Пурим: раскрытие сокрытого

Свободный сокращенный перевод: Шолем Лугов
04.03.2014 | 2193 | (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 6, стр. 200-206
Пурим: раскрытие сокрытого
Свиток Эстер

Сказано в Талмуде, что если человек читает Свиток Эстер не по порядку, то он не исполняет эту заповедь. Баал-Шем-Това объяснил это так: когда человек читает Свиток с мыслями, что сказанное в нем относится только к прошлому, что чудо происходит не сегодня — он не исполняет заповедь. Цель чтения Свитка состоит в том, чтобы извлекать из его содержания урок, как еврей должен вести себя сегодня.

Это справедливо в отношении всех событий, о которых рассказывается в Свитке Эстер, а тем более это касается той фразы, в которой объясняется название праздника — Пурим. Ведь название всякой вещи отражает ее суть и тогда эта фраза отражает суть праздника. И в этом есть вечное указание во все времена и во всех местах, как для всего еврейского народа, так и для каждого еврея в отдельности.

Сказано: «Поэтому и назвали эти дни „пурим“ — по названию „пур“». Но ведь «пур» — это персидское слово. Когда сказано, что Аман бросил «пур», то сразу объясняется, что это был жребий. То есть, слово «пур» переводится с персидского на святой язык, на котором написан Свиток Эстер. Возникает вопрос: почему название праздника происходит от персидского слова, а не от его перевода на святой язык — «гораль»? Ведь все еврейские праздники, включая Хануку, имеют названия на святом языке.

Другой вопрос: название праздника должно было отражать, подобно другим праздникам, чудо спасения евреев от указа Амана. Но название «Пурим» напоминает нам о самой опасности, когда злодей Аман решил уничтожить евреев.

Еще одна любопытная вещь, которую нужно отметить: Свиток Эстер, это единственная книга ТАНАХа, в которой не упомянуто Имя Всевышнего. Это указывает на большое сокрытие, что немного странно: ведь в обычном разговоре еврей должен постоянно упоминать Имя Всевышнего и даже письма на будничные темы мы начинаем словами «Слава Б-гу». А тут мы видим, что целая книга ТАНАХа не упоминает Всевышнего!

Как было сказано, название всякой вещи отражает ее суть. Также и суть Свитка Эстер проявляется в его названии — «Свиток» или «Свиток Эстер». Имя «Эстер» намекает на сокрытие (от слова «эстер», сокрытие). С другой стороны, слово «свиток» («мегила») намекает на раскрытие (от слова «гилуй», раскрытие). Так как в названии одной и той же книги есть две противоположности, то это относится и к самому празднику Пурим: с одной стороны, этот праздник носит персидское название, которые связано с негативными для евреев событиями (сокрытие), а с другой — дни праздника Пурим наполнены радостью и весельем, намного больше, чем в другие праздники.

Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, нужно сначала разобрать одно событие Пурима. Как мы знаем, у евреев были представители при дворе: Мордехай, который «сидел возле ворот короля» и который спас короля, а также сама Эстер — королева.

Когда им стало известно об указе против евреев, Мордехай и Эстер должны были, на первый взгляд, использовать свое положение и связи, чтобы отменить этот указ. Но мы видим, что Мордехай прежде всего надел рубище и вышел в город — он сам пробудился в раскаянии и побудил других евреев к этому. И только после этого он предложил Эстер пойти к королю. Также и сама Эстер повела себя подобным образом: перед тем, как получить аудиенцию у короля, она попросила Мордехая собрать евреев и поститься три дня. Более того, она сама тоже постилась вместе с ними.

На первый взгляд непонятно, зачем Эстер постилась сама, ведь она должна была предстать перед королем и выглядеть на уровне, а трехдневный пост не прибавил ей красоты?

Объяснение этому простое: Мордехай и Эстер точно знали, что указ против евреев был вынесен из-за их грехов и им было понятно, что для отмены указа нужно сначала было исправить то, что послужило его настоящей причиной. Поэтому их первым действием было побуждение евреев к раскаянию и всеобщий пост. Нужно также отметить, что просьба поститься была вызвана тем, что евреи ели и пили на пиру, который устроил Ахашверош, что нужно было исправить. И только после того, как причина указа была устранена, можно было уже обратиться к Ахашверошу, чтобы тот отменил указ, ведь теперь нужно было сделать также что-то в рамках законов природы. И это обращение было лишь «сосудом», в который облекалось спасение от Всевышнего.

Мораль такова: когда пришла беда, не думайте, что нужно бороться всеми доступными естественными путями. На самом деле необходимо прежде всего укрепить свою связь со Всевышним с помощью изучения Торы и соблюдения заповедей. И только после этого искать естественные пути, по которым придет спасение. Только в этом случае можно ожидать, что сверхъестественное спасение Свыше сможет облечься в материальные «сосуды».

Еврей должен знать, что он навсегда связан со Всевышним, который ничем не ограничен. Некто может подумать, что это возможно только в такое время, когда Божественное присутствие было явно раскрыто. На это дает ответ праздник Пурим, чудо которого произошло в то время, когда еврейский народ находился в изгнании, а спасение наступило не в силу естественных причин, а благодаря раскаянию и посту.

Теперь мы можем понять, почему название праздника происходит от персидского слова, почему оно связано с опасностью для евреев и почему в Свитке Эстер нет явного упоминания Имени Б-га.

Мы должны знать, что на самом деле невозможно ограничить еврея законами природы. Причем это относится не только к духовной сфере — Торе и заповедям, а также к его жизни в изгнании, когда еврей вынужден говорить на языке неевреев и не может упоминать вслух Имя Всевышнего. И так как есть правило в Торе, что Эсав ненавидит Яакова, то возможно, что при этом нееврей может стоить козни против еврея, «бросать жребий».

Но даже при этом еврей остается выше законов природы. Об этом говорит также название пуримского Свитка — «Мегилат Эстер», что можно интерпретировать как «раскрытие сокрытого». И жребий также символизирует собой непредсказуемость того, что находится выше законов природы. А отсутствие явного упоминания Имени Всевышнего намекает на то, что в этот момент раскрывается Сущность Всевышнего, которая выше всех Его имен.

И когда еврей читает Свиток Эстер таким образом, что все сокрытые вещи («эстер») становятся для него открытыми («мегила») и он делает это «не в обратном порядке», а как это актуально в данный момент, то тогда он достигает великой радости, выходя при этом за рамки обычного восприятия. И благодаря этому мы приближаем Освобождение с приходом праведного Мошиаха.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):