Книга «Тания», глава №3

Перевод с дополнениями Даниэль Булочник
17.08.2003 | 4181 | (0)
Комментарии: рав Йосеф Вайнберг, Lessons In Tanya
Книга «Тания», глава №3

Десять сил души, составляющие разум и силы эмоций. Хохма – первый проблеск мысли, Бина – ее развитие, Даат – связь мысли со Всевышним. От действия этих трех ступеней разума рождаются любовь к Б-гу и страх пред Ним. Глава четвертая Три одеяния Б-жественной души – мысль, речь и действие, связанные с Торой и заповедями. Единство с Б-гом, достигаемое через одеяния Б-жественной души.

КАЖДЫЙ ИЗ ТРЕХ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ВИДОВ И СТУПЕНЕЙ ДЕЛЕНИЯ ДУШИ — НЕФЕШ, РУАХ И НЕШАМА — ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ДЕСЯТЬ СИЛ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДЕСЯТИ ВЫСШИМ ИСПУСКАЮЩИМ СВЕТ СФЕРАМ, ОТ КОТОРЫХ ОНИ СПУСТИЛИСЬ ПО ЦЕПОЧКЕ ВНИЗ. ОНИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ ЧАСТИ (эти 10 сферы разделены 2 главные категории): ТРИ ИЗ НИХ, НАЗЫВАЕМЫЕ «МАТЕРИ», И СЕМЬ «ДВОЙНЫХ» СФЕР — это 2 категории: 3 матери т.е. 3 верхние — являются источником и корнем, остальных семи сфер, как мать порождающая своих потомков, а семь двойных — это семь Б-жественных атрибутов, названных «двойные» т.к. эмоциональные атрибуты проявляют себя двояко, как будет объяснено далее, ТО ЕСТЬ ХОХМА [МУДРОСТЬ], БИНА [ПОСТИЖЕНИЕ] И ДААТ [ЗНАНИЕ], — И СЕМЬ ДНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ: ХЕСЕД [ДОБРОТА], ГВУРА [СТРОГОСТЬ], ТИФЕРЕТ [ВЕЛИКОЛЕПИЕ] И Т.Д. Первые три — интеллектуальные названы матерями а семь двойных — эмоциональные атрибуты, известные так же как 7 дней Творения: хесед (доброта), гвура (строгость), тиферет (восприятие прекрасного), Нецах (выносливость, стойкость), од (великолепие), йесод (основание), Малхут (царственность). Эти 7 атрибутов известны как 7 дней Творения, т.к ими Всевышний сотворил мироздание. Каждый день Творения происходил благодаря одной из сфер: первый день — доминирующей была сфира Хесед, во второй Гвура и т.д.

ТО ЖЕ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ДЕЛИТСЯ НА ДВЕ ЧАСТИ: РАЗУМ И СИЛЫ ЭМОЦИЙ — «МИДОТ». Так же как 10 высших сфирот делятся на 2 общие категории, тоже и с человеческой душой и её десятью качествами. Они подразделяются на 2 общие категории — интеллект и эмоции. РАЗУМ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ все обобщающих интеллектуальных сил ХОХМА, БИНА И ДААТ [ХАБАД], А МИДОТ, которые в человеческой душе носят те же названия как и верхние сферы — ЭТО ЛЮБОВЬ К Б-ГУ, ТРЕПЕТ, СТРАХ И ВОСХВАЛЕНИЕ ЕГО И Т.Д. Любовь соответствует сфере Хесед т.к они внутренние (эмоциональные) и внешние (практические) проявления одного и того же качества души (характера). Страх и трепет перед Б-гом соответствуют сфере Гвура и они оба её (Гвура) внутренние аспекты. Восхваление Его, соответствует сфере Тиферет. СИЛЫ ХАБАД НАЗЫВАЮТСЯ «МАТЕРИ» И ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЭМОЦИЯМ, ИБО ЭМОЦИИ ПРОИСХОДЯТ ОТ СИЛ ИНТЕЛЛЕКТА ХАБАД.

ХАБАД — проявления интеллекта — названы «матерями» они источник всех эмоциональных мидот. Сейчас стоит коротко объяснить, как функционируют сфирот Хохма Бина и Даат — (ХАБАД), т.к. эти понятия часто встречаются в последующих главах. Хохма — это мимолетное озарения, вспышка искра, не сформировавшаяся идея. Как зерно оплодотворяющие почву, мимолетная мысль, но уже включающая в себя все детали и ответвления конечной цели, но сама мысль еще «сырая», абстрактная, как точка в математике. Хохма иногда называют — вспышкой — началом интеллектуального раскрытия. Затем эта мимолетная мысль переходит ниже в Бина, человек начинает размышлять — мысль — зерно, как бы оплодотворяет разум, человек размышляет и в итоге мысль получила форму — я осознал, я понял (Бина). Поэтому функция Бины описывается так: «мевин давар митох давар» т.е. уловил саму суть. То что было всего лишь искрой, теперь раскрыто и понято. После того, как человек охватил всю идею во всех деталях и нюансах, его мозг может полностью погрузиться в неё до такой степени, что теперь он не только понимает, он её ощущает, всем разумом на столько, что он уже находится под влиянием данной идеи, она оказывает влияние на него и порождает любовь или трепет или другие эмоции и это мы называем Даат (знание). Как Адам ПОЗНАЛ Еву, глагол говорящий о связи и единении.

ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЭТО СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: (эти 3 интеллектуальные сферы) РАЗУМ РАЗУМНОЙ ДУШИ, ПОСТИГАЮЩИЙ ВСЕ ВЕЩИ, интеллектуальная сфера рациональной души, которая первой постигает мысль (в ней происходит зарождение идеи, первая искра озарения) НАЗЫВАЕМЫЕ ХОХМА — «КОАХ МА»2. Эта сфера получила название ХОХМА, слово состоящие из двух слов КОАХ МА, «сила что». Озарение, зародившееся в разуме, ограничено и прибывает в состоянии, когда кроме, как задать вопрос МА? — ЧТО ЭТО? не возможно — идея не ясна и не понятна т.к. все детали пока только в потенциале и прояснятся позже.

КОГДА ЭТА СПОСОБНОСТЬ ИЗ СТАДИИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПЕРЕХОДИТ В АКТИВНУЮ, ТО ЕСТЬ КОГДА ЧЕЛОВЕК РАССМАТРИВАЕТ НЕЧТО СВОИМ РАЗУМОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОСТИЧЬ ЭТО НЕЧТО ЯСНО — когда человек взвешивает и глубоко обдумывает каждую деталь идеи и у него образуется тотальное видение определенной идеи в «длину и ширину».

В «длину» — имеется в виду диапазон и вся совокупность идеи, как учитель, который обладает глубокими знаниями, должен «спустить» идею до уровня ученика на каком-то примере, что сделает ее легче воспринимаемой. Но одной притчи, может не хватить ученику с ограниченными знаниями, и учитель дает ещё один красочный и этим он как бы «удлиняет» концепцию.

В «ширину» имеется в виду все множество мельчайших деталей и нюансов, включённых в идею и все их ответвления. Например, логику, стоящую за алахическом постановлением, касающеюся законов о кашруте, можно применить и в разборе вопросов о финансовой ответственности. И вот что означает в ширину. В длину и ширину, полностью понять определенную интеллектуальную концепцию. И ГЛУБОКО, когда некто размышляет об определенной идее в длину и ширину, он докапывается до сокровенных глубин.

ИСХОДЯ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЕМУ ЭЛЕМЕНТОВ МУДРОСТИ, в разуме происходит развертывание идеи, как бы оплодотворение разума, и вот вся идея в малейших деталях уже понятна, на уровне Хохма — была всего лишь не ясной точкой ОНА НАЗЫВАЕТСЯ БИНА.

Бина эта сфера, которая проливает свет, в ней происходит истолкование во всех деталях данной идеи — она становится понятной. ЭТИ ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА — ХОХМА И БИНА — НАЗЫВАЮТСЯ «ОТЦОМ» И «МАТЕРЬЮ», ИБО ОНИ ПОРОЖДАЮТ ЛЮБОВЬ К Б-ГУ, СТРАХ И ТРЕПЕТ ПРЕД НИМ. Эти 2 сферы являются отцом и материю, порождающие страх и трепет перед Творцом. ИБО КОГДА РАЗУМ РАЗУМНОЙ ДУШИ УГЛУБЛЯЕТСЯ В СОЗЕРЦАНИЕ ВЕЛИЧИЯ Б-ЖЬЕГО и ввиду того, что интеллект разумной души глубоко созерцает и полностью поглощен в величие Творца, ТОГО, КАК ОН НАПОЛНЯЕТ ВСЕ МИРЫ - как Всевышний оживляет все Творение постоянным Б-жественным светом и жизненной силой (так же как душа человека наполняет и оживляет каждый его орган) — жизненная сила и становится единой с каждым созданием и приспособляется к индивидуальным потребностям каждого, И КАК ОН ОБЪЕМЛЕТ ИХ - Он освещает все миры Б-жественным светом и жизненной энергией, намного превышающей возможности восприятия мирами, а влияет на них как бы полностью окружающим способом, И КАК ВСЕ ПРЕД НИМ КАК БЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ - или, задумываясь о другом аспекте Б-жественного величия, а именно, в его присутствии во всем Творение — вообще не существует, В ЕГО УМЕ И МЫСЛИ ВОЗНИКАЕТ И ПРОБУЖДАЕТСЯ ЧУВСТВО СТРАХА ПЕРЕД ВОЗВЫШЕННЫМ, ЧУВСТВО] ТРЕПЕТА И СМУЩЕНИЯ ПЕРЕД ВЕЛИЧИЕМ ЕГО, БЛАГОСЛОВЕННОГО, КОТОРОМУ НЕТ НИ КОНЦА, НИ ГРАНИЦ, И СТРАХ Б-ЖИЙ В СЕРДЦЕ ЕГО. Мысленно погружаясь в вышеприведенные аспекты Б-жественного величия МИДА трепет родится и пробудится в человеческом разуме и мыслях и страх соединится и будет он пронизан стыдом, как трепет, который может ощутить человек в присутствие великого мудреца и праведника

И СЕРДЦЕ ЕГО ВОЗГОРИТСЯ КРЕПКОЙ ЛЮБОВЬЮ, КАК УГЛИ ПЫЛАЮЩИЕ, СО СТРАСТЬЮ, ЖЕЛАНИЕМ, СТРЕМЛЕНИЕМ И ЖАЖДОЙ ДУШИ — следующим шагом будет порождение атрибута Хесед, выражаться это будет, в великой любви, сердце его запылает интенсивной любовью к Творцу, как бушующее пламя со страстью и жаждущей душой, СТРЕМЯЩЕЙСЯ К ВЕЛИЧИЮ ЭЙН СОФА, БЛАГОСЛОВЕН ОН.

Все эти выражения говорят о различных уровнях любви в отношение Величия Его Бесконечного, благословен Он. ЭТО ВЫСШАЯ ФОРМА ДУХОВНОЙ ЖАЖДЫ, ТА, О КОТОРОЙ НАПИСАНО: «ДУША МОЯ ЖАЖДЕТ И УМИРАЕТ И Т.Д.»3 И «ДУША МОЯ ЖАЖДЕТ Б-ГА И Т.Д.»4, И СКАЗАНО: «ДУША МОЯ ЖАЖДЕТ ТЕБЯ И Т. Д.»5 Все эти выражения говорят о различных уровнях любви в отношение Величия Его Бесконечного, это состояние, которое выражается термином «клот анефеш» - готовность души покинуть тело, в стремление соединиться с Создателем как сказано в псалмах: «Очарована и изнемогает душа моя по дворам Б-га, сердце мое и плоть моя петь будут Всесильному [Б-гу] живому» (84:3) и «Жаждет душа моя Всесильного, Всесильного [Б-га] живого: когда приду я и явлюсь пред ликом Всесильного?» (42:3) и «…да увижу я Тебя, [страстно желая] видеть мощь Твою и славу Твою» (63:2). Любовь души может стать на столько интенсивной, что душа рискует быть поглощена пламенем этой любви и покинуть тело. И в действительности, если не предотвратить эту опасность и не сдерживать эту великую любовь, можно умереть. Нужно сдерживать себя, чтобы душа оставалась обличенной в тело ведь только так можно исполнить возложенную на человека Б-гом миссию.

ИСТОЧНИК ЕЕ — ЭЛЕМЕНТ ОГНЯ В Б-ЖЕСТВЕННОЙ ДУШЕ - эта любовь порождается элементом огня в Божественной душе. КАК ПО МНЕНИЮ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ, ТАК И СОГЛАСНО ТОМУ, ЧТО НАПИСАНО В КНИГЕ «ЭЦ ХАИМ», ЭЛЕМЕНТ ОГНЯ НАХОДИТСЯ В СЕРДЦЕ, ИСТОЧНИК ЖЕ ВОДЫ И ВЛАГИ ПРОИСХОДИТ ОТ МОЗГА, А В «ЭЦ ХАИМ», ГЛ. 50, ХОХМА НАЗЫВАЕТСЯ ВОДОЙ Б-ЖЕСТВЕННОЙ ДУШИ6.

Так же как сердце — место пребывания эмоций — тепла, оно так же является вместилищем элемента огня. И противоположным разуму — месту, в котором находится холодный интеллект, спокойный и размеренный, являющийся источником элемента воды. Со стороны легко увидеть разницу в поведение интеллектуала и человека эмоционального. Точно так же в отношение интеллекта и эмоций Б-жественной души: жар и страсть испытываемые к Творцу могут довести человека до состояния «клот а-нефеш» - жажда души покинуть тело и слиться воедино с Творцом. Но разом остается холодным. Способность интеллекта спокойно оценить ситуацию, приведет к пониманию того, что Всевышний желает чтобы душа оставалась обличенной в тело, для того чтобы человек мог изучать Тору и исполнять заповеди. Осознание этого остужает пыл сердца и предотвращает «клот а-нефеш», т.е. покидание тела душой. Рассуждения Алтер Ребе о происхождение мидот (душевных качеств) сконцентрированы на двух эмоциях — Любовь и Страх перед Творцом, а что с остальными?

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ МИДОТ — ЭТО ОТВЕТВЛЕНИЯ СТРАХА И ЛЮБВИ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ, КАК ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ В ДРУГОМ МЕСТЕ.

Остальные 5 мидот ответвление и производные страха и любви. Порождены они, безусловно, также Хохмой и Биной (как объяснено в другом месте). Все приведенное выше объясняет, почему Хохма и Бина называются отцом и матерью мидот. Потому что созерцание и размышление, осуществленные Хохмой и Биной порождают мидот. Хохма называется — отцом. Так же как капля семени, зарождённая в мозгу отца, содержит в себе в концентрированной и скрытой форме все органы тела ребенка. Точно так же зернышко идеи, зарождённой в Хохма — содержит все нюансы, и детали всей идеи, как было объяснено выше. И так же как в матери происходит процесс созревания и формирования организма, так же и в Бине происходит осмысление и постижение идеи во всех деталях.

Что касается Даат — это третья интеллектуальная сфера, так же является «матерью» и источником мидот. Какова же роль Даат и её контрибуция в их формировании?

СМЫСЛ ПОНЯТИЯ ДААТ ПЕРЕДАЕТСЯ СЛОВАМИ «И АДАМ ПОЗНАЛ ХАВУ»7, ЧТО ГОВОРИТ О СВЯЗИ И СОЕДИНЕНИИ. В отношение Даат Б-жественной души это означает, что ЧЕЛОВЕК СВЯЗЫВАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ С ВЕЛИЧИЕМ ЭЙН СОФА, БЛАГОСЛОВЕН ОН, НЕРАЗРЫВНОЙ КРЕПКОЙ СВЯЗЬЮ, НЕ ПЕРЕСТАВАЯ НАПРАВЛЯТЬ К НЕМУ ВСЕ СВОИ МЫСЛИ, ТАК, ЧТО МЫСЛЬ НЕ В СОСТОЯНИИ ОТ НЕГО ОТВЛЕЧЬСЯ. Идея, зарождённая в Хохма, раскрывается в Бина и благодаря глубокой концентрации поглощается Даат. ДАЖЕ ЧЕЛОВЕК ВЕЛИЧАЙШЕЙ МУДРОСТИ (использующий свою Хохма), СПОСОБНЫЙ ПОСТИЧЬ (использующий свою Бина) ВЕЛИЧИЕ ЭЙН СОФА, БЛАГОСЛОВЕН ОН, НЕ СВЯЗАВ С НИМ СВОЙ РАЗУМ И НЕ КОНЦЕНТРИРУЯ МЫСЛИ НА НЕМ (Даат) УСИЛЕННО И НЕПРЕРЫВНО и постигнет величие Творца, НЕ ПОРОДИТ В СВОЕЙ ДУШЕ ИСТИННЫЕ СТРАХ И ЛЮБОВЬ, НО ЛИШЬ ПУСТЫЕ МЕЧТАНИЯ. Страх и трепет останутся только в его воображение, а настоящие трепет и любовь достижимы только достигнув уровня Даат.

ПОЭТОМУ ДААТ — ОСНОВА МИДОТ И ИСТОЧНИК ИХ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ. В НЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ ХЕСЕД И ГВУРА — ЛЮБОВЬ И ВСЕ, ЧТО ИСХОДИТ ОТ НЕЕ, СТРАХ И ВСЕ, ЧТО ОТ НЕГО ИСХОДИТ. И все остальные мидот порожденные ими.

Примечания:

1. Б-жественные атрибуты, явившиеся источником творения, делятся на Разум (три первые сфирот) и семь сфирот, соответствующих шести дням творения и субботе. В силу своей исходности от сфирот Б-жественного мира Ацилут все сотворенные миры повторяют в себе его структуру. В частности, душа складывается из десяти сфирот, разума и эмоций. Более подробно о десяти сфирот см. Тания, часть 4, посл. 15, а также в других местах.

2. Коах – потенциальная способность, с помощью которой задается первый вопрос «ма»?(«что это?»). Первый проблеск постижения, объемлющий полностью его предмет, но лишь в общем, еще не в конкретных деталях. См. также конец гл. 18.

3. Теилим, 84:3.

4. Там же, 42:3.

5. Там же, 63:2.

6. Жажда, возбужденная в сердце элементом огня, нуждается в удовлетворении, огонь нужно «потушить». Вода, стекающая сверху вниз, является символом мудрости, самой высокой из всех сфирот. Удовлетворение этой жажды достигается с помощью изучения Торы.

7. Брейшит, 4:1.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Тания (другие статьи):