СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 16:32

Суккот: на всех путях твоих...

Закон о шалаше обладает преимуществом над заповедью «четырех растений», потому что мы обязаны все дни праздника находиться в шалаше, и эта обязанность наступает в первый же вечер, с момента наступления праздника. А исполнение закона о «четырех растениях» начинается лишь на следующий день — утром первого дня праздника.

Источник: «Ликутей Сихот» том 2, стр. 417-418 07.10.2006 5609 мин.

Есть много заповедей, относящихся к Суккот, помимо закона о пребывании в шалаше. Тем не менее, праздник назван Суккот, а не именем другой заповеди, например «четырех растений».

Любавичский Ребе, Король Мошиах, предлагает одно из объяснений этому. Закон о шалаше обладает преимуществом над заповедью «четырех растений», потому что мы обязаны все дни праздника находиться в шалаше, и эта обязанность наступает в первый же вечер, с момента наступления праздника. А исполнение закона о «четырех растениях» начинается лишь на следующий день — утром первого дня праздника. Закон о пребывании в шалаше, помимо того что вступает в силу с первой минуты наступления праздника, еще и требует подготовки к нему. Ведь шалаш это сооружение из четырех стен, которое нельзя изготавливать во время Суккот и необходимо построить до наступления праздника. (Более того, сам процесс строительства шалаша уже является заповедью.) А заповедь «четырех растений» можно подготовить и во время праздника.

Есть еще одно различие между заповедями шалаша и «четырех растений». Закон «четырех растений» ограничен: после благословения над ними, человек полностью выполнил свою обязанность по отношению к этой заповеди и больше не возвращается к ней в течений дня. А заповедь пребывания в шалаше продолжается непрерывно все время праздника до последнего дня.

Есть и другое преимущество заповеди «сукка» над всеми иными и даже заповедью «четырех растений». Все заповеди являются как бы частными, они относятся к какой-то части тела человека. Эту заповедь он исполняет этим органом, иную — другим, но ни одна заповедь не охватывает всего человека целиком. Заповедь же пребывания в шалаше относится ко всему телу человека и ко всему, что он делает, даже к его личным делам — тем самым делам, которыми он занимался и неделю назад. Но сегодня, выполняя их во время пребывания в шалаше, он превращает их в исполнение заповеди.

Известное изречение наших мудрецов гласит: «Бездомный — не есть человек», т.е. у него нет целостности человека, ибо человек должен иметь свое жилье. Это изречение относится не только к тому времени, когда человек пребывает в своем жилище, а подразумевает его полноценность при наличии собственного дома, даже когда он находится на улице. Когда наступает праздник Суккот, квартирой человека на протяжении семи дней становится шалаш. Отсюда следует, что, даже не находясь в шалаше, но установив его местом своего проживания, человек каждым своим поступком связан с заповедью «сукка».

В канун Суккот, которым начинается вторая половина месяца Тишрей, также нужно особо остановиться на значении наступающих дней и связи их с первой половиной месяца. Начало Тишрей было проникнуто атмосферой покаяния, когда евреи стремились поднять себя — все выше и выше — к более духовному, к Божественному.

Вторая часть месяца Тишрей имеет другое назначение — привнести Божественное в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало радость, пение, желание танцевать, и в этом — центральный смысл Суккот, «времени нашей радости».

Месяц Тишрей является «общим» на весь год, и все его заповеди служат поучением для каждого еврея на протяжении всего года. Смысл заповеди «сукка» в том, чтобы «на всех путях твоих ты познавал Его», т.е. чтобы любые дела еврея были связаны со Всевышним. Нужно служить Ему не только во время изучения Торы и молитвы, но даже и обыденные дела необходимо связывать с Ним. Силы для этого мы черпаем из заповеди «сукка». Именно она дает ему силы весь год и во всех делах быть подвластным Б-гу...

Один из самых важных законов Суккот — мицва «четырех растений». Тора предписывает нам взять «лулав» — длинный нераспустившийся побег финиковой пальмы, «этрог» — превосходный цитрусовый плод, похожий на лимон, «адасим» — веточки пахучей мирты и «аравот» — ветви скромной ивы. Мы привязываем адасим и аравот к лулаву и, поддерживая их рядом с этрогом, произносим особое благословение над всеми четырьмя растениями.

Мидраш объясняет значение этой заповеди следующим образом.

Этрог. Как этрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучившие Тору и выполняющие все заповеди. (Вкус здесь символизирует наслаждение и удовольствие от изучения Торы.)

Лулав. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и в народе Израиля можно найти тех, кто изучает Тору, не совершая при этом добрых дел, в то время как изучение Торы должно вести к соблюдению заповедей.

Адасим. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, кто ведет добропорядочную жизнь, но не учит Тору.

Аравот. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди народа Израиля можно отыскать тех, кто не учит Тору и не совершает добрых дел.

Всевышний говорит: «Свяжи их всех в один пучок, и дополнят они один другого». Таким образом, внутренний смысл этой заповеди, объединяющей растения от этрога с его замечательным запахом и вкусом до аравы без вкуса и запаха, — в объединении всех евреев, которые должны стать «единой группой, чтобы свершать Твою волю от чистого сердца».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter