У кого нет отдыха ни в этом, ни в грядущем мире?

Сокращенный перевод: Шолем Лугов
22.04.2014 | 1543 | (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 15, стр. 148-155
У кого нет отдыха ни в этом, ни в грядущем мире?

1. Две версии в конце трактата «Брахот» и «Моэд катан»

В Талмуде есть две версии высказывания наших мудрецов о том, у кого нет отдыха ни в этом мире, ни в грядущем мире — у раввинистических ученых («талмидей хахамим») или у праведников. Понятно, что разница между этими версиями отражает различие в их содержании: если речь идет об ученых, то подчеркивается важность изучения Торы, а если о праведниках, то совершение добрых дел.

Нужно понять смысл этой разницы между двумя версиями.

2. Тора и заповеди — бесконечность и ограниченность

Идею «у ученых нет отдыха…» АРИЗАЛ объясняет так: «В мире после воскресения мертвых ученые занимаются Торой, поднимаются со ступени на ступень… Как Всевышний бесконечен, так и Тора не имеет границ».

На основании этого понятен смысл версии, что именно «у ученых нет отдыха», ведь только объект заповеди изучения Торы не имеет конца, поэтому также и субъект этой заповеди — ученые — не имеют отдыха, а постоянно поднимаются изучая Тору. Что касается заповедей, то несмотря на то, что также и они являются указаниями бесконечного Всевышнего, но сами они ограниченны. Более того, они обязательно должны быть ограничены — как согласно общему запрету добавлять к заповедям и убавлять от них, так и в отношении каждой конкретной заповеди: например, в тфиллин есть только четыре отрывка, а не пять… Поэтому у субъекта соблюдения заповедей есть ограничение.

Таким образом, отдых и его отсутствие соответствует ограниченности и бесконечности.

3. Обязанность субъекта в Торе и заповедях

Наподобие этого, есть различие между Торой и заповедями в отношении формы обязанности человека в них — субъекта. Обязанность изучать Тору не имеет границ, как пишет РАМБАМ: «Каждый мужчина в еврейском народе обязан учить Тору: как бедняк, так и богач; как здоровый, так и болезненный…» и время обязанности человека в этом постоянно. Что же касается заповедей, то в каждой из них есть ограничение в пространстве и времени.

4. Также и в заповедях есть аспект бесконечности

Но тогда очень трудно понять версию о праведниках, у которых нет отдыха: как может быть, чтобы у людей, которые занимаются исполнением ограниченных заповедей, не было отдыха, что ассоциируется с бесконечностью?

Отсюда следует, что также и в самих заповедях есть аспект бесконечности и тогда мы можем понять версию, что у праведников нет отдыха.

5. Отвлечение от изучения Торы для исполнения заповеди

Если какие-либо связанные с действием заповеди не могут быть исполнены другими людьми, закон предписывает отвлечься от изучения Торы, чтобы выполнит их.

На первый взгляд кажется, что это правило доказывает, что и в заповедях есть аспект бесконечности, ведь если бы они были только ограниченными, как можно было отвлечься от изучения бесконечной Торы?

Но, на самом деле, это не является доказательством того, что заповеди являются неограниченным, так как это правило действительно не из-за особого достоинства заповедей, а из-за того, что ущерб в исполнении заповедей также влечет за собой ущерб в изучении Торы.

6. Изучение Торы без исполнения заповедей не является совершенным

В отношении приведенного выше закона говорит Алтер Ребе: «Следует приостановить учение… ибо в этом вся суть человека и, как говорят мудрецы, конечная цель мудрости — это раскаяние и добрые дела. Если же человек не делает так, то выходит, что он учил не для того, чтобы выполнять…»

Из того, что упомянув позитивную причину («следует приостановить учение и выполнить заповедь»), так как «в этом вся суть человека» — соблюдать заповеди, Алтер Ребе добавляет: «Если же человек не делает так, то выходит, что он учил не для того, чтобы выполнять…» (то есть, без исполнения заповеди также и изучение Торы не является полным), понятно, что причина «в этом вся суть человека» не достаточна для того, чтобы заповедь смогла приостановить изучение Торы. Ведь хотя соблюдение заповедей является сутью человека, но, несмотря на это, будучи ограниченными они не могут отложить изучение бесконечной Торы. Поэтому Алтер Ребе добавляет: «Если же человек не делает так, то выходит, что он учил не для того, чтобы выполнять…»

7. Заповеди — ограниченность и бесконечность

Все дело в том, что в заповедях есть два аспекта, — как это видно из благословения, которое мы произносим перед их выполнением: есть общая часть для всех заповедей «что освятил нас своими заповедями» и конкретная часть для каждой заповеди. У каждой заповеди есть свои особенности, отличающие ее от других, ввиду ограниченности заповедей, а также общая идея, благодаря чему заповеди бесконечны.

Эта общая идея — желание Всевышнего — выше всех ограничений.

Также известно, что соблюдающий заповедь человек в этот момент освобожден от выполнения других заповедей, так как заповеди включены одна в другую. Поэтому, когда человек исполняет одну из заповедей, он как будто выполняет все остальные, связываясь при этом с аспектом бесконечности в них.

8. Две версии: частная и общая идеи в заповедях

Как это относится к самим заповедям, также это относится и к исполнению их евреями. Хотя заповеди отличаются друг от друга и ограниченны различными условиями, но на еврея возложена постоянная обязанность исполнять заповеди, как сказали наши мудрецы: «Я был создан для того, чтобы служить Всевышнему».

9. Ученые и праведники — нет у них отдыха

Теперь мы можем понять разницу между двумя версиями — двумя подходами: со стороны ограничений в заповедях только у ученых нет отдыха, но со стороны бесконечности заповедей у праведниках нет отдыха.

10. Грядущий мир в соответствии с двумя версиями

Но все еще требуется объяснить такую вещь: причина того, что «у ученых нет отдыха… ни в грядущем мире», заключается в том, что как говорит АРИЗАЛ: «Это тайна того, что „выходит человек для труда своего“ — заниматься Торой в том, что он делал в этом мире…».

Поэтому только у ученых нет отдыха в грядущем мире, ведь в раю, куда человек выходит из этого мира, есть только аспект его труда в отношении его изучения Торы, но не соблюдения заповедей.

Согласно этому непонятна версия о праведниках: хотя и в исполнении заповедей есть бесконечный подъем, но как можно сказать, что у праведников нет отдыха в грядущем мире, ведь в раю нет соблюдения заповедей?

Объяснение такое: известно, что выражение «грядущий мир» можно понимать двояко: это либо рай, либо время после воскрешения мертвых. На основании этого можно сказать, что выражение «грядущий мир» соответствует двум версиям: по версии, что «у ученых нет отдыха» выходит, что грядущий мир — это рай, в котором есть только работа по изучению Торы, а по версии, что «у праведников нет отдыха» выходит, что грядущий мир — это время после воскрешения мертвых, когда снова будет актуальным исполнение заповедей.

11. Мир после воскрешения мертвых состоит из двух периодов

На первый взгляд можно возразить на это. Сказали мудрецы, что «заповеди отменятся в грядущем» и Алтер Ребе объясняет, что это будет после воскрешения мертвых. Кроме этого, объясняется в хасидизме, что высказывание о том, что у праведников нет отдыха и они понимаются со ступени на ступень относится к подъемам в раю, а в грядущем наступит время субботы и отдыха, что касается также и подъемов. Тогда как это соответствует нашему объяснению, что согласно версии, что у праведников нет отдыха в грядущем мире, речь идет не о рае, а о времени после воскрешения мертвых?

Объяснение такое: время после воскрешения мертвых делится на два периода. Первый период это то время, о котором говорит каждый еврей «и там будем делать перед Тобой… как заповеди Твоего желания», когда будет исполнение заповедей и, поэтому, будут также связанные с этим подъемы. А во втором периоде заповеди отменятся.

Одним из доказательств этого является следующее: наши мудрецы сказали, что в будущем Моше и Аарон будут с нами приносить жертвоприношения — это и есть исполнение заповедей. Особенно, когда вся идея жертвоприношений состоит в том, что при этом происходит подъем животных снизу вверх. Отсюда мы видим, что также после воскрешения мертвых будут заповеди и подъемы…

12. В раю нет понятия времени

Но есть еще вещь, которую требуется понять: суть идеи «нет у них отдыха» состоит в том, что подъемы праведников постоянные, без перерывов. Но из объяснения выше, что речь идет о времени после воскрешения мертвых, следует, что у них есть перерыв, когда они находится в раю, где нет работы по исполнению заповедей?

Было сказано, что соблюдение заповедей возможно только в этом мире, когда душа находится в теле, а когда душа в раю без тела — невозможно соблюдение заповедей.

Поэтому, по отношению к работе праведников, которая может осуществляться только в тот момент, когда душа находится вместе с телом, время ее нахождения в раю (где нет тела) не является реальностью.

Говоря по простому: соблюдение заповедей связано с телом и поэтому обязывает наличие тела. Но когда нет тела вместе с душой, то нет здесь совсем понятия времени. Следовательно, такой период, когда у душ праведников в раю нет подъема, не считается перерывом в их подъеме.

13. У полных праведников также и в раю есть подобие соблюдения заповедей

Ребе РАШАБ пишет, что дня полных праведников также и в раю светит бесконечный свет Всевышнего, облекающий все миры… И поэтому там есть подобие соблюдения заповедей… Как пишет РАМБАМ, что в грядущем мире (в раю) праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шхины.

В раю есть два аспекта: «с коронами на челе» — когда корона над головой, что соответствует познанию со стороны облекающего света и «наслаждаются сиянием» — что они знают и постигают, поднимаясь с уровня на уровень в постижении Торы.

Отсюда следует, что также и в раю есть подобие соблюдения заповедей и тогда, по крайней мере, для полных праведников нет там отдыха в отношении соблюдения заповедей — даже в раю.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):