложил царю, чтобы отрезали ему голову, после чего он воскреснет. Царь согласился что нет знака лучше, и если он сбудется весь мир поверит ему, пойдет за ним и признает, что отцы их поклонялись идолам. Царь немедленно приказал принести ему меч, и отрубить тому голову. Так и погиб этот несчастный. Дай Б-г, эта смерть будет искуплением ему и всему народу Израиля. Тогда же на евреев там был наложен большой штраф. Но еще есть среди них глупцы, говорящие, что он встанет из могилы.

Так все и было. Если же вы слышали, что мои трактаты пришли в Фес, то может их переписали в Йемене и отправили дальше в Фес.

Я уже сказал, что все ваши вопросы — это ветви одного дерева. И я говорю вам — вырвите дерево с корнем, обрубите его ветки, и посадите вместо него дерево познания, и ешьте его плоды и совершенствуйтесь, и протяните руку и ешьте с дерева жизни и живите вечно.

Всевышний, благословен он, в милости своей, даст нам и вам есть его плоды и насытиться, пока мы не удостоимся вечной жизни. Да будет на то воля Творца. Как вы того желаете, и как сильно желает этого любящий вас брат, подписывающийся вторично.

Моше сын р. Маймона Испанского

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе РАМБАМ:
Система Orphus