СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 11:17

Рассказ про богатого еврея, яхту и капитана

В первый раз капитан подумал, что хозяину яхты просто так хочется знать, где именно находится восток, но когда это повторилось несколько раз, капитан очень удивился. Поэтому он спросил: «Извините меня за вопрос, но вы не капитан, и даже не моряк, зачем же вам необходимо постоянно знать, где восток?»

6120 (1) мин.
Свободный перевод:А. БрусиловскаяИсточник: беседа последнего дня Песах 5743 г.

Этот рассказ про одного еврея, которому Всевышний дал большое богатство. Кроме всего прочего, у этого еврея была яхта, на которой он время от времени отправлялся в плаванье. Среди морских просторов еврей наслаждался отдыхом от повседневной суеты, но когда наступало время молитвы, он прежде всего отправлялся к капитану яхты. Зачем он это делал? Дело в том, что молитву необходимо читать повернувшись лицом на восток — по направлению к Иерусалиму, а узнать, где восток посреди моря можно было только, спросив у капитана.

Этот еврей — хозяин яхты — не стеснялся своей принадлежности к избранному народу и ни от кого не скрывал того, что он еврей. Поэтому перед молитвой он шел прямиком в капитанскую рубку.

В первый раз капитан подумал, что хозяину яхты просто так хочется знать, где именно находится восток, но когда это повторилось несколько раз, капитан очень удивился. Поэтому он спросил богача: «Извините меня за вопрос, но вы не капитан, и даже не моряк, зачем же вам необходимо постоянно знать, где восток?»

Еврей объяснил капитану, что он спрашивает, где восток, потому во время молитвы он должен стоять «перед Всевышним», а так как молитвы проходят через место, где стоял Храм в Иерусалиме — то ему необходимо повернуться лицом к этому святому городу. Поэтому-то он и должен знать где восток, ведь именно в этой стороне находится Иерусалим.

Капитан яхты был очень впечатлен таким ответом. Он ответил: «Если такой человек, как вы — преуспевающий бизнесмен, на которого служат другие люди (в том числе и я — капитан) — находите нужным 3 раза в день молится Всевышнему, и не просто мысленно обращаться к Нему, а совершать молитву особым образом, полностью отключаясь от всех своих дел, — то я тоже начну думать о Всевышнем!»

Так я слышал этот рассказ от второго лица, то не знаю, сказал ли капитан яхты, что тоже начнет молиться Всевышнему, но на самом деле даже сами мысли о сущности Всевышнего являются подобием молитвы, кроме того мысли о Всевышнем являются отрицанием веры в идолов — а значит сами эти мысли являются исполнением одной из семи заповедей потомков Ноя.

Кроме того: так как природа заповеди — притягивать еще одну заповедь, то понятно, что данное происшествие повлияло на капитана и побудило его начать думать о Всевышнем. Он продолжить думать о Всевышнем и в последующие дни, а значит, если его посещала мысль сделать что-то, что не совсем соответствует нормам честности и праведности, он сразу же вспоминал о существовании Творца этого мира — и не делал это! И если бы люди выяснили у капитана о том, как протекала его жизнь после этого случая, то они бы убедились, что так оно и было.

И это указание каждому еврею и еврейке, даже самому простому еврею — из «дровосеков и водовозов» — он также может и обязан влиять на другие народы, чтобы те начали соблюдать семь заповедей, данных потомкам Ноя. И если еврей твердо и уверенно ведет себя, исполняя заповеди, то это влияет на людей, которые находятся вокруг него.

Из приведенного выше рассказа видно, что тот еврей — хозяин яхты — вовсе не собирался исполнить указание Маймонида влиять на другие народы, он просто твердо и уверенно выполнял заповеди, и когда ему необходимо было знать, где восток, то он не стеснялся спросить об этом нееврея. Результатом этого стал переворот в душе нееврея, его соединение со Всевышним и отрицание им идолопоклонства, что является исполнением одной из семи заповедей потомков Ноя.

И как уже было сказано, несмотря на то, что, на первый взгляд, это событие было совершенно случайным, в нем ясно видно Божественное Провидение — поэтому у этого поступка есть сила перевесить чашу весов добра в суде, который судит весь мир, как написано об этом у Маймонида («Законы о раскаянии», ч. 3, закон 4): «Соверши одну заповедь, ведь она может перевесить чашу весов в добрую сторону и спасти его и весь мир».

Опубликовано: 21.06.2009 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter