Вечность законов Устной Торы

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов
10.03.2009 | 3490 | (6)
Источник: Итваадует 5752 том 1, стр. 178-187
Вечность законов Устной Торы
Вечность законов Устной Торы

Обзор на тему «Законы Устной Торы, которые никогда не отменяются» в связи с завершением изучения книги РАМБАМа. По выступлениям Ребе Короля Мошиаха во второй день Рош а-Шана, ночь «хол-амоэд» Суккот и ночь Симхат Тора 5752 года.

Сборник законов РАМБАМа «Мишне Тора» обладает особой значимостью даже по отношению к книгам ТАНАХа. Ведь это книга, в которой объясняются законы Устной Торы. Мы знаем, что «все книги Пророков и Писаний в будущем, в Дни Мошиаха отменяются», но «заповеди Устной Торы не отменяются никогда», как и Пятикнижие. Вечность Торы включает в себя объяснение ее заповедей Устной Торой.

На это намекает тот факт, что «Мишне Тора» завершается законам о Мошиахе и Освобождении: ведь именно в Дни Мошиаха раскроется полнота законов Устной Торы, которые не отменяются вечно. Эти и являются содержанием книги РАМБАМа, включающей в себе законы Устной Торы, изучаемые в продолжение к Пятикнижию.

В настоящее время действует правило, что закон определяется по мнению школы Гилеля. В будущем же закон будет устанавливаться по школе Шамая. То есть множество законов Устной Торы по мнению школы Гилеля будут заменены законодательными решениями по мнению школы Шамая!

Более того, есть мнения, что заповеди вообще будут отменены во времена воскрешения из мертвых. По этой причине, например, ткань из смеси шерсти и льна («шаатнез») годится для изготовления похоронного одеяния.

Как заповеди могут быть отменены?

Вначале надо объяснить идею «отмены заповедей»: разве это не противоречит вечности Торы?!

На первый взгляд, можно было бы сказать, что выполнение заповедей изначально предусматривалось только на период изгнания. Но этого объяснения недостаточно, потому что причиной вечности заповедей является то, что они — воля Всевышнего, т.е. не направлены на некоторую цель, по достижении которой они отменяются.

Давайте разберем подробно идею «заповеди отменяются в будущем». Как мы уже сказали, похоронное одеяние можно делать из «шаатнеза». Отсюда рав Йосеф сделал вывод: «Это значит, что заповеди отменяются в будущем». Абайе возразил: «Но ведь сказано, что „шаатнез“ можно использовать только для оплакивания, но не для того, чтобы хоронить в нем». Рав Йосеф ответил на это, что по словам р. Йоханана можно и хоронить в „шаатнез“, потому что мертвые свободны от заповедей.

Непонятно следующее:

Мотив р. Йоханана действует только пока человек мертв, но не действует на этапе воскрешения. И самое главное: в трактате Санедрин р. Йоханан учит наличие воскрешения из мертвых из того, что в будущем принесут пожертвование Аарону-первосвященнику. Значит он считает, что заповеди будут выполняться в будущем!

Мнение р. Йоханана, что «мертвые свободны от заповедей», — объяснение словам р. Йосефа, что «заповеди отменяются в будущем»: идея «заповеди отменяются в будущем» касается только приказа человеку. В этом смысле, если человек умер, он становится свободен от заповедей. И в будущем, после воскрешения, на нем тоже не будет обязанности их выполнять, однако существование самих заповедей будет вечным.

В будущем не будет приказа для исполнения заповедей

Объяснение таково:

Приказ человеку возможен только тогда, когда человек представляет собой отдельное от Б-га существование. Когда существование человека, по окончании работы в мире во время изгнания, станет целиком пронизано волей Б-га, вплоть до того, что станет одним существованием с Б-гом, «приказ» окажется неуместен. Божественная воля будет выполняться само собой разумеющимся образом, вследствие самого существования заповедей.

Отсюда понятно, почему р. Йоханан, который считает, что разрешено хоронить в «шаатнез», потому что «заповеди отменятся в будущем», одновременно учит воскрешение из мертвых из принесения пожертвования Аарону.

Заповедь принесения пожертвования будет и после воскрешения, но не как приказ человеку, который сделается «свободным от заповедей» в положительном смысле — он не будет нуждаться в приказе для выполнения заповеди. Поэтому можно хоронить в «шаатнез», поскольку приказа, запрещающего эту смесь не будет. Хотя, конечно, воскреснув, человек не останется в «шаатнез», так как воля Б-га отрицает «шаатнез».

Это подчеркивается тем, что во фразе «заповеди отменяются в будущем» говорится именно про заповеди, а во фразе «законы Устной Торы не отменяются» — говорится именно про законы Торы.

Разница между заповедями и Торой

Заповеди являются указаниями человеку, как вести себя в материальном мире. Они выражают волю Всевышнего, касающуюся человека и мира. Тора же предшествует миру. Она не направлена на регламентацию поведения человека и мира. Отсюда следует, что заповеди отменяются по причине достижения человеком и миром высшего уровня. Но законы Торы этим никак не отменяются.

На основании этого становится понятно, что законы, принятые по мнению школы Гилеля в будущем не отменятся.

Сказано, что «спор во имя Небес в конце концов осуществляется». О каком споре идет речь — о споре Шамая и Гилеля». Но как это может осуществиться, ведь речь идет о двух противоположных мнениях?

Мы знаем, что как слова Гилеля, так и слова Шамая являются выражением Божественной воли.

АРИ объясняет, что в будущем закон будет по мнению школы Шамая. Но этого недостаточно. Да и как может аннулироваться закон, вынесенный по мнению школы Гилеля, в соответствии с которым соблюдало Тору множество поколений евреев. Это ведь снижение в святости! И особенно в Дни Мошиаха!

Два этапа в Дни Мошиаха

На втором этапе Дней Мошиаха, когда «заповеди отменятся», закон будет одновременно и по мнению Шамая, и по мнению Гилеля!

Спор между школами Шамая и Гилеля касается только исполнения заповедей, как они относятся к миру и человеку, поэтому в них существует противоположные движения. Со стороны же «законов Торы», воли Б-га, все это одно целое. И с Его стороны они способны воплотиться в мире в той форме, как они в Сущности Благословенного, утверждение и отрицание вместе, т.д.

В первый этап прихода Мошиаха, до воскрешения из мертвых, закон вынужден следовать одному из мнений, т.к. иного не допускают рамки физического мира. Но в следующий период, когда «отменяются заповеди» как приказ человеку, и остается только идея заповедей, как воли Б-га, закон будет по обоим мнениям, как воля Б-га находится в Его Сущности.

В соответствии с этим, по мнению РАМБАМа также полную награду мы получим в мире воскрешения. Просто РАМБАМ не пишет об этом прямо, как не пишет прямо о втором этапе Дней Мошиаха. Потому что цель его «книги законов» достигается в завершении исполнения заповедей в нашем мире. Но так как истинная цель книги РАМБАМа — «законы Торы», как они со стороны воли Б-га, то подводя итоги, он намекает на состояние «мира воскрешения». Тогда раскроется истинная идея «законов Торы», не направленных на человека, но являющихся «знанием Творца», что и является основной и полной наградой. Существование человека и мира аннулируется и покрывается полностью «знанием Б-га» «как вода покрывает море».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):