О природе человека

13.08.2006 | 3845 | (6)
Предисловие к трактату «Авот», глава 8
О природе человека

В предисловии к трактату «Авот» в главе №8 РАМБАМ обсуждает1 в достаточно популярной форме соотношение между детерминизмом и свободой воли, которой обладает человек.

[РАЗВИТИЕ НАШИХ СКЛОННОСТЕЙ]

Положительные и дурные свойства характера не бывают врожденными — точно так же невозможно родиться опытным ремесленником. Тем не менее, у человека обычно есть от рождения зачатки определенных достоинств или пороков и по мере его развития они проявляются естественней и полнее, чем приобретенные качества. Так, тому, чье мозговое вещество чисто и содержит лишь небольшое количество флюидов2, легче учиться, запоминать разнообразную информацию и постигать различные идеи, нежели флегматику, у которого мозг перегружен флюидами. При этом, однако, следует помнить, что если человек, одаренный от природы, не будет развивать свои таланты, то он на всю жизнь останется неграмотным. С другой стороны, если тупой от природы флегматик получит прекрасное образование, он станет человеком толковым и знающим, хотя для этого ему придется немало потрудиться. Точно так же обладатель кипучей натуры — потенциальный храбрец; если этот потенциал развить, человек станет способным на геройские поступки. Тот же, кто лишен пылкости, напротив, будет склонен к малодушию и трусости. Если он не изживет в себе эту слабость, то очень быстро превратится в настоящего труса; воспитывая же в себе бесстрашие, он рано или поздно станет отважным, хотя это потребует времени и тяжелых усилий.

[ОШИБОЧНАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ]

Я привел свои соображения по этому поводу с тем, чтобы вы не верили той чепухе, которую распространяют астрологи. Они выдвигают совершенно неверное утверждение, согласно которому в зависимости от расположения звезд в момент рождения человека он будет обладать положительными или отрицательными чертами характера; иначе говоря, поведение человека полностью предопределено. Мы же твердо верим в следующее правило, основанное на Торе и признаваемое также и греческой философией, правило, подтвержденное многими надежными доказательствами: поведение человека зависит от него самого, он полностью обладает свободой воли, и никакие внешние причины не могут вынудить его быть хорошим или дурным.

Единственное отступление от этого правила заключается в том, что человек может обладать врожденной предрасположенностью к чему-либо, как объяснялось выше, и потому в одних видах деятельности ему легче добиться успеха, а в других — труднее. Но в корне неверно утверждение, что некая внешняя сила может вынудить его совершить какой-то поступок или, наоборот, воздержаться от него. Ведь если бы человек не был свободен в своих поступках, то все предписания и запреты Торы были бы бессмысленными и она не была бы Учением истины. В этом случае обессмыслились бы учеба, воспитание, овладение профессией — поскольку все для нас изначально предопределено: какие поступки мы совершим, какие области знания нам суждено освоить, какие свойства характера будут нам присущи. Любая награда и любая кара были бы абсолютно несправедливыми, идет ли речь о земном суде или о Небесном. К примеру, Шимон убил Реувена. Разве Шимону полагается за это наказание? Ведь он вынужден был совершить убийство, в то время как Реувену суждено было стать жертвой. Может ли благословенный Творец, праведный и справедливый, назначить Шимону наказание за поступок, который тот при всем старании никак не мог бы предотвратить?3

Если бы эта теория была верна, любая деятельность человека, связанная с заботой о будущем, будь то строительство дома, зарабатывание денег, спасение от опасности и так далее, не имела бы никакого смысла, ибо если какому-то событию суждено случиться, оно неизбежно произойдет. Учение о предопределении совершенно ложно, оно не в силах противостоять здравому смыслу и противоречит непосредственному опыту4. Оно расходится с основами нашей Торы и, не дай Б-г, приписывает несправедливость Самому Всевышнему, благословен Он!

[СВОБОДА ВОЛИ]

Истина же состоит в том, что человек полностью управляет своими действиями. Если он хочет что-то сделать, то совершает это, а не хочет – не совершает, и никакая внешняя сила не в состоянии заставить его выбрать тот или иной путь. Именно поэтому Всевышний, дав человеку заповеди, сказал ему: «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло… избери же жизнь» (Дварим, 30:15,19). Он предоставляет нам свободу выбора, и последствия этого целиком зависят от нас. Наказание отмеряется тем, кто нарушает волю Творца; а тот, кто ее выполняет, получает от Него щедрую награду, как сказано: «Благословение – если послушаетесь повелений Б-га» и «Проклятие – если не послушаетесь повелений Б-га» (там же, 11:27,28).

И потому необходимо учиться и обучать других; в одном из тех мест Торы, где содержатся указания на то, как исполнять заповеди, сказано: «И научите им сыновей ваших…» (там же, 11:19), — и еще говорится: «Слушай, Израиль: установления и законы, которые я сообщаю вам сегодня, изучайте и неукоснительно исполняйте их!» (там же, 5:1). Тора также требует от нас не быть фаталистами, предвидеть последствия наших поступков и не полагаться на то, что все образуется само собой, как сказано: «…установи на крыше своей перила, чтобы не пролилась кровь в доме твоем, если кто-нибудь упадет с нее» (там же, 22:8); «…тот, кто построил новый дом… пусть возвратится в дом свой, чтобы не погиб он на войне…»5 (там же, 20:5); «…возврати ему… ибо… на чем будет он спать?»6 (Шмот, 22:25,26) и «Пусть не берет никто в залог ни мельницу, ни верхний жернов, ибо жизнь берет он в залог» (Дварим, 24:6). В Пятикнижии и у пророков часто подчеркивается необходимость предвидеть последствия своих поступков.

[ВСЕ ВО ВЛАСТИ НЕБЕС]

Изречение наших мудрецов «Все во власти Небес, кроме трепета пред Небесами» (Мегила, 25а) истинно, и нисколько не противоречит сказанному мною выше о свободе выбора у человека. Из этого изречения многие часто делают ошибочный вывод, что их действия, совершенные на основе данной им свободы воли, – скажем, заработать определенную сумму денег или жениться на той или иной женщине, – на самом деле навязаны им свыше. Это рассуждение абсолютно неверно.

Когда кто-то женится, составляя брачный договор и совершая необходимую церемонию, он тем самым собирается выполнить заповедь Творца «плодитесь и размножайтесь». Всевышний не предопределяет заранее, что человек исполнит эту заповедь. И наоборот, если некто вступает в брак, запрещенный Торой, он совершает грех. Всевышний и в этом случае не принимает заранее решение, что Его закон будет нарушен. Возьмем другой пример: человек присваивает себе чужие деньги, прибегая к разбою, воровству или берет их на хранение, а затем клятвенно отрицает это. Если мы станем утверждать, что Всевышний предначертал, чтобы деньги перешли из рук одного в руки другого, это будет означать, что Он как бы Сам послал человека на преступление, — а это невозможно. Как объяснялось во второй главе, за все наши действия, продиктованы ли они желанием выполнить заповедь или нарушить ее, мы, обладая абсолютной свободой воли, несем полную ответственность, ибо сами решаем, подчиняться нам или бунтовать.

Трепет пред Небесами порожден страстностью — способностью души к вожделению и ненависти. Он не контролируется Всевышним, но всецело зависит от свободной воли человека. Но если так, что же означает «все во власти Небес»? Используя слово а-коль («все»), мудрецы имеют в виду природные явления и факторы, не зависящие от нас, такие, как рост человека, климат, состояние окружающей среды и все прочее в мире, никак не зависящее от поведения людей.

[РАСКАЯНИЕ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ]

Когда наши мудрецы утверждали, что выполнение или нарушение заповедей зависит не от воли Творца, а лишь от свободного выбора человека, они, в сущности, повторяли сказанное пророком Ирмеяу: «Из уст Всевышнего не исходит ни зло, ни добро» (Эйха, 3:38). Ибо под злом он подразумевает порок, а под добром – достоинство, то есть этот стих означает, что Всевышний не предопределяет, быть ли человеку хорошим или плохим. И потому никто, кроме самого человека, не виноват в его грехах и дурных поступках, и никто, кроме него самого, не должен жаловаться на них. Об этом говорит пророк: «Пристало ли жаловаться человеку? Пока жив, способен он побороть свои грехи» (там же, 3:39). Ирмеяу еще раз подчеркивает, что средство исцеления от духовного недуга — в наших руках: и прегрешения, и раскаяние в них в равной степени — результат свободного выбора. Далее он говорит: «Проверим и исследуем пути наши и обратимся к Г-споду. Откроем сердца наши Б-гу в небесах, вознося руки в молитве» (Эйха, 3:40,41).

[ЧУДЕСА И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ]

Широко распространено убеждение, находящее подтверждение в словах мудрецов и пророков, что все движения человека – встает ли он, скажем, или садится, – предопределены Свыше и зависят только от воли и желания Творца7. Это справедливо, но лишь в определенном аспекте. Когда камень, брошенный вверх, падает на землю, действительно можно сказать, что это произошло по воле Творца, ибо Он создал земной шар центром притяжения для всего, что на нем. И точно так же искры пламени рвутся вверх согласно воле Всевышнего, состоящей в том, чтобы огонь поднимался кверху, — однако это не означает, что как только какой-то предмет взлетает, Создатель в это самое мгновение желает, чтобы он упал. Члены секты «мутакаллимун» придерживаются именно такого мнения; я слышал их слова о том, что воля Творца проявляется постоянно, в каждый момент времени, когда возникает принципиально новая ситуация. Мы никак не можем согласиться с этим.

Мы придерживаемся убеждения, что Всевышний по воле Своей предопределил в течение шести дней Творения, что все в мире будет подчиняться законам природы, которые никогда не будут изменены, как сказал Шломо: «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под солнцем» («Коэлет», 1:9). Мудрецы толкуют это в том смысле, что все чудеса, — то есть выход за рамки естественного, — как уже свершившиеся, так и обещанные в будущем, были предопределены Б-жественной волей во время шести дней Творения. Когда устанавливались законы природы, Всевышний запрограммировал исключения из них в будущем. Если в назначенное время происходит нечто необычное, люди считают, что решение о сверхъестественном явлении было принято Свыше именно сейчас, но на самом же деле это не так8.

Мудрецы рассуждают об этом в «Мидраш Коэлет» и других книгах. Они сказали, например: «Мир следует своим естественным путем» (Авода зара, 54б). Мы видим, что мудрецы избегают приписывать Б-жественной воле судьбы отдельных сущностей и мелкие подробности череды событий. Говоря, что человек садится или встает по желанию Творца, они лишь имели в виду, что мы по Его воле обладаем свободой выбора и потому можем делать все, что вздумается, – скажем, стоять или сидеть. Но из их слов вовсе не следует, что в каждый момент, когда человек сидит или стоит, это происходит по прямому распоряжению Всевышнего или что Он каждый раз заново выражает Свою волю на то, чтобы брошенный вверх камень упал на землю.

Подводя итоги, скажем, что точно так же, как Всевышний пожелал, чтобы человек был прямостоящим, имел грудную клетку и пальцы, Он захотел, чтобы все действия человека – двигается ли он или пребывает в покое, – совершались по воле последнего. И тот факт, что человек поступает совершенно свободно, исключительно по своей воле, и никакая посторонняя сила не может принудить его делать то, что он не хочет, или воспрепятствовать тому, что он хочет делать, ясно выражен в следующих словах Книги Истины, Торы: «Вот, человек стал как бы одним из нас („мимену“) в познании добра и зла» (Брейшит, 3:22). [Слово «мимену» можно перевести двояко: как «из нас» и как «самостоятельно».] «Таргум Онкелос» толкует их так: «…самостоятельно познавать добро и зло». То есть Адам обладает уникальным свойством; никакое другое существо в мире не способно по своей природе познавать добро и зло само по себе — «мимену», собственной душой, — и при этом иметь неограниченную возможность свободного выбора между добром и злом. А потому далее сказано: «А теперь есть опасность, что протянет он руку, возьмет и плоды Древа жизни и поест – и станет жить вечно!» (Брейшит, 3:22).

И поскольку природа человека такова, что ему дана свобода выбора между добром и злом, его надо наставлять на путь добра, побуждать его к праведной жизни и дать ему представление о Высшей справедливости, проявляющейся в награде и наказании. Человек должен приучить себя творить добро, чтобы это стало свойством его натуры, и точно так же избегать греха, изживая в себе дурные черты характера, если они ему присущи. И пусть он никогда не говорит, что пороки прочно въелись в его душу и от них никогда нельзя будет избавиться, — на самом деле, любую черту характера можно изменить на противоположную, и зависит это лишь от свободной воли человека.

Вот все, что мне хотелось сказать по поводу благодеяний и прегрешений.

[НЕВЕРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ СТИХОВ ПИСАНИЯ]

Единственное, что мне осталось сделать, – объяснить несколько отрывков из Торы, которые часто понимаются неверно. Многие заблуждаются, выводя из некоторых мест в Писании, что Всевышний заранее предопределил сопротивление некоторых людей Его воле, — иными словами, что Он изначально лишил их свободы воли и заставил быть преступниками. Это в корне неверно, и я чувствую себя обязанным подробно разобрать все эти отрывки, вводящие в заблуждение многих людей. Один из них касается предсказания Всевышнего Аврааму: «Ты должен знать, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране – и будут рабами, и будут их угнетать четыреста лет» (Брейшит, 15:13). Некоторые задают такой вопрос: «Здесь говорится, что Всевышний приказал египтянам угнетать потомков Авраама; за что же Он впоследствии их наказал? Ведь они лишь выполняли Б-жественное повеление!»

Поясним это следующим образом. [Предсказание Всевышнего «…будут рабами, и будут их угнетать…» ] аналогично Его установлению, согласно которому человечество будет включать в себя, с одной стороны, преступников и злодеев, с другой – людей праведных и благочестивых. При этом Он никого не принуждает быть злодеем или праведником. Каждый сам выбирает, к какой части человечества он будет принадлежать: если захочет стать преступником, то станет им в силу собственного выбора, если же выберет праведность, то и в этом случае ничто на свете не в состоянии ему помешать. И даже если праведник пожелает перейти из одной категории в другую и стать злодеем, никто не сможет его остановить. Ведь Всевышний в Своем установлении не уточняет, что такому-то конкретному человеку суждено быть злодеем; оно касается всего человечества в целом и потому нисколько не затрагивает индивидуальную свободу выбора, дарованную каждому. Точно так же можно сказать, что каждый египтянин, который мучил евреев в Египте, делал это в силу свободного выбора, поскольку лично ему Всевышний такого приказания не давал.

То же самое можно сказать тем, кого приводит в замешательство следующий стих из Торы: «И сказал Б-г, обращаясь к Моше: “Когда уйдешь ты к отцам твоим, и поднимется народ этот, и в заблуждении служить будет чужим богам, [богам народов] страны, в которую придет…”» (Дварим, 31:16). Это [всего лишь предостережение], аналогичное следующему: «Если кто-либо будет служить идолам, то будет наказан так-то и так-то», – всего лишь указывающему на последствия данного греха. Если же человек воздерживается от нарушения закона, то и наказание ему не последует.

Тора назначила за осквернение Шабата смертную казнь: провинившегося низвергали с высоты и забрасывали камнями, — но нет никаких оснований утверждать, что какому-либо конкретному человеку было предначертано осквернить Шабат и заслужить за это данный вид казни. Не будет более справедливым и утверждение о том, что, поскольку в Торе встречаются некоторые проклятия – скажем, в адрес идолопоклонников, – это означает, что определенным людям было суждено непременно совершить этот грех и заслужить проклятия. Как раз наоборот! Тот, кто поклоняется идолам, делает это на основе свободы выбора, и именно поэтому ему полагается кара, как сказано: «…однако они избрали пути свои и мерзостей желала душа их — и Я изберу позорящее их и то, чего боятся они, нашлю на них» (Йешаяу, 66:3,4).

[НАКАЗАНИЕ ФАРАОНУ]

Сказанному выше, казалось бы, противоречит история с фараоном, о котором Всевышний сказал: «Я ожесточу сердце фараона» (Шмот, 14:4), — а затем покарал его смертью. Здесь я собираюсь подробно осветить этот вопрос, поскольку с ним связан важнейший принцип о воздаянии и награждении, посылаемых свыше. Прошу вас внимательно отнестись к моим словам, обдумать их, сравнить с другими мнениями и решить, на чьей стороне истина.

Мое мнение таково. Если бы фараон и его советники не совершили иного греха, кроме отказа отпустить народ Израиля в ответ на приказание Свыше, я бы признал, что в этом случае найти объяснение было бы весьма затруднительно, ибо Всевышний действительно удерживал египтян от того, чтобы отпустить евреев, как сказано: «Я ожесточил сердце его и сердце слуг его» (Шмот, 10:1). В этом случае было бы уместным спросить, как Творец мог требовать от фараона отпустить евреев, в то время как Он Сам заставлял его делать противоположное, и как Он мог покарать фараона за то, что тот их не отпустил. Это было бы явно несправедливым, и, кроме того, вступало бы в противоречие со сказанным нами выше. Но в действительности было не так. Фараон и его советники по собственной воле и без всякого к тому принуждения угнетали евреев, живших среди египтян, и творили по отношению к ним неслыханные зверства, как ясно говорится в Торе: «И сказал он народу своему: “Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте противопоставим ему хитрость…”» (Шмот, 1:9,10). Все эти злодеяния они творили исключительно по собственной инициативе, будучи по натуре законченными злодеями; никто их не заставлял так поступать. И кара, которой подверг их Всевышний на первоначальном этапе, заключалась в том, что Он лишил их свободы воли, чтобы они не могли раскаяться и тем самым избежать заслуженного ими наказания. Лишение египтян способности исправить последствия своих грехов и привело к тому, что они отказывались отпустить сынов Израиля. Всевышний открыл фараону, что если бы Его единственным желанием было освободить израильтян, Ему ничего не стоило бы мгновенно добиться этой цели, уничтожив египетского владыку со всеми его советниками. Но Творец хотел не только освободить Свой народ, но и покарать фараона за порабощение евреев, как Он обещал Аврааму: «Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а они после выйдут с несметным богатством» (Брейшит, 15:14). А поскольку Всевышний никогда не смог бы наказать египтян, если бы они раскаялись, Он лишил их самой способности к этому, в результате чего они продолжали удерживать сынов Израиля в рабстве, как сказано [было фараону]: «Ведь если бы Я простер теперь руку Мою и поразил тебя и народ твой мором, то был бы ты сметен с лица земли. Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу Мою и чтобы возвестить Имя Мое по всей земле» (Шмот, 9:15,16).

Думаю, что не погрешу против истины, утверждая, что Творец иногда наказывает человека тем, что отбирает у него способность к раскаянию [несмотря на то, что Сам же и даровал ему ее]. Он знает, какой вред причиняют грехи, и в Своей мудрости отмеряет справедливую меру наказания за них. Иногда Он карает провинившегося только в этом мире, иногда – только в мире будущем, а иногда — в обоих мирах. И наказания в этом мире тоже могут быть самими различными: бывает, что Он поражает тело грешника, иногда наносит ему материальный ущерб, иногда — и то и другое. Бывает, что человек утрачивает в результате наказания свободу в своих действиях: к примеру, его рука усыхает и перестает ему подчиняться, как это произошло с Йоровамом бен Неватом (Млахим I, 13:4), или он может быть поражен слепотой, как жители Сдома, собравшиеся перед входом в дом Лота («Брейшит», 9:11). Точно так же Всевышний может удерживать человека от раскаяния, и тогда мысль об этом никогда не придет ему в голову и он умрет, так и не пожалев о своих злодеяниях. Мы не в состоянии постичь мудрость Творца и поэтому не можем знать, почему Он наказывает так, а не иначе, — как не можем постичь, почему те или иные виды животных или растений устроены так, а не по-другому. Да мы и не должны это знать; достаточно помнить общее правило: «…все пути Его справедливы…» (Дварим, 32:4) — Он карает грешников в соответствии с их грехами и воздает награду достойным соответственно их добрым делам.

Конечно, удивительно, что Всевышний многократно требовал от фараона освободить народ Израиля, – то есть как раз то, что тот не мог сделать, поскольку Творец Сам же лишил его свободы воли. И для чего Ему понадобилось грозить фараону казнями? Ведь они неизбежно должны были обрушиться на него, учитывая, что фараон не мог изменить свое отношение к происходившему. Если же всем этим событиям было суждено случиться, то для чего Всевышний требовал через Моше, чтобы фараон покорился Его воле, и угрожал наказать его за неповиновение?9 Это и было проявлением мудрости Творца: Он хотел показать фараону, что может при желании лишить человека свободы воли, так что тот не в силах будет повлиять на ход событий, даже если бы и захотел изменить к ним отношение. Творец передал фараону через Моше следующее: «Я хочу, чтобы ты освободил евреев; если ты это сделаешь, Я сохраню тебе жизнь. Однако Мне известно, что ты не отпустишь их, и за это тебе суждена смерть».

Фараону было бы выгодно немедленно отпустить евреев: тем самым он опроверг бы утверждение Моше о том, что не в состоянии подчиниться воле Всевышнего. Но он действительно утратил возможность поменять свое мнение, и неспособность сделать единственную вещь, которая могла бы спасти его жизнь, была чудом, как сказано: «…чтобы возвестить Имя Мое по всей земле» (Шмот, 9:16). Кара, которую понес фараон, заключавшаяся в лишении его свободы выбора, была великим чудом, и об этом узнали все племена земли.

То же самое случилось с Сихоном, царем Хешбона. В наказание за его предыдущие грехи Всевышний не позволил ему разрешить народу Израиля пройти через его страну, как сказано: «Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать нам пересечь его [страну], потому что ожесточил Б-г, Всесильный твой, дух его и озлобил сердце его» (Дварим, 2:30). Вследствие этого евреи объявили ему войну, в который он был убит. Многие комментаторы неверно объясняют это место, считая, что Сихон был наказан за отказ позволить народу Израиля пройти через его территорию, как и фараон и его народ были наказаны за то, что не хотели отпустить евреев. Они недоуменно спрашивают: «Разве по справедливости был наказан Сихон? У него же не было выбора – ведь Всевышний ожесточил его дух и озлобил сердце!» Но их толкования ошибочны; истинное положение вещей можно понять лишь благодаря моим объяснениям10.

[ОТМЕНА СВОБОДЫ ВОЛИ]

Всевышний также сообщил через пророка Йешаяу, что Он наказывает некоторых грешников тем, что отбирает у них возможность раскаяться, лишая их свободы воли, как сказано: «Сделай так, чтобы сердце народа этого ожирело, и чтобы тугоухим стал он, и отврати взор его, дабы не увидели его глаза, и не услышали уши, и не поняло сердце — чтобы не раскаялся он и не исцелился» (Йешаяу, 6:10). Сказанное настолько ясно, что не нуждается в комментариях и открывает нам многое. Та же идея заложена в словах пророка Элияу, который, говоря о неверующих своего времени, сказал: «И обратил Ты их сердце вспять» (Млахим I, 18:37). Он имел в виду, что в наказание за грехи, совершенные ими по свободной воле, Всевышний сделал их неспособными к раскаянию. И поскольку им недоступна свобода воли, они не в состоянии прекратить свои злодеяния, им суждено до конца оставаться безбожниками. И о том же сказано у другого пророка: «Привязан к идолам Эфраим – оставь его!» (Oшеа, 4:17). Это означает, что коль скоро Эфраим добровольно выбрал поклонение идолам, его наказание будет состоять в том, что он не сможет победить в себе это пристрастие. Человек, способный воспринимать тонкие намеки, по достоинству оценит это объяснение.

[МОЛИТВА ЙЕШАЯУ]

Совсем иной смысл имеют слова Йешаяу: «Почему Ты сводишь нас с путей Своих, Г-сподь, ожесточаешь сердце наше, чтобы мы не трепетали пред Тобой?» (63:17). Слова эти не следует толковать в духе того, о чем мы говорили выше; их надо понимать в соответствии с контекстом. Пророк оплакивает участь Израиля: конец израильского царства, изгнание и жизнь под властью других народов. Он обращается к Творцу с мольбой: «Всевышний, Б-г Израиля! Если Твой народ и далее будет видеть могущество нечестивых, люди сойдут с пути истины и сердца их перестанут трепетать пред Тобой. И это будет выглядеть так, будто Ты заставил этих глупцов оставить истинный путь». Это напоминает сказанное Моше: «И скажут народы, которые слышали о славе Твоей, так: “Из-за того, что нет у Б-га сил привести народ этот в страну, которую Он обещал им, погубил Он их в пустыне”» (Бемидбар, 14:15,16). Завершает Йешаяу свою мольбу просьбой о том, чтобы Всевышний не допустил осквернения Своего Имени: «Возвратись ради рабов Твоих, колен наследия Твоего!» (63:17).

Малахи, один из двенадцати «малых пророков», приводит слова тех, кто озабочен явным процветанием злодеев: «Всякий творящий зло хорош в глазах Г-спода, и им благоволит Он» — или: «Где Б-г, творящий правосудие?» (2:17). Он говорит о долгом изгнании так: «Сказали вы: “Тщетно служить Б-гу! Какая польза от того, что не нарушали мы Его запреты и страдали [из-за веры в] Г-спода воинств? А теперь считаем мы счастливыми нечестивых”» (3:14,15). Но придет время, когда Всевышний откроет истину: «И различать будете между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему» (3:18).

Из всех этих загадочных мест в Танахе может показаться, что Всевышний вынуждает человека согрешить. Я уже объяснил смысл всех этих отрывков совершенно ясно и однозначно. Если вы внимательно изучите мое объяснение, то придете к выводу, что оно соответствует истине.

И потому я продолжаю настаивать на сформулированном мной принципе, согласно которому выполнение или нарушение заповедей зависит только от свободы воли человека. Человек – безраздельный хозяин своих действий; он волен поступать так или иначе; однако Всевышний может, как я объяснял, в наказание за прежние грехи лишить его свободы воли. И точно так же всецело во власти человека приобрести положительные или дурные свойства, а потому он должен всеми силами стремиться стать лучше, что зависит лишь от него самого, как сказали мудрецы в своих поучениях: «Если не я за себя, то кто за меня?» (Авот, 1:14).

[БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ]

Хочу дополнить сказанное еще одним аспектом темы, чтобы исчерпать ее полностью. И хотя первоначально в мои намерения не входило об этом говорить, я все же почувствовал такую необходимость. Речь пойдет о всеведении Всевышнего, что часто приводят как аргумент в споре с нами верящие в предопределение Свыше, будет человек творить добро или зло. Они утверждают, что человек лишен свободы действий, поскольку его выбор заранее определен Б-жественным предвидением. Эти люди задают вопрос: «Знает ли Всевышний, что конкретный человек будет хорошим или дурным?» Если ответить положительно, рассуждают они, то получается, что человек вынужден поступать в соответствии с этим, в противном случае это знание не будет полным и совершенным. Нельзя же, в самом деле, сказать, что Творцу неведомо будущее, — это было бы отрицанием одной из основ нашей веры. А теперь ознакомьтесь с тем, что я могу сказать по этому поводу, вдумайтесь в мои слова, и я надеюсь, что вы непременно согласитесь с ними.

[МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ИДЕИ]

Основной принцип науки о Б-жественном, которую мы называем метафизикой, состоит в том, что такие понятия, как «знание» или «жизнь», в применении ко Всевышнему означают совсем не то же самое, что в применении к человеку. Различие состоит в том, что человек существует отдельно от знания, а знание – от него; они представляют собой две разные сущности. Но невозможно перенести такое понимание на Всевышнего, ибо это означало бы признание наличия множества первичных сущностей. Если не признать, что Б-г полностью един со Своими атрибутами, мы были бы вынуждены сделать вывод, что не только Он Сам, но и Его знание, Его жизнь, Его могущество значимы сами по себе.

Теперь я приведу лишь одно, очень простое доказательство [существования свободы выбора], хотя существуют многие другие убедительные доводы, способные помочь нам в решении этой проблемы. Итак, не подлежит сомнению, что Б-г и Его свойства – суть одно и то же. Он одновременно и знание, и познающий, и познаваемый; Он и жизнь, и живущий, и Источник Своей жизни. То же самое можно сказать про все Его атрибуты. Идею эту нелегко постичь, и потому не надейтесь полностью проникнуться ее пониманием, прочитав несколько строк, ее излагающих.

В соответствии с этим принципом святой язык не допускает [сопряженной формы —] смихут11 — «хей12 а-Шем» («жизнь Всевышнего»), хотя можно сказать, например, «хей-фаро» – «жизнь фараона» (см. Брейшит, 42:15). Ибо данная грамматическая конструкция служит для соединения двух различных понятий и не может соединять понятия идентичные. Поскольку жизнь Б-га это Его сущность, а Его сущность это Его жизнь, и оба эти понятия тождественны друг другу и между ними нет никакого различия, то слово «хай» – «жизнь» – не может быть употреблено в форме смихута (хей) рядом со словом «Всевышний». Однако допустимо выражение «хай13 а-Шем» – «Б-г — Источник жизни» («Млахим I», 18:15). Оно появляется также у Ирмеяу: «Так же истинно, как то, что Б-г — Источник жизни, сотворивший души наши…» (38:16). Ибо смысл этого выражения в том, что Всевышний и Его жизнь едины. Метафизика14 часто говорит, что человеческий разум не в силах постичь сущность Всевышнего. Причина этому кроется в том, что Его сущность совершенна, в то время как разум человека далек от совершенства и потому человек не может познать ее в том смысле, как мы понимаем знание15. Наш разум не способен постичь Его точно так же, как наши глаза не могут смотреть прямо на солнце, что объясняется невероятной яркостью его света, во много раз превосходящей возможности нашего зрения. Мудрецы много рассуждают на эту тему, и все сказанное ими абсолютно истинно. Из всего изложенного выше делаем следующий вывод: мы не можем понять, что такое знание Всевышнего, ибо Он и есть Его знание, а Его знание ничем не отличается от Него Самого.

Те, кто задается вопросом, каким образом всезнание Творца сочетается со свободой воли человека, не понимают этой замечательной идеи. Они признают, что истинная сущность Всевышнего не поддается пониманию человека; тем не менее, они пытаются понять, что такое знание Всевышнего, думая, что эти попытки могут оказаться успешными. Но и это, разумеется, невозможно. Если бы человеческий разум был в состоянии постичь знание Всевышнего, это было бы равносильно постижению Его сущности, поскольку это одно и то же. Полное, совершенное знание о Всевышнем означает понимание Его в Его сущности, что включает постижение Его знания, Его силы, Его воли, Его жизни и всех остальных Б-жественных атрибутов.

Итак, доказано, что все попытки постичь природу знания, свойственного Творцу, заведомо обречены на неудачу. Все, что мы можем сказать, – это то, что Всевышний существует и Ему присуще знание. Если же кто-то спросит: «Какова природа этого знания?» – единственным правильным ответом на это будет: «Мы не знаем», — так же, как мы не в состоянии постичь природу Его сущности. А к тем, кто пытается постичь сущность бытия Б-га, Писание обращается с укоризной: «Добьется ли своей цели тот, кто пытается постичь Б-га?» (Йов, 11:7).

Вникните в сказанное мною выше о том, что человек обладает полной властью над своими действиями и что только от него зависит, творить ли добро или зло, без всякого принуждения со стороны Всевышнего. И потому справедливо, что ему даны заповеди и что за свои поступки он получает награду или наказание. В этом не может быть никаких сомнений. Что же касается возможности постичь природу знания, которым обладает Всевышний, и каким именно образом Он знает все, то мы уже указали, что это лежит за пределами человеческого разумения.

Вот и все, что я хотел изложить в этой главе. Теперь же пришло время завершить предисловие и приступить к комментариям к самому трактату «Авот».

Примечания:
[1] В этой главе РАМБАМ обсуждает в достаточно популярной форме соотношение между детерминизмом и свободой воли, которой обладает человек. Подзаголовки в квадратных скобках добавлены переводчиком для лучшего понимания текста.
[2] Греческий врач Гален, живший во втором веке н.э., разработал теорию, согласно которой темперамент человека зависит от преобладания в его организме одной из четырех жидкостей (флюидов), каковыми являются кровь, флегма, черная желчь и желтая желчь. Соответствующие типы темперамента: сангвиник (теплый, приятный), флегматик (апатичный), меланхолик (печальный) и холерик (вспыльчивый).
[3] Наоборот, ему за это полагалось бы поощрение, ибо он исполнил волю Небес. Здесь можно провести такую аналогию: человек нанимает двух работников: одного – чтобы построить дом, другого – чтобы его разрушить. Он должен заплатить обоим: и строителю, и разрушителю (рабейну Саадья Гаон, «Эмунот ве-деот», 4:4).
[4] Человеку известно, что каждый его поступок совершается только по его собственной воле. Он сам решает, говорить или молчать, давать или брать. Рабейну Саадья Гаон говорит так: «Всевышний не вмешивается в действия человека. Он не вынуждает его ни поклоняться Себе, ни бунтовать против Себя» («Эмунот ве-деот», 4:4).
[5]
Речь идет о воине, который построил дом, посадил виноградник или обручился с женщиной. Перед боем его отпускают домой, как сказано: «…чтобы не погиб он на войне…» — и не стал другой жить в его доме. Но если бы было заранее предопределено, что ему не доведется жить в собственном доме или жениться на своей суженой, не было бы никакого смысла освобождать его от военной службы: ведь если ему суждено умереть, он умрет так или иначе, если же предназначено остаться в живых, он вернется с поля боя целым и невредимым.
[6] Это относится к залогу в связи с займом. Тора требует вернуть ближнему его одежду или постельные принадлежности, взятые в залог, до захода солнца.
[7] Например, сказано: «Человек не ушибет пальца в этом мире внизу, если это не предначертано на Небесах наверху» (Хулин,7б).
[8] В «Мидраш раба», гл. Шмот, сказано: «Когда Всевышний создавал этот мир, Он обусловил сотворение морских вод тем, что они расступятся во время перехода евреев через Красное море; огня — тем, что он не сожжет Хананью, Мишаэля и Азарью, когда Невухаднецар прикажет бросить их в печь; львов — тем, что они не причинят вред Даниэлю, когда его поместят в ров со львами» (21:6).
[9] Наш перевод РАМБАМа в этом месте основывается на комментариях р. Авраама Горовица («Хесед Авраам»).
[10] Фараон и египтяне понесли кару за то, что угнетали народ Израиля, а Сихон – за злодейства, совершенные им в прошлом.
[11] Эта грамматическая конструкция состоит из сочетания двух слов. Например, слово баним («сыновья») в сочетании со словом Яаков (сыновья Яакова) звучит как бней-Яаков; байт («дом») в сочетании со словом мелех («король») звучит как бейт а-мелех («дом короля»).
[12] «Эй» пишется с огласовкой цэйре, передающей звук «эй».
[13] «Хай» пишется с огласовкой патах, передающей звук «а».
[14] Здесь РАМБАМ имеет в виду философские труды Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Его идеи имели необычайно сильное влияние в поколении РАМБАМа, и многие были озадачены противоречиями между его философией и Торой. РАМБАМ пытался показать, что Тора и философия во многом сходятся, однако и он признавал их расхождение по некоторым вопросам. Они рассматриваются в его книге «Море невухим»: это сотворение мира Всевышним ex nihilo, управление Творцом судьбою отдельного человека («ашгаха пратит»), наличие свободы воли у человека и тот факт, что всеведение Творца не нарушает принципа свободы воли.
[15] Поскольку Творец является Первопричиной и не существует никаких причин, вызывающих Его бытие, мы не в силах постичь Его сущность — ибо для постижения любой сущности необходимо знать причины ее возникновения.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе РАМБАМ:
Система Orphus