Послание в Йемен

Перевод: Натан Файнгольд
04.01.2017 | 305 | (0)
Послание в Йемен

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.

Послание Моше, сына раби Маймуна а-Даяна, сына раби Йосефа а-Хахама, сына раби Ицхака а-Рава, сына раби Овадьи а-Даяна, благословенна память праведников и святых. «Укрепите руки обессилевшиеи колени ослабевшие утвердите» (Йешайя 35:3).

Его чести, великому в святости раби Яакову, мудрому, милому, бесценному и почитаемому сыну его чести раби Натанъэля из Фаюма, благословенна его память, а также всем его друзьям и братьям нашим и всем изучающим (Тору) в общинах наших в стране Йемен — да сохранит их Всесильный и защитит! Амэн! Сэла!

О корнях истины свидетельствуют произрастающие из них (ветви), и о благотворности родников — изливающиеся из них (воды). «Я самый малый из малых Сфарада». Он полагает, что похвала его мудрости, достигшая Йемена, преувеличена.

* * *

Сообщение твое о гонениях на евреев в стране Йемен и о повсеместном стремлении властей принудить евреев оставить свою веру (они подобны в этом властителям стран Запада) омрачило нас чрезвычайно, заставив содрогнуться все общины наши.

Воистину, это дурная весть, и у каждого, кто услышит ее, загрохочет в ушах. От великих бедствий этих обессилели наши сердца, и мы пришли в смятение. Гонения настигают нас на концах земли, на востоке и на западе, — сыны Израиля окружены врагами со всех сторон.

Нынешние тягостные времена узрел пророк в своем видении и стал молиться за нас, как сказано: «Господи Боже, останови, прошу! Как же поднимется Яаков? Ведь мал он!» (Амос 7:5). Да не смутят гонения и несчастья и не повергнут верующего в уныние. Нет сомнения, что это родовые муки, предшествующие приходу Мошиаха. Мудрецы (наши) молили Творца о том, чтобы не привелось им присутствовать при этих муках. И пророки также, при одном помышлении о них, содрогались. Как сказано: «Сердце мое содрогается, трепет охватывает меня…» (Йешайя 21:4). Творец мироздания говорит в Своей Книге: «Увы! Кто останется в живых, когда Всесильный совершит это?» (Бамидбар 24:23).

Ты пишешь, что у части нашего народа ослабела вера, возникла путаница (понятий), дрогнули сердца, одолеваемые сомнениями, и померкла мысль, но остальные не отклонились от веры и не пошатнулись в ней. Все это провидел пророк Даниэль, да осенит его мир, возвестив, что с течением времени в таком длительном, исполненном страданий изгнании нашем многие пошатнутся в вере, сомнение закрадется в сердца их, и впадут они в заблуждение. Причиной этого станет изнурение наше и жестокость гонителей, одолевающих нас.

А у другой части народа нашего не возникнет сомнений, и не отпадут, как сказано: «И прояснятся (их души), и просветлятся, и очистятся многие; нечестивцы же будут злодействовать. И никто из нечестивцев не постигнет (тайны происходящего), а мудрые постигнут» (Даниэль 12:10).

Но и мудрых этих и разумеющих, устоявших в страданиях и сохранивших веру во Всевышнего и в служителя Его Моше, постигнут новые бедствия, и страдания их будут горше прежних, пока не закрадется сомнение в сердца их, и впадут в заблуждение, и ошибутся, и ничего не откроется им, кроме ничтожной малости, как сказано: «И (некоторые) из мудрецов ошибутся в исчислении, выявлении и разъяснении последнего срока (прихода Мошиаха), ибо срок еще не пришел» (Даниэль 11:35).

А теперь, братья наши, слушайте и внимайте тому, что я поведаю вам, и перескажите детям и женщинам и научите их, чтобы исполняли то, что ныне поставлено под сомнение, и чтобы в душах их восторжествовала истина, от которой невозможно уклониться. Да спасет нас Творец и избавит их от сомнений!

Знайте, что Тора наша — подлинная Тора, данная нам Всевышним через (Моше), главу всех пророков, ранних и поздних, что Торой этой Творец выделил нас среди всех живущих на свете. Ведь сказано: «Только праотцев твоих возжелал Всевышний — из любви к ним, и избрал потомство их, вас, из всех народов ныне» (Дварим 10:15). Не потому, что мы были достойны этого, но по милости Своей и доброте Творец облагодетельствовал нас — ради праотцев наших, обретших заслуги своими благими деяниями познания Творца и служения Ему, как сказано: «Не за численное превосходство над всеми народами возжелал вас Всевышний и избрал вас — ведь вы малочисленное всех народов, но из любви Всевышнего к вам и ради соблюдения клятвы, которой клялся Он праотцам вашим…» (Дварим 7:7). И потому также, что Творец сплотил нас воедино заповедями и законами Своими, и благодаря (возложенному нами на себя) бремени Торы и исполнению ее установлении обнаружилось наше (духовное) преимущество над другими (народами), как сказано: «И кто (кроме вас) народ такой великий, законы и установления которого справедливы, как и вся Тора эта, которую Я даю вам сегодня?» (Дварим 4:8). И все народы возревновали великой ревностью к вере нашей, и из-за нее цари подстрекали против нас свои народы, сея ненависть и вражду к нам, и вступили в войну со Всевышним и враждовали с Ним. Но ведь Он — Всемогущий! Кто переспорит Его?

С тех пор, как была дана нам Тора, и поныне не было такого царя-идолопоклонника (военачальника или сатрапа), который не пытался бы искоренить нашу Тору и отвратить нас от нашей веры. Добивались они этого двумя путями: насилием, огнем и мечом, как Амалек, Сисра, Навухаднецар, Тит, Адриан и многие другие; либо при помощи софистики и ложной мудрости — так действовали римляне, персы и греки, добиваясь той же цели — искоренения Торы нашей, даже самого упоминания о ней, и извращения нашей веры — возводя на нее (ложные) обвинения и находя в ней несуществующие противоречия.

Но ни те ни другие не преуспели (ни насильники, ни «интеллектуалы»). Ведь Пресвятой, благословен Он, возвестил нам через пророка Йешаяу, что у всякого насильника, стремящегося силой оружия искоренить нашу Тору и уничтожить нашу веру, (отнимет и) сокрушит Творец оружие его, и тот не преуспеет, иными словами, замыслы его не осуществятся никогда.

Точно так же всякий, возводящий обвинения (на нашу веру) с тем, чтобы уничтожить наше достояние, окажется побежденным на суде (в споре) и будет вынужден отказаться от своих обвинений, и стремления его не осуществятся, как сказано: «Всякое орудие, созданное против тебя, не преуспеет, и всякий язык, который предстанет с тобой на суде, ты обвинишь. Это наследие рабов Божьих и (награда за) справедливость их от Меня, — слово Божье!» (Йешайя 54:17).

Идолопоклонники, действующие по двум этим направлениям, убедившись, что здание (нашей религии) не поддается разрушению, несмотря на это, заключили между собой союз с тем, чтобы подорвать основы нашей религии, которые «отлиты в толще земли, в форме надежной» (см. Млахим I, 7:46). Напрасно тратят они силы свои — здание это незыблемо, истина посрамит их: Пресвятой, благословен Он, Который есть сама истина, насмехается над ними, ведь они по недостатку разума пытаются достичь недостижимого. Осененный духом святости, Давид, да пребудет он в мире, сказал об этом, видя, как пытаются они искоренить истинную веру и как Пресвятой, благословен Он, насмехается над ними: «Встают цари земли и властители, совещаются все разом — против Б-га и против помазанника Его: “Разорвем узы их и сбросим с себя путы их!”. Восседающий на небесах усмехается, Б-г насмехается над ними» (Псалом 2:2-3). Мы же все еще в изгнании нашем подвергаемся испытанию и искушению этими двумя разновидностями (наших врагов-идолопоклонников) со времен нашего царства и по сей день.

* * *

А потом возникла другая (разновидность преследователей), новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии (несуществующих) противоречий в нашей Торе.

Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Ее глава коварно замыслил объявить себя пророком и создать новую веру, помимо Божественного учения — Торы, и провозгласил публично, что оба учения — от Б-га. Целью его было заронить сомнение в сердца наши и посеять в них смятение.

Тора едина, а его учение — ее противоположность. Утверждение, что оба учения от единого Б-га, направлено на подрыв Торы [Ибо, если оба учения одинаково истинны и святы, то как возможно, что одно противоречит другому, например то, что Тора запрещает, другое учение разрешает. Утверждается, что «старое» учение отжило свой век, а новое учение предназначено занять его место, упаси Б-г]. Изощренный замысел [Весь последующий текст, касающийся христианства, ранее по цензурным соображениям не публиковался, а в единственном издании (Алув а-шахар, 1914 г.) был до неузнаваемости искажен цензурой. Настоящий перевод выполнен по тексту, которого рука цензора не коснулась.] этого весьма дурного человека отличался необыкновенным коварством: вначале попытаться извести своего врага [Народ Израиля, верный Торе.] так, чтобы самому остаться в живых; но если все старания останутся напрасны, предпринять попытку погубить своего врага ценой собственной гибели [Предварительно основав секту и объявив себя пророком, принесшим «благую» весть новой веры и нового «завета», который, по его замыслу, должен был подорвать «ветхий» завет — Тору.].

Злоумышленник этот был Йешуа из Нацрата — еврей. Хотя отец его был нееврей и только мать была еврейка, закон гласит, что родившийся от нееврея (даже раба) и дочери Израиля — еврей [Трактат Йевамот 45; Кдошин 68]. Имя же, которым его нарекли [«Йешуа» означает «спаситель»], потворствовало его безмерной наглости. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Мошиах, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению ее и всех ее заповедей и допускало нарушение всех ее предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал [В соответствии с христианским преданием, его передали в руки римских властей, и те казнили его, по своему обычаю распяв на кресте, как мятежника, объявившего себя царем Иудеи. Подлинная, еврейская, версия пока что не обнародована. Приведем, однако, одно из содержавшихся в Талмуде упоминаний о нем: — Перед праздником Пэсах казнили Ешу, а перед тем 40 дней подряд (глашатаи) возвещали: «Ешу из Ноцрата ведут на казнь за то, что он околдовывал, подстрекал и сбивал с пути (народ) Израиля. Каждый, кому есть что сказать в его оправдание, пусть придет и скажет!». Но не нашлось ему оправдания и казнили его накануне праздника Песах.

«Достоин ли был Ешу того, чтобы искать ему оправдание?» — вопрошает (рабби) Улла. — «Он сбивал народ с пути, а ведь о таких сказано в Торе: “Не жалей и не покрывай его” (Дварим 13:9). Но дело в том, что Ешу был близок к царской династии, и власти были заинтересованы в его оправдании. Потому-то ему были предоставлены все возможности (для оправдания), чтобы никто не мог сказать, что возвели на него напраслину» (трактат Санедрин 43а)]. Всевышний через пророка Даниэля возвестил нам заранее, что человек, из нечестивцев нашего народа и вероотступников, попытается унизить и опровергнуть Тору, выдав себя за пророка, и зайдет так далеко, что провозгласит себя Мошиахом, но Всевышний обречет его (замыслы) на провал, — как это и произошло в действительности. У Даниэля сказано: «И нечестивые из народа твоего поднимутся, чтобы осуществить предсказанное [О приходе Мошиаха], но потерпят поражение» (Даниэль 11:14).

Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают. Она распространилась среди сынов Эйсава [Здесь: неевреи. Эйсав, он же Эдом, — близнец, враг и антипод Исраэля. Эдомом наши мудрецы стали именовать Рим после принятия им христианства во времена Константина. В обращении Рима значительную роль сыграли идумеи (эдомиты, сыны Эдома), ранее принявшие еврейство по воле Гиркана. Прим.пер.], об обращении которых он сам и не помышлял. Религии и вере евреев это не нанесло никакого ущерба. Ни у народа в целом, ни у отдельных его представителей не возникло каких-либо сомнений или колебаний: его ущербность была им ясна — он был потерян для нас и отвергнут нами еще до того, как с ним произошло то, что произошло.

А вслед за ним появился безумец [Мухамед] и пошел по проложенному им (Ешу) пути, с тем, чтобы подменить и аннулировать ее.

Оба они [Ешу и Мухамед] страстно желали уподобить свою ложь Божественному закону. Но созданное человеком может уподобиться созданному Всевышним разве что в глазах ничего не разумеющего ребенка.

Наша религия отличается от других религий, которые стремятся ей уподобиться, как живой, испытывающий чувства человек отличается от (человекообразного) идола, изготовленного ремесленником…

Только глупец, не ведающий тайн Священного писания и внутреннего смысла заповедей, может усмотреть сходство между нашей религией и поддельными религиями, сработанными человеком…

Мудрость истинного Божественного закона в его внутреннем содержании и смысле. Нет в Торе такого повеления и такого предостережения, которое по самой сути своей не несло бы человеку двойного блага — полноты душевной и телесной, избавляющей его от ущербности и наделяющей его высокими нравственными и интеллектуальными достоинствами: массу — по ее возможностям, а единицы (выдающиеся личности) — в меру их (высокого) постижения Торы.

И благодаря им (этим высоким нравственным и интеллектуальным достоинствам) станет реальным общество Господне (человеческое общество), обретшее эту двойную полноту.

Первая из них — полнота и незыблемость существования в этом мире при изобилии благ, действительно необходимых человеку. И вторая полнота — интеллектуальное постижение (мироздания), его истинной сущности, в полную меру способностей человека.

Ведь известно, что религии, подделывающиеся под нашу религию, лишены внутреннего содержания и смысла. Они представляют собой набор историй и фантазий, с помощью которых (провозгласивший их) подражатель [Ешу, а вслед за ним и Мухамед] стремится добиться почитания, чтобы о нем говорили, что он подобен тому-то и тому-то (Моше или другим пророкам).

Но открылась мудрецам его преступность, и осмеяли его, как обезьяну, передразнивающую человека.

Творец через пророка Даниэля, да пребудет он в мире, предсказал нам, что со временем появится человек, который провозгласит религию, имеющую внешнее сходство с истинной религией, и будет велеречив и высокомерно объявит, что на него снизошел дух пророчества и ему даровано Писание, что Творец говорил с ним, а он говорил с Творцом и т.д. и т.п. Это поведал нам Даниэль, предсказывая возвышение царя Эдома [Рима, здесь олицетворяющего христианство].

А возвышение безумца [Мухамеда, иными словами ислама], предсказывая его победы над царями Эдома, Параса (Персии) и Явана (Греции), сравнил Даниэль с рогом растущим, удлиняющимся и разбухающим. Смысл этих стихов ясен всем — и простому народу, а не только отдельным (мудрецам). Ведь все предсказанное действительно осуществилось в мире. И нет стихам этим иного толкования, помимо их прямого смысла.

Ибо так сказал Даниэль: «Я глядел на рога, и вот между ними появился еще один небольшой рог, и из-за него отвалились три прежних рога. У этого рога были глаза, подобные глазам человеческим, и уста, говорившие высокомерно» (Даниэль 7:8).

Вникни в смысл притчи и узришь чудеса. Даниэль говорит, что увидел малый рог — растущий, и был изумлен его (возрастающей) длиной и размером и тем, как он отбросил три прежних рога, пока вдруг не разглядел на этом роге глаза, подобные глазам человеческим, и уста, говорившие высокомерно.

Речь здесь идет о том, что этот предсказанный (в пророчестве Даниэля) провозгласит веру, подражающую вере во Всевышнего, и объявит себя пророком и будет многоречив. Даниэль разъясняет нам, что намерение того (лжепророка) будет подорвать и аннулировать, подменить Тору, которая в руках наших, как сказано: «И возмечтает он изменить (урочные) времена (праздников их) и их закон, и будут они отданы в руки его на срок, и сроки, и полсрока» (Даниэль 7:25).

Творец, благословен Он, открыл Даниэлю, что в грядущем, после того, как тот возвеличится на длительное время, Он уничтожит его вместе со всеми сохранившимися народами, предшествовавшими ему (в стремлении истребить веру Израиля).

Все три эти разновидности преследователей (нашей веры): насильники, «опровергатели» и «подражатели» — все погибнут.

Они возвысились над нами и поработили нас лишь до времени. Обещанное нам Творцом, да будет Он благословляем, сохраняет силу на веки веков. Он истребит всех, кто преследует и истребляет нас. Давид, осиянный духом святости, говорит о народе Израиля в изгнании, сетующем на невыносимость страданий и на безмерную жестокость народов-поработителей, что не дано нашим врагам уничтожить нас и изгладить наше имя: «Тяжко угнетали меня с юности моей, но не одолели!» (Псалом 129:1, 2).

Разве не знаете вы, братья наши, что во дни злодея-Навухаднэцэра сынов Израиля принуждали к идолопоклонству, и спаслись (от этого) только Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья. Но в конечном счете Творец Всевышний уничтожил его и его обычаи (его веру и его законы) и восстановил истину.

То же произошло во времена второго Храма, когда возобладало над нами преступное Греческое царство, и вознамерились (греки) истребить истинную веру нашу. Они запретили соблюдать субботу и обряд обрезания, и каждый из народа Израиля обязан был написать на одежде своей, что нет у него удела в Б-ге Израиля, и вырезать слова эти на рогах быка, на котором пашет.

Но пришло время, и Всевышний положил конец этим гонениям вместе с самими гонителями. Так было во времена Греческого царства и так будет во веки веков. Пресвятой, благословен Он, обещал праотцу нашему Яакову: «И станет потомство твое (многочисленным), как прах земной» (Берейшит 28:14). Это означает, что если даже сыновья Яакова будут порабощены и попираемы, как прах земной, в конце концов они одолеют своих поработителей, подобно тому, как с течением времени прах земной покрывает топчущих его. Всевышний спасет народ Израиля и отвратит от него гибель. Ведь сказано: «Прозрение тяжкое дано мне: предатель предает и грабитель грабит…

Поднимись, Эйлам! Осаждай, Мадай! Всем стенаниям Я положу конец» (Йешайя 21:2).

Воистину обещано нам Творцом через пророков наших, что Он не даст нам погибнуть и не истребит нас и что во веки веков мы не перестанем быть народом благочестивым. И как не уничтожима реальность Пресвятого, благословен Он, так же не уничтожимы мы, как сказано: «Ибо Я, Господь, не изменился, и вы, сыновья Яакова, не погибли…» (Малахи 3:6).

А также было возмещено нам Благословенным, дабы поддержать и укрепить нас, что Он никогда не возгнушается нами в целом (всем нашим народом), несмотря на то, что мы гневили Его, нарушая Его заповеди: «Так сказал Всевышний: как нельзя измерить небеса вверху и изведать основания земли внизу, так и Я не отвергну все потомство Израиля за все, что совершили они, — слово Всевышнего!» (Ирмияу 31:36).

То же самое обещано нам в Торе через Моше, учителя нашего, да пребудет он в мире:

«Но и при всем этом, когда будут они в земле врагов своих, не отвергну Я их и не возгнушаюсь ими (настолько), чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними, ибо Я — Всевышний, Б-г их» (Ваикра 26:44).

И вы, братья, крепитесь и мужайтесь и найдете опору в этих подлинных словах (Торы и пророков), и да не устрашат вас беспрерывные гонения и да не ужасает вас жестокость врага и беззащитность народа нашего, ибо все это не что иное, как только испытание и проверка, дабы явить миру веру вашу и любовь вашу и показать, что перед лицом этих ужасов устоят одни лишь мудрецы и благочестивые, происходящие от семени Яакова, семени чистого и беспорочного, о котором сказано: «…и спасшиеся — (будут) те, к кому взывает Всевышний» (Йоэль 3:5). И тем самым нам разъяснено, что (спасутся) лишь те, чьи отцы стояли у горы Синай и слышали изреченное устами Всевышнего, и исполненные веры простерли руки свои к завету и приняли на себя (бремя) исполнения и послушания (бремя Торы). И сказали: «Все, что сказал Всевышний, исполним и будем повиноваться» (Шмот 24:7). И приняли ответственность на себя и на своих потомков, как сказано: «…нам и сынам нашим навечно» (Дварим 29:28).

И тогда заверил нас Творец Благословенный подобно тому, как человек поручается за ближнего своего, — а Его поручительства нам (более чем) достаточно, — и возвестил нам, что все, кто стоял у горы Синай, уверовали в (истинность) пророчества Моше, учителя нашего, уверовали во все, что было вручено ему, — они и сыновья их, и сыны сынов их — навсегда.

Ибо сказал Пресвятой, благословен Он: «Вот Я иду к тебе в толще облака, чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и тебе также поверили навсегда» (Шмот 19:9).

Поэтому следует знать, что всякий, кто отклонится от стези закона, данного нам на Синае, не является потомком тех людей (что стояли у Синая в час откровения). Учителя наши, благословенна их память, сказали о всяком, сомневающемся в пророчестве (Моше): «Не стояли предки его у горы Синай».

Всевышний да избавит нас и вас от сомнений и отдалит от нас и от вас мысли, ведущие к сомнению и преткновению!

Сыны Израиля, рассеянные по всей земле, должны поддерживать друг друга, сильные — слабых, ученые — простых людей, дабы объединить народ вокруг Торы и не дать ему оступиться.

Необходимо учить народ, следует возгласить перед ним, что Пресвятой, благословен Он, — един, и единство Его абсолютно. Что Моше, Его пророк, говоривший с Ним, — отец всех пророков, совершеннейший из них, воспринявший от Пресвятого Благословенного больше, чем любой из пророков до него и после него. Что вся Тора от «В начале…» и до «…пред глазами всего Израиля» есть слово Творца, благословен Он, сказанное Им Моше, учителю нашему, ибо сказано: «Уста к устам говорю Я с ним» (Бамидбар 12:8). Что Тору нельзя ни отменить, ни изменить, ни прибавить к ней, ни убавить от нее — во веки веков. Что не будет другой Торы от Всевышнего, другого повеления или предостережения.

А также (напоминайте народу, что нужно) помнить Синайское откровение, что заповедал нам Пресвятой, благословен Он, помнить его всегда и предостерег нас от забвения его и повелел поведать о нем сыновьям нашим, дабы непрестанно изучали его. Именно об этом сказано: «Только берегись и очень береги душу свою, чтобы не забыл ты слова, что видели глаза твои, и чтобы не покинули они сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай их сынам твоим и сынам сынов твоих — (о) дне, когда ты стоял пред Всевышним, Б-гом твоим» (Дварим 4:9).

И подобает вам, братья, воспитывать сыновей своих (ставя во главу угла) Синайское откровение. Повествуйте в общине своей о (несравненном) величии и (грозном) великолепии его.

Ибо Синайское откровение — это колонна, на которую опирается наша вера, и доказательство ее истинности.

Превозносите его превыше всего, как превознес его Пресвятой, благословен Он, ибо сказано: «Потому что спроси: со времен изначальных, которые были до тебя, со дня, в который Б-г сотворил человека на земле, и от края небес и до края небес — сбылось ли когда подобное этому великому деянию, слыхано ли было о подобном ему? Слышал ли (какой-либо) народ голос Всевышнего, говорящего из среды огня, — как слышал ты, — и остался в живых?» (Дварим 4:32).

И знайте, братья наши, об этом завете (с Б-гом) и об этой вере: о великом деянии (ее откровения) лучший из всех (возможных) свидетелей (Моше-рабейну) свидетельствовал, что подобного не было прежде и не будет впоследствии, чтобы целый народ (мужчины, женщины и дети) слышал слова Пресвятого, благословен Он, и видел славу Его лицом к лицу

Это (великое откровение) было дано нам для того, чтобы вера наша была крепка и непоколебима и не могли подорвать ее те, кто попытается сделать это [как Ешу и Мухамед], чтобы нас осенила истина и твердо ступали ноги наши и не споткнулась стопа наша во времена жестоких преследований и гонений, ибо сказано: «…чтобы вознести вас явился Всесильный и чтобы благоговение пред Ним было на лицах ваших и вы не грешили» (Шмот 20:20).

То есть (Синайское) откровение (было дано вам), чтобы вы устояли во всех испытаниях, которые постигнут вас с течением времени, чтобы не дрогнули сердца ваши и вы не согрешили. И вы, братья, черпайте силы для существования в завете вашем (с Б-гом), придерживайтесь Закона (данного вам на Синае), поступайте в соответствии с верой вашей и находите в ней опору.

Король Шломо, да пребудет он в мире, сравнил нас с прекрасной женщиной, красота которой совершенна и лишена всякого недостатка: «Вся ты прекрасна, супруга моя, и нет в тебе изъяна» (Песнь песней 4:7). А (проповедующих) другие вероисповедания и воззрения, стремящихся привлечь нас к себе и обратить в свою веру, сравнил с обуреваемыми отвратительной похотью мерзавцами, пытающимися соблазнить достойнейших женщин. То же происходит между нами и этими обольстителями, в их легковесных (доводах) и нагромождениях лжи. Затем исполненный мудрости (Шломо) возвращается (к той же теме и говорит) языком народа (Израиля), который как бы отвечает соблазнителям, показывая превосходство своей веры: чем можете вы привлечь меня? Сможете ли вы показать мне нечто, подобное «хороводу двух станов» (Песнь песней 7:1)? Иными словами, народ Израиля возражает своим соблазнителям: покажите мне (у вас) нечто, подобное Синайскому откровению, при котором присутствовали стан Всесильного и стан Израиля, один напротив другого, — тогда, быть может, я откликнусь на ваши предложения…

Вот этот стих, языком притчи говорящий о Синайском откровении: «Обратись, обратись, Шуламит! Обратись, обратись, и мы поглядим на тебя. Что вам глядеть на Шуламит, словно на хоровод двух станов?» (Песнь песней 7:1). Толкование стиха: Шуламит — совершенная, праведница, а «хоровод двух станов» — это радость откровения у горы Синай, при котором присутствовал стан Израиля, как сказано: «И вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана, и стали у подножья горы» (Шмот 19:17), и стан Всесильного, как сказано: «Колесницы Всесильного — десятками тысяч, тысячи ангелов, Б-г среди них, у Синая, во святости» (Псалом 68:18).

Вникни в мудрость притчи и в ее тайну. Слово «обратись» в рассматриваемом стихе повторено четыре раза. Это намек на то, что мы подвергнемся четырехкратному преследованию, принуждению оставить нашу веру, в каждом из четырех царств. И ныне мы пребываем уже в последнем из них.

Пресвятой, благословен Он, заверил нас в Торе Своей, что когда нас будут принуждать обратиться в иную веру и, (хотя часть из нас не устоит), как сказано: «И будете служить там богам (другим), созданным руками человека из дерева и камня» (Дварим 4:28), — вместе с тем это будет происходить не на всей земле, и не истребится Тора из среды народа нашего вовеки. И Он, благословенный, обещал нам: «…ибо не забудется она (и не сойдет) с уст потомства его…» (Дварим 31:21). И разъяснил нам через Йешайю, благовестника народа нашего, что знаком (союза) между Ним и нами и знамением, свидетельствующим, что мы не исчезнем, служит воплощение нами Торы Его и слова Его: «А Я — вот завет Мой с ними, — сказал Б-г: дух Мой, который почиет на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих, и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, — сказал Б-г, — отныне и вовеки» (Йешайя 59:21).

И прославился наш народ пред Превечным, благословен Он, прославился тем, как перенес страдания, истребление и бедствия, постигающие его, ибо сказано: «Ведь за Тебя убивают нас постоянно…» (Псалом 44:23) — это о поколении, насильственно принуждаемом к вероотступничеству.

Нам следует радоваться предстоящим страданиям, уничтожению достояния, изгнанию, потере источников пропитания — все это великая честь и служит во славу нам перед Творцом нашим. Все утраченное нами, (ради освящения Имени Его), зачтется нам как жертва всесожжения на жертвеннике (Храма). Сказал нам об этом (Моше, учитель наш): «Посвятите себя Б-гу — ибо каждый в (погибшем) сыне своем и в брате своем (освятится) — дабы благословил вас ныне» (Шмот 32:29)28.

Нужно бежать из стран, где гонения на наш народ и преследования нашей веры стали невыносимы. А те из евреев, для кого это невозможно, да не согрешат отступничеством, осквернением субботы и нарушением других заповедей. (ее бремя) — даже одному (человеку) из потомков Яакова, — ни ему, ни потомку его, ни потомку потомков — будь то по доброй воле, будь то по принуждению. Он понесет наказание за нарушение каждой заповеди, данной нам: заповеди, предписывающей действие, и заповеди запретительной. И невозможно даже помыслить, что совершающий тяжкие преступления не будет наказан за менее серьезные, дабы он попустительствовал себе в (совершении) последних. Ведь Йеровам бен Неват, да истлеют кости его и рассеются по ветру, был наказан за (введение культа двух золотых) тельцов, когда согрешил он сам и ввел во грех народ Израиля, и был наказан также за изменение урочного времени праздника Суккот.

Потому что во веки веков от Торы этой не дано убежать, сбросить с себя

Этот принцип есть основа основ Торы и веры — постигайте его, учите ему других и опирайтесь на него!

* * *

Сказанное Аврааму: «А также от сына рабыни Я произведу народ, потому что он потомок твой» (Берейшит 21:13), — доказывает главенство Ицхака и второстепенность Ишмаэля.

Все благословения, данные Всевышним Аврааму для его потомков, наделяют Ицхака преимуществом и обособляют его от Ишмаэля. Точно так же, как во всех благословениях, данных Яакову, ему даруется преимущество над Эйсавом, и между ними проводится различие…

В равной мере, из стиха: «…явился от горы Паран…» (Дварим 17:20) невозможно вывести хоть что-то в подтверждение домыслов вероотступника, что этот стих содержит намек на Мухамеда. Ведь глагол «явился» дан в прошедшем времени, и поэтому здесь отсутствует предсказание будущего. Нельзя выводить доказательство из отдельных фактов и событий прошлого, его можно получить лишь на основе всестороннего знания, охватывающего предмет рассмотрения от начала и до конца.

Ясно следующее: именно Моше, учитель наш, является главой всех пророков. Когда мы услышали слово (Превечного) и доверились Моше, уверовав в его пророчество, мы сказали: «Приблизься же ты и внимай всему, что скажет Б-г, Всесильный наш, и ты перескажешь нам все…» (Дварим 5:24). И он (Моше) сказал нам (в заключение), что уже не осталось на небесах ни одной заповеди, чтобы дать нам (ее), что нет там иной веры и иной Торы, кроме этой, чтобы быть явленной, как сказано: «Не на небе она, чтобы сказать: “Кто взойдет для нас на небо и достанет ее нам, огласит ее нам, и мы исполним ее”» (Дварим 30:20). И предостерег он нас, чтобы мы ничего не добавляли и не убавляли от Торы этой: «Все, что я заповедую вам, то и храните, дабы исполнить; не прибавляй к этому и не убавляй» (Дварим 13:1).

И мы обязаны во имя Творца верить (и сохранять верность) этой Торе, мы сами и дети наши, и дети детей наших до конца всех поколений, потому что сказано: «Сокрытое — Б-гу Всесильному нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно, дабы исполнить каждое слово Торы этой» (Дварим 29:28).

И каждый, кто объявит себя пророком, будь он из рода священников или левитов или (наоборот даже) из рода Амалека, и заявит, что (хотя бы) одна заповедь из всех содержащихся в Торе подлежит отмене, — лжет и отвергает пророчество Моше, учителя нашего, который сказал: «Нам и сынам нашим навечно». Поэтому мы отвергнем этого «пророка» и предадим смерти, если это будет в пределах наших возможностей, (т.е. нам будет дано в это время жить, поступая в соответствии с законами нашей Торы).

И не к чему нам обращать внимание на его «чудеса», точно так же, как на самого «пророка», призывающего к идолопоклонству, потому что сказано: «И появится это знамение или (произойдет) чудо… (от того “пророка”, призывающего: ) “Пойдем за богами иными, которых ты не знаешь, и будем служить им”, — то не слушай слов пророка того или сновидца того, ибо испытывает вас Б-г Всесильный ваш, чтобы узнать, любите ли вы Б-га Всесильного вашего всем сердцем вашим и всей душою вашей» (Дварим 13:4).

Ведь Моше, учитель наш, да пребудет он в мире, сказал нам, чтобы во веки веков мы не занимались идолопоклонством. Поэтому очевидно, что знамение, явленное во имя идолопоклонства, не что иное, как магия и колдовство. Моше, да пребудет он в мире, говорил нам, что эта Тора вечна. Посему о всяком «пророке», который скажет нам, (подобно основателям христианства и ислама), что Тора дана на ограниченное время, следует заключить из буквального смысла его «пророчества», что он лжепророк, поскольку он пытается опровергнуть Моше, учителя нашего. Посему не станем требовать от него знамений, а если произведет их, не придадим им значения в полном согласии с тем, что мы поверили Моше не благодаря чудесам, и знамения этого «пророка» сами по себе не обязывают нас приравнять их к чудесам, совершенным Моше, учителем нашим. Ведь ему мы поверили, услышав слово (Божье), которое слышал он. Тогда мы прониклись к нему доверием на веки веков, как сказано: «…и тебе также будем верить вечно» (Шмот 19:9) .

В этом отношении мы и Моше, учитель наш, подобны двум свидетелям, показавшим, что видели нечто (одно и то же); каждый из свидетелей знает наверное, что показания его сотоварища истинны, как его собственные, и не нуждается в доказательствах истинности, как остальные люди, (пред которыми они свидетельствуют и которые при самом событии не присутствовали).

Также обстоит дело и с нами. Мы, община Израиля, убедились в истинности (пророчества) Моше, видя его в час Синайского откровения, когда звучало слово (Божье). Не чудо убедило нас, хотя он (Моше) совершал и чудеса, когда возникала необходимость, как это явствует из Торы.

В соответствии с этим великим принципом, хоть он и забыт и им не руководствуется большинство народа, — наша вера в чудеса не идет ни в какое сравнение с нашей (безусловной) верой в пророчество Моше.

Поэтому Шломо, да пребудет он в мире, сказал на языке народа: «Что глядите на Шуламит, как на танец двух станов?» — иными словами: «Если сумеете показать мне нечто подобное стоянию у Синая в час откровения, я доверюсь вам».

Итак, если явится пророк из народа Израиля или из других народов и призовет сынов человеческих следовать закону Моше, учителя нашего, ничего не прибавляя и не убавляя, как делали это Йешайяу, Ирмейяу и другие (истинные пророки), — испросим у него знамение. Если явит его, поверим ему и обретет он у нас достоинство пророка. А если не осуществится хоть что-то из предсказанного им — будет предан смерти…

И следует знать, что как недопустимо добавлять к писаной Торе Моше и убавлять от нее, точно так же недопустимо это и по отношению к ее общепринятым толкованиям, т.е. к передаваемой мудрецами из уст в уста, из поколения в поколение устной Торе.

* * *

Что касается упомянутой тобой проблемы исчисления конца дней (времени прихода Мошиаха) и ее разъяснения рабби Саадьей (Гаоном), прежде всего следует усвоить, что ни одному человеку не дано познать истинный срок конца дней — во веки веков. Это явствует из сказанного Даниэлем: «…ибо сокрыты и запечатаны речи эти до конечного срока» (Даниэль 12:9). Однако полная картина (такова, что) некоторые из мудрецов (занимались) этим, полагая возможным постичь (тайну конца). Пророк Даниэль предсказал: «Многие будут блуждать и умножится знание…» (Даниэль 12:4). Иными словами, возникнет множество мнений и предположений. Пресвятой, благословен Он, наперед поведал нам через пророков, что некоторые из сынов человеческих станут исчислять время прихода Мошиаха, но пройдут сроки, и не исполнятся (их ожидания), а затем предостерег нас, чтобы мы не усомнились в том, (что Мошиах придет), и не горевали, что вычисления не оправдались, но чем дольше он будет задерживаться, тем больше должна укрепляться наша надежда, как сказано: «Ибо еще (исполнится) предсказанное — в срок, и наступит конец (дней), и не обманет (предсказание). Если задержится — жди его, ибо придет непременно, не опоздает!» (Хавакук 2:3) .

И знай, что время конца египетского плена, совершенно ясно предсказанное нам Пресвятым, благословен Он, не было верно понято и вызывало сомнения: «И сказал Он Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать четыреста лет» (Берейшит 15:13). Одни полагали, что отсчет следует вести от времени, когда праотец наш Яаков спустился в Египет, другие считали, что от времени начала порабощения (70 лет спустя), а некоторые думали, что от момента, когда было высказано само это пророчество, когда был заключен завет Б-га с Аврамом между половинами рассеченного тельца. И когда миновало 400 лет после заключения этого завета, часть сынов Исраэля (колено Эфраима) за тридцать лет до того, как восстал пророк Моше, учитель наш, решила, что пришел конец изгнанию, и они двинулись из Египта, но погибли от руки египтян, которые вслед за тем стали угнетать (сынов Израиля) еще безжалостней, как это известно со слов мудрецов наших (Санедрин 92). Об этих людях, которые ошиблись в вычислениях и, вообразив, что наступила пора избавления, вышли из Египта, сказал король Давид: «Сыны Эфраима, вооруженные луками, обратились (в бегство) в день битвы» (Псалом 78:9).

А подлинный конец (рабства) наступил через 400 лет после рождения Ицхака — потомка Авраама, т. к. сказано: «Ибо в Ицхаке наречется потомство твое» (Берейшит 21:12). И сказал Благословенный: «…пришельцами будут потомки твои в земле не своей — и поработят их, и будут угнетать — четыреста лет» (Берейшит 15:13). И во время пребывания на чужбине вас поработят и обратят в рабство и будут изнурять непосильным трудом — таков смысл этого стиха. В нем говорится о четырехстах годах пребывания на чужбине, а не о четырехстах годах рабства. И это не открылось нам, пока не явился великий пророк (Моше-рабейну). И оказалось, что когда исполнилось 400 лет со дня рождения Ицхака, мы вышли из Египта, точно (день в день — 15 Нисана 2448 года).

И вот судите сами: если не удалось распознать заранее объявленный срок (исхода из Египта), то тем более, как возможно определить время конца дней (и прихода Мошиаха), изнурительность (ожидания) которого повергала пророков в столь великий страх и трепет, что один из них сказал, охваченный изумлением: «Неужели вечно Ты будешь гневаться на нас, продлевая ярость Твою из поколения в поколение?!» (Псалом 85:6).

Йешайяу, говоря о необычайной длительности нынешнего изгнания, сказал: «И будут собраны вместе, (как) узники в яме, и заперты под замок, но через длительное время будут вспомянуты». Даниэль же разъяснил нам, что познание времени конца дней — глубочайшая тайна, сокрытая и ускользающая. Посему мудрецы, благословенна их память, предостерегают нас от размышлений о сроках прихода Мошиаха — в полном соответствии с тем, что на этом пути споткнулись очень многие, дабы иные не впали в заблуждение (и не отчаялись), видя, что сроки прошли, а (Мошиах) не явился.

Сказали мудрецы, благословенна их память: «Да погибнут вычисляющие конечные сроки» (Санедрин 97), ибо они — преткновение для народа. Поэтому молились мудрецы, чтобы тех поразило безумие и они безнадежно запутались в своих вычислениях.

А в оправдание Саадьи скажем следующее. По-видимому, к вычислению сроков привело его — вопреки известному ему запрету, налагаемому Торой, — положение, возникшее в те времена (экспансии христианства и ислама, расцвета караимской ереси и жестоких гонений на еврейскую религию), когда многие пошатнулись в вере. Если бы не рабби Саадья Гаон, да пребудет он в мире, Тора Всевышнего могла быть предана забвению многими. И он открыл народу некоторые из тайн Торы и с ее помощью укрепил ослабевшую в нем (в народе) веру. И он возвестил срок устами и пером своим, ибо, исходя из своего понимания положения в целом, он стремился объединить народ исчислением сроков, дабы укрепить его и вдохнуть в него надежду. И все это он совершил во имя Небес. Не следует обвинять его, что он ошибся в сроке, поскольку намерения его были таковы, как я показал.

Однако же обнаруженное тобой влечение к исчислению (конца дней) по звездам и их скоплениям (их констеляциям) в прошлом и будущем — все это изгони из сердца и из сознания и очисти разум свой, как отмывают от нечистот загрязненные одежды. Ибо это нечто, лишенное подлинности и не признаваемое за истину настоящими мудрецами, даже теми, кому не ведома Тора, а тем более ее приверженцами. Проистекающий от этого вред подробно разъяснен (нашими мудрецами). Их доводы неопровержимы, и нет смысла к этому возвращаться.

И все же выслушай самую малость из того, что об этом сказано в Торе. Знай, что когда восстал Моше, (чтобы возглавить исход из Египта), все звездочеты в один голос утверждали, что народ этот (Израиль) никогда не воспрянет, что он обречен на вечное рабство. И именно в тот час, когда (звездочеты) полагали, что звездная констеляция для сынов Израиля безнадежна, произошло (событие) самое благоприятное — родился среди них лучший из людей (Моше). Все (звездочеты) были единодушны в том, что Египту предстоит период изобилия и расцвета, а обитателям его обеспечен покой и благоденствие. Но именно тогда начались казни египетские, как сказал Йешайяу: «Где же они, мудрецы твои? Пусть скажут тебе, пусть узнают, что решил Б-г воинств небесных о Египте» (Йешайя 19:12) .

То же произошло с царством Навухаднэцэра. Когда все его астрологи и предсказатели, все, именуемые мудрецами, единодушно заявляли, что Бавэлю (Вавилону) предстоит возвышение, расширение и укрепление власти (над другими народами), именно тогда власть его была подорвана и пришла к концу в полном соответствии с тем, что предсказал Пресвятой, благословен Он (через Йешайяу, Йермияу и других пророков).

И сказал Йешайяу, насмехаясь и издеваясь над Бавэлем, над его мудрецами, кичившимися своей мудростью, и над самими (вавилонянами), говорившими, что есть среди них мудрецы, мудрость которых (их способность предсказывать будущее) благоприятствует им: «Истомилась ты (страна Бавэль) от множества советчиков твоих, пусть же встанут и спасут тебя распорядители небес, созерцатели звезд, предвещающие месяц за месяцем, что произойдет с тобой» (Йешайя 47:13).

Подобное произойдет во времена Мошиаха, да придет он вскорости! Когда народы будут убеждены в том, что этот народ (Израиль) уже никогда не обретет независимости, что не избавиться ему от порабощения и рабства, и будут единодушны в этой своей уверенности, — именно тогда Пресвятой, благословен Он, отвергнет их убежденность и их предсказания, которым не дано сбыться. И тогда явится Мошиах. Потому что сказано об этом у Йешайяу: «Так сказал Всесильный, избавляющий тебя, создающий тебя во чреве (материнском): Я — Всесильный, создаю все, распростираю небеса, Я Один, Сам расстилаю землю, упраздняю знамения измышляющих ложное, разоблачаю чародеев, пристыживаю мудрецов, обнажая в их познаниях глупость; воплощаю слово раба Своего и совет посланцев Своих исполню, Я, говорящий о Йерушалаиме: “Он будет заселен” — и о городах Йеуды: “Они будут отстроены”. И Я восстановлю развалины ее» (Йешайя 44:24—26).

И не придавайте значения тому, что говорят — «большое скопление» (светил) или «малое скопление». Ты пишешь, — что у вас в стране (Йемен) мудрость умалилась и покинула вас, а причину усматриваешь в скоплении (светил, в том числе Сатурна и Юпитера), в тригоне земли.

Следует знать тебе, что ныне это (умаление мудрости) характерно не только для вашей страны, но для всего Израиля. Истребление мудрецов и иссякание творческой мысли — об этом говорил пророк от имени Пресвятого, благословен Он: «Посему вот, Я снова изумлю народ этот чудесами из чудес, и иссякнет мудрость мудрецов его, и разум разумных исчахнет» (Йешайя 29:14). И причина этого не в тригоне земли и не в тригоне огня. Доказательством тому служит то, что король Шломо, о котором сказано: «И был он мудрее всех людей» (Млахим I 5:11), — жил во времена скопления (светил, в том числе Сатурна и Юпитера), в тригоне земли. И точно так же праотец наш Авраам, да пребудет он в мире, — опора мироздания, тот, кто открыл Первопричину и возвестил об этом всем мудрецам и заложил фундамент монотеизма для всего человечества.

И точно так же Ицхак и Яаков, которые (как и Авраам) несли в сердцах своих престол славы Божьей и воистину познали Его, как сказано: «Праотцы — колесница Его» (Берейшит раба 80:82), а (о Яакове): «И вознесся от него Всесильный» (Берейшит 35:13).

Вот перед тобой праотцы. Все трое (родились) «под знаком» земного тригона… А также король Шломо и король Давид… либо стремятся истребить Тору и уничтожить веру. Такие события, как всемирный потоп или уничтожение Содома, которые были карой Всевышнего за грехи человеческие, они объясняют, как последствия констеляции светил. И так всякое деяние Всевышнего, любое изъявление Его воли они изображают, как жестко детерминированный результат определенного расположения звезд и планет. Цель же их — подрыв основ веры.

Против подобных заблуждений Пресвятой, благословен Он, предостерег нас в Торе своей, сказав, что если мы будем гневить Его, за наши грехи постигнут нас бедствия. Если станете думать, что они постигли вас случайно, — говорит Всевышний, — а не за великую скверну вашу, то и Я тоже добавлю вам от этих «случайностей», умножив их многократно. Ибо сказано в Торе: «Если же пойдете Мне наперекор и не захотите слушать Меня, …то и Я тоже пойду вам наперекор» (Ваикра 26:21, 24).

Слово «наперекор» (в первом случае) означает ненамеренное, непроизвольное непослушание. Всевышний говорит: «Если бедствия, постигшие вас, воспримете как случайность, то эту “случайность” (т.е. бедствия) Я умножу семикратно по отношению к грехам вашим.»

Из сказанного уясни, что проблема (прихода) Мошиаха никак и никоим образом не зависит от расположения звезд… (Астрологические вычисления конца времен) лишь навлекли на нас ужесточение бедствий изгнания. Необоснованные, бессмысленные надежды…

Но мужайтесь, братья, и Всевышний укрепит сердца ваши, уповающие на Него. Будьте опорой друг другу, укрепляйте в сердцах ближних ваших веру в скорый приход избавителя. «Укрепите руки обессилевшие и колени ослабевшие утвердите!»

И знайте, что Пресвятой, благословен Он, оповестил нас через пророка Йешайяу, принесшего благую весть Израилю, что многие, изнуренные длительностью и все возрастающими страданиями изгнания, начнут думать, что Пресвятой, благословен Он, оставил нас, лишив нас Своей милости. Но Он свидетельствовал о Себе, что не оставит нас и не предаст забвению.

Сказано: «И скажет Цион: Оставил меня Б-г, забыл меня Г-сподь!» (Йешайя 49:14). Но сразу же за тем сказано: «Забудет ли женщина младенца своего, не пожалеет сына чрева своего?! И эти (женщины) могут забыть, но Я не забуду тебя» (Йешайя 49:15). И через первого из пророков (Моше-рабейну), да пребудет он в мире, передал нам Пресвятой, благословен Он: «Ибо Властелин милосердный Б-г Всесильный твой. Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, о котором Он дал им клятву» (Дварим 4:31). «И возвратит Б-г Всесильный твой изгнанников твоих и смилуется над тобою, и снова соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г, Всесильный твой» (Дварим 30:3).

И в этом, братья наши, одно из важнейших оснований веры Израиля. Она такова: совершенно исключено, что не поднимется из потомства царя Шломо муж, который соберет (нас), рассеянных (по всей земле), униженных изгнанников наших, откроет (всем народам и утвердит) истинную веру и сокрушит всех, кто восстает против слова Его, ибо обещал нам Пресвятой, благословен Он: «Вижу его, но не ныне, смотрю на него, но издалека. Взойдет звезда Яакова, и поднимется скипетр от Израиля, и сокрушит пределы Моава, и повергнет всех сынов Шета. И будет Эдом покорен, и Сеир покорится врагам своим; Израиль же исполнится доблести (победоносной)» (Бамидбар 24:17,18).

Во времена Мошиаха постигнет евреев великое бедствие, и «когда увидит Он, что ослабела рука их и почти не осталось (у них) ничего от (драгоценности) сокрытой и от того, что оставлено (на виду)» (Дварим 32:36), — тогда Пресвятой, благословен Он, явит его (Мошиаха) и исполнит все обещания. Пророк, прозревая то время, когда явится Избавитель, сказал потрясенный: «И кто выдержит (переживет) день пришествия его и кто устоит при появлении его?!» (Малахи 3:2). Такова истина, мы верим в это.

Но на времена эти уже был пролит свет речениями Даниэля, Йешайяу и других наших учителей, благословенна память их: пришествие Мошиаха состоится, когда окрепнет власть Эдома и Аравии и царства их широко раскинутся на земле, — так, как ныне. В этом нет сомнения, и от этого невозможно отрешиться. Даниэль, рассказав о царстве Ишмаэля и о появлении Мухамеда, говорит вслед за этим о пришествии Избавителя. И точно так же Йешайяу разъясняет, что указанием на предстоящий приход Мошиаха станет появление безумца. Ведь сказал Йешайяу: «И увидит колесницу с парой наездников, всадника на осле, всадника на верблюде, и прислушается внимательно, с великим вниманием» (Йешайя 21:7). Всадник на осле — это Мошиах, о котором сказано: «беден и восседает на осле и на осленке, сыне ослицы» (Захарья 9:9).

И он явится сразу же, как только возникнет всадник на верблюде, а это царь аравийский. «Пара наездников» — (военный) союз двух народов, а именно Эдома и Ишмаэля. Это становится ясным из описаний сна об идоле (Даниэль 2) и сна, упомянутого выше (Даниэль 7), из того, что буквально сказано (в книге Даниэля), — но истинный срок (конца дней) доподлинно не известен.

Но (у нас в роду) существует замечательное предание. Я узнал его от отца, он — от отцов и предков, а те от отцов своих. Оно восходит ко временам начала изгнания из Иерусалима, о котором сказано: «И множество сынов Израиля, изгнанных из Кэнаана в Цфат и изгнанных из Йерушалаима в Сфарад, унаследуют города Нэгева» (Овадья 1:20). Вот это предание. В пророчестве Бильама содержится намек на возвращение Израилю пророческого дара, которого он был лишен (в начале изгнания).

Вообще в стихах Торы содержатся намеки, не имеющие отношения к их буквальному смыслу. Например, в словах Яакова, обращенных к его сыновьям: «Рду шама» («спуститесь туда», т.е. в Египет, Бамидбар 42:2) мы обнаруживаем указание на число лет их пребывания в Египте: это числовое значение (гиматрия) слова «рду» («спуститесь»), равное 210.

В словах Моше, учителя нашего: «Когда родятся у тебя сыновья и сыны сыновей и долго проживете на земле (Израиля)» (Дварим 4:25) — содержится указание на число лет, отделяющих вступление евреев в Эрец Исраэль от начала изгнания (изгнание царя Йояхина): оно равно числовому значению (гиматрии) слова «ношантэм» («долго проживете») — 846 лет.

В соответствии с (нашим семейным) преданием, в словах Бильама: «В свое время скажут Яакову и Исраэлю, что свершает Всесильный» (Бамидбар 23:23) — содержится тайна: если к дате этого пророчества (2488 г. от сотворения мира или несколько раньше) прибавить такой же интервал времени, получим время, когда к Израилю вернется пророческий дар, ибо слово «каэт» («в свое время») следует понимать: «через такое же время». В результате получаем 4976 г. (1216 г. н.э.)46. И нет сомнения, что возвращение пророчества должно предшествовать приходу Мошиаха, ибо сказано: «…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И на рабов и рабынь тоже изолью Я в те дни дух Мой» (Йоэль 3:1,2).

Эти (доводы могут претендовать) на большую истинность, чем всякие (астрологические) предсказания конца времен, …которые лишь навлекают (на нас продолжение) галута, и я привожу их, после самых решительных предостережений, чтобы избавление не казалось народу таким далеким (и он не впал в отчаяние). И вот я поведал тебе (наше семейное предание) — да будет благословен Всезнающий!

Относительно сказанного тобой о нынешнем времени. О нем говорил Ирмейяу, да пребудет он в мире: «Это час бедствия для Яакова, и в нем же его избавление» (Ирмейя 30:7). Однако Писание определенно подразумевает здесь войны Гога и Maгога, которые будут вестись только после того, как явится Мошиах (бен Йосеф). Таким знамениям, как знамение врат Гурана (в Дамаске, которые, якобы, разрушатся и не будут восстановлены до прихода Мошиаха бен Давида), и тому подобным знамениям не следует придавать значения, поскольку они не опираются на авторитет мудрецов. Если они и исходят от мудрецов, то представляют собою не более как притчу-загадку. Тебе не следует относиться к ним со всей серьезностью.

* * *

Теперь относительно твоего упоминания о человеке, который провозгласил себя Мошиахом в городах Йемена. Знай, что у меня не вызывает сомнений, (несмотря на то, что нашлись люди), поверившие ему, что он — безумец; а на больном нет вины, и он не несет ответственности, если не он сам стал причиной своей болезни. Меня не удивляют те, кто готов поверить ему из-за нетерпения и потому, что им неведомо место пришествия Мошиаха и (сколь велик) уровень его достоинств. Но я изумляюсь тебе! Ведь ты из числа сыновей Торы, знаток наследия наших мудрецов. Разве тебе неизвестно, брат мой, что Мошиах — величайший пророк, превосходящий всех пророков, за исключением Моше-рабейну, да осенит его мир? И разве неизвестно тебе, что если некто осмелится присвоить себе это великое достоинство и объявит себя Мошиахом, а затем обнаружится лживость его пророчеств, то он подлежит смертной казни, точно так же, как пророчествующий идолопоклонник? Ибо сказано: «Но пророк, который дерзнет говорить от Моего имени то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить от имени богов иных, умереть должен “пророк” такой» (Дварим 18:20).

И требуются ли особые доказательства того, что он лжепророк? Нет, достаточно того, что он нарек себя Мошиахом. Остается лишь изумляться твоим словам, (сказанным о Йеменском «Мошиахе»), что он «известен своей беззаботностью, и есть в нем кое-что от мудреца». Возможно ли помыслить, что обладатель подобных качеств — Мошиах?! Ко всем этим высказываниям тебя привело недостаточное внимание к тому, какими качествами должен обладать Мошиах, как произойдет пришествие его, где оно состоится и каков знак, присущий ему одному (и выделяющий его среди всех других творений).

Его достоинство превысит достоинство пророков и будет еще более досточтимо — за исключением Моше-рабейну, да осенит его мир. И отличит его Творец, да будет Он благословляем, так, как Он отличил Моше, учителя нашего, ибо (о Мошиахе) сказано: «И исполнит Он его духом благоговения перед Б-гом: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет решать. Но будет судить по правде…» (Йешайя 11:3); «И снизойдет на него дух Б-жий, дух мудрости и разумения, дух совета и доблести, дух постижения и страха перед Б-гом» (Йешайя 11:2).

«И справедливость будет поясом на чреслах его и честность — поясом на бедрах его» (Йешайя 11:5) . И наречет его Пресвятой, благословен Он, шестью именами: «Ибо дитя родилось у нас, сын дан нам; власть будет на плечах его, и наречено ему имя: Достойный изумления, Советник (мудрый), Божественный, Отец навеки (для народа), Властитель миролюбивый» (Йешайя 9:5). Он наречен «Божественным» с тем, чтобы при посредстве преувеличения возвестить, что его величие недосягаемо для всех других людей. Одно из общеизвестных требований к пророку — совершенство его познаний. Только при этом условии Пресвятой, благословен Он, избирает его для пророческой миссии, в соответствии с принципом: «Пророческий (дар) осеняет только мудрого, доблестного и богатого» (трактат Шабат 92). Подразумевается доблесть, необходимая для обуздания дурных побуждений, и богатство человека, довольного своей участью (Авот 4:41).

Однако если некто, не знаменитый своей мудростью, объявит себя пророком, — мы не поверим ему. И тем паче, если он невежда. И одно из доказательств невежественности (Йеменского «Мошиаха») — его призыв раздать все имущество беднякам. Все внемлющие ему — глупцы, а сам он — грешник, нарушающий веления Торы, в соответствии с которой на благотворительность можно жертвовать только часть своего имущества, но не все целиком, ибо сказано: «Всякое же посвященное, что посвящает человек Б-гу из всего, что есть у него…» (Ваикра 27:28). И сказали восприемники наследия: «Из всего, что есть у него, а не все, что есть у него» (Эйрувин 28). И установили границу для благотворительности — одну пятую имущества, и сказали: «Раздающий да не раздаст больше одной пятой». Нет сомнения, что разум и сердце (лже-мошиаха), которые подвигли его возгордиться настолько, чтобы объявить себя Мошиахом, подсказали ему призвать людей отказаться от всего их имущества и раздать его нищим. И тогда они обнищают, а бедные станут богатыми, и обедневшие по праву (в соответствии с проповедью самозванца) смогут претендовать, чтобы возвратили им имущество. И имущество будет блуждать между бедными и богатыми — без конца, а это очевидная глупость.

Как произойдет пришествие Мошиаха и где он явится? Вначале он появится в стране Израиля, ибо сказано: «И внезапно придет в Храм свой властелин, которого вы ищете, и посланец завета, которого вы жаждете. Вот он приближается, — сказал Б-г воинств» (Малахи 3:1).

Однако как это произойдет, — знай, что это не будет тебе известно, пока не сообщат о его пришествии, о том, что он сын имярека из такой-то семьи. Придет муж, прежде никому не известный, и явит знаки и знамения, — именно они суть доказательства подлинности его (высокого) происхождения. Ибо сказал Пресвятой, благословен Он, когда поведал нам об этом: «Вот муж, росток (Давида) — имя его, и сам собой произрастет он, и построит Храм Божий» (Зхарья 6:12). И сказано у Йешайяу, что когда он явится, отец, мать и семья его будут неизвестны: «И поднимется, как побег, перед ним (Израилем), как из корня, (проросшего) в земле иссохшей» (Йешайя 53:2) . А после того, как он откроется в земле прекрасной (стране Исраэля) и соберет весь народ Израиля в Иерусалиме и других городах, пойдет (слух о нем) в народе и распространится на запад и на юг, пока не прибудут к вам в страну Йемен, а затем и к обитателям страны Оду (Индии). Ибо написано в книге пророка Йешайяу: «Отправляющий посланцев по морю и на кораблях тростниковых (легких) по поверхности вод! Неситесь, быстрые посланцы, к народу великорослому и безбородому, к народу страшному искони и доныне, к народу упрямому, попирающему (все), землю которого прорезают реки…» (Йешайя 18:2). И далее: «…к месту имени Б-га воинств, к горе Цион» (там же 18:7). А какова совокупность (несравненных) достоинств Мошиаха, о которых рассказано пророками, начиная от первого из них — Моше-рабейну, и кончая последним из них — Малахи, ты можешь узнать из 24 книг (ТАНАХа).

Особенность, присущая ему одному, состоит в том, что в час его откровения устрашатся цари земли, слух о нем повергнет их в ужас, в страхе станут они злоумышлять, пытаясь устоять против него силой оружия или другими средствами. Но не смогут отрицать его (реальность) и, обуреваемые страхом перед знамениями, которые он явит, зажмут руками рты свои. Ибо сказал Йешайяу, говоря о том часе, когда узнают цари земли о пришествии Мошиаха: «Закроют цари рты свои, потому что то, о чем не было рассказано им, узрят и то, о чем не слыхали, увидят» (Йешайя 52:15). И сказал также Йешайяу, что Мошиах словом своим умертвит каждого, кто посягнет на его жизнь, и не смогут ускользнуть и спастись от него. Ибо сказано: «И будет бичевать землю бичом речей своих и дыханием уст своих умертвит нечестивого» (Йешайя 11:4).

Но исчезнет меч и прекратятся войны — от восхода солнца и до захода. Произойдет это не вначале пришествия его, а после войн Гога и Магога, как разъяснил Йехэзкэль, да осенит его мир (Йехэзкэль 38, 39), (выдает себя за него) у вас в стране. И я не вижу ничего общего с Мошиахом в том человеке, который (выдает себя за него) у вас в стране.

Да будет вам известно, что сразу же после того, как возникло царство Ишмаэля (7 в. н.э.), по ту сторону реки (Эфрат, в Персии, в Исфагани) появился человек, (Абу Исай Овадья), выдававший себя за Мошиаха, и собрал вокруг себя десять тысяч приверженцев из народа Израиля. Знамением его было: ложился спать, пораженный проказой, а вставал исцеленный. Но затея его провалилась, замыслы не осуществились, и вернулся он восвояси, Израиль же остался в своем тягостном изгнании, только гонения усилились из-за этого (самозванца).

Также в земле Фес (Марокко) сорок пять лет тому назад появился человек, провозгласивший себя провозвестником Мошиаха, который в том же году должен, якобы, явиться. Предсказание это не сбылось, а Исраэль по вине самозванца постигли новые бедствия. Известно мне об этом от очевидца. А за десять лет перед этим некто объявил себя Мошиахом в Испании, в Кордове, и объявил, что вот-вот погибель придет на врагов Израиля. Примерно за тридцать лет до того в Царфате (во Франции) появился один человек, назвавшийся Мошиахом, и, по мнению (его приверженцев), явил знамения. Убили его французы, а вместе с ним многих из святой общины (Израиля).

Такова (цена) речам (самозванцев, появление и) обещания которых предвосхитили пророки. И возвестили они, как я уже говорил, что с приближением времен Мошиаха возрастет число людей, полагающих и утверждающих, что каждый из них — Мошиах. И не подтвердятся утверждения их и не воплотятся в жизнь. И сгинут они, и вместе с ними погибнут многие.

Король Шломо, осененный духом святости, знал, что, проведя в изгнании долгое время, этот народ, не дождавшись положенного срока, (как сыны Эфраима в Египте), не выдержит и заколеблется, и из-за этого постигнут его многие бедствия. Царь Шломо (четырехкратно) предостерег от этого народ на языке иносказания: «Заклинаю я вас, дочери Йерушалаима, газелями и ланями полевыми: не будите и не пробуждайте любовь, доколе сама не проснется» (Песнь песней 2:7)1.

И вы, братья, внемлите его заклинанию, — не будите и не пробуждайте любовь, доколе сама не проснется! И Творец мироздания в милосердии Своем вспомнит нас и вас, дабы собрать изгнанников, наследие Его и удел Его, — «созерцать отраду Всевышнего и приходить в Храм Его». И Он выведет нас из долины смертной тени, в которой поселил нас, и удалит мрак от глаз наших и тьму из сердца нашего, и исполнит, во дни наши и во дни ваши, изреченное — как написано: «Этот народ, ходящий во тьме, увидел свет великий, над живущими в стране тени смертной — свет воссиял!» (Йешайя 9:1). И погрузит во тьму — во гневе Своем и в ярости Своей — всех гонителей наших, и озарит мрак, в который мы погружены, как обещано: «Ибо вот, тьма покроет землю и мрак — народы, а над тобой воссияет Всевышний, и слава Его осенит тебя» (Йешайя 60:2).

Мир тебе, наш дорогой друг, владыка мудрости, средоточие разума. Мир всем ученикам твоим, братьям нашим. И всех простых людей да осенит мир, как свет сияющий и обильный — навсегда! Амэн. Сэла!

И я прошу тебя — копии этого послания разошли всем общинам, мудрецам и всем остальным (сынам Израиля) с тем, чтобы укрепить веру их и утвердить поступь, дабы не споткнулись. Читай его публично и отдельным лицам, чтобы стать тебе заступником многих, (удержав их от греха). Но будь предельно осторожен и берегись нечестивцев, чтобы послание не стало широко известно и не дошло до ишмаэлитов — и не произошло худого, упаси Б-г. Этого я очень боялся, когда писал вам, но мне было ясно, что способствовать праведности многих — предприятие, достойное риска. Однако, хотя я и решился направить вам это послание, оно — «тайна Всевышнего, (предназначенная) для благоговеющих перед Ним». Мудрецы, воспринявшие (Тору) от пророков, заверили нас: «Посланцы заповеди неуязвимы» (Псахим 8). И у нас нет заповеди более великой, чем эта.

Да осенит мир весь народ Исраэля! Амэн!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Учебный центр » РАМБАМ (другие статьи):