СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 00:42

В каком месте был сотворен Адам?

Где же был сотворен первый человека — Адам? В райском саду, из которого он был вскоре изгнан, или может быть...

8034 (0) мин.
Источник: беседа Ребе гл. «Берейшит» 5745 г.

В начале книги «Берейшит» (6:15) мы читаем о том, как Всевышний сотворил первого человека — Адама — и поместил его в райский сад. «И взял Г-сподь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его». Из простого смысла текста следует, что до этого Адам не находился в саду, то есть он был сотворен не в Раю. Это следует также из сказанного далее (3:23): «И отослал его Г-сподь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят».

Существует спор относительно места, где Адам был сотворен — было ли это близко от Рая, или далеко.

В мидраше («Берейшит Раба» 14:8) сказано, что «Адам был создан на месте его искупления». Такого же мнения придерживаются РАМБАМ («Законы о Храме» 2:2) и Таргум Йонатан (2:7), что это было на месте Храма.

Отсюда следует, что Адам был создан далеко от райского сада, ведь Рай находится между реками Прат и Хидекель, а переход от Иерусалима до реки Прат занимает 15 дней. Это следует из того, что в Иерусалимском Талмуде («Таанит» 1:3) сказано, что столько дней должен был пройти человек после праздника из Храма до реки Прат.

Но из сказанного в Вавилонском Талмуде («Санедрин» 38б), где рассматриваются по часам подробности шестого дня Творения, следует, что Адам был сотворен недалеко от Рая. Ведь как можно было успеть перенести Адама на такое большое расстояние? И это не могло произойти чудесным образом, так как из описания подробностей создания Адама по часам, следует, что тут не было никакого чуда.

Есть комментаторы стремящиеся примирить это разногласие согласно сказанному («Пиркей де рабби Элиэзер» 20), что «врата Рая были около горы Мория». Но это совершенно не относится к нашему случаю, так как согласно всем мнениям Рай находится между реками Прат и Хидекель, а не в Иерусалиме. А то, что сказано, что Рай был в Иерусалиме, следует понимать иносказательно — что в Иерусалиме можно получить прощение, достигающее Рая.

Посмотрим теперь, каково мнение РАШИ. На слова Торы (2:7) «И сформировал Г-сподь Б-г человека — прах с земли» РАШИ дает два объяснения. Второе из них, что Всевышний взял прах с того места, о котором сказано: «Жертвенник земляной сделай Мне». То есть, Адам был сотворен в Иерусалиме.

А как тогда объяснить то, что Адам должен был перенестись на большое расстояние? В первом объяснении РАШИ пишет, что Всевышний собрал прах для образования человека со всей земли. Это было чудесным образом, и также перенос Адама произошел чудом.

Но нужно понять, почему Всевышний сразу не создал Адама в Раю.

Объяснение очень простое. Адам был создан до того, как Всевышний создал райский сад! Это видно из комментария РАШИ на слова «И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдене, с востока, и поместил туда человека, которого сформировал»: «Если за общим положением следует описание, оно является конкретизацией первого». РАШИ имеет в виду, что когда человек был сотворен, еще не было райского сада. Понятно, что само это место не обладало никакими достоинствами…

Из все этого следует, что Адам появился на свет не в райском саду, а в Иерусалиме.

Опубликовано: 04.10.2007 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter