СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 04:57

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Мошиах — Король Давид навеки

Главная функция Мошиаха состоит в том, чтобы обучать весь еврейский народ и указывать им путь служения Всевышнему.

Источник: «Ликутей Сихот» том 35, стр. 206-210 Свободный перевод:Шолем Лугов 06.12.2012 5387 мин.

1. Сказано в отрывке из книги пророков к нашей недельной главе (Йехезкель 37:24-25): «И слуга Мой Давид — король над ними, и пастырь один будет у всех них... И будут обитать на земле… до конца. И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки».

Нужно разобраться, почему есть такая разница между этими двумя фразами:

а. «Король» или «предводитель»?

б. «Над ними» или «их»?

в. «Слуга Мой Давид» или «Давид, слуга Мой»?

г. Во второй фразе добавляется слово «навеки» [и хотя по простому, причина в том, что это является продолжением сказанного в начале «И будут обитать… до конца», тем не менее понятно, что это новшество (что будет предводитель навеки) связано именно со словом «предводитель», поэтому не использовано здесь слово «король» (как в предыдущей фразе), а «предводитель»].

2. И это можно понять, предварительно объяснив слова Талмуда («Санедрин» 98б): «Сказал рав Йеуда, сказал Рав: „В будущем Всевышний поставит над ними другого Давида [РАШИ: ‘Который будет править ими в будущем’], как сказано (Ирмияу 30:9): ‘И будут служить Всевышнему и Давиду-королю, которого поставлю над ними’. Не сказано ‘поставил’, а ‘поставлю’“. Рав Папа сказал Абайе: „И написано: ‘И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки’, (это как) кесарь и заместитель кесаря“». И РАШИ объясняет так: «Кесарь и заместитель кесаря — это как король и его заместитель; и так новый Давид будет королем, как сказано „Давид, их король, которого Я поставлю“, а король Давид будет его заместителем, как сказано „предводитель их“, а не „король“».

И нужно понять следующие вещи:

а. Что имел в виду Рав, когда сказал, что «В будущем Всевышний поставит над ними другого Давида»? Или что Короля Мошиаха называют «Давид» (и это не король Давид) или что Короля Мошиаха называют «Давид» («Давид Король Мошиах») только оттого, что он из рода Давида?

б. В чем возражение рава Папы в словах «И сказано: И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки»? Ведь по простому смыслу под Давидом тут не имеется в виду король Давид6, а Король Мошиах (как объясняют комментаторы эту фразу), который также зовется «Давид» (будучи из рода Давида) и это «другой Давид», которого Всевышний в будущем поставит править еврейским народом8?

в. В словах РАШИ «И король Давид будет его заместителем, как сказано „предводитель их“, а не „король“», ведь ясно написано перед этим, что «И слуга Мой Давид — король над ними», ведь также и Давид будет называться королем (также) в будущем [и по простому в этих двух отрывках речь идет об одном и том же человеке («Давид»)].

г. Зачем Мошиаху понадобится заместитель (заместитель кесаря), ведь мы не видим, что так говорилось о королях из рода Давида11?

[И на первый взгляд мы не находим в законодательстве упоминания о заместителе короля. И нужно заметить, что у первосвященника есть заместитель12, но у короля нет13. Понятно, что король может назначить себе заместителя, но в законодательстве не сказано об особой важности такого поста по сравнению с министрами].

Также нужно обратить внимание на слова Талмуда: кесарь и заместитель кесаря: почему используется римский термин, а не слово (на святом языке и языке Торы) король и его заместитель?

3. И нужно сказать, что мудрецы не имели в виду по простому, что в будущем будут два руководителя в еврейском народе, ведь также по мнению Талмуда слова «И Давид, слуга Мой, — предводитель их» относятся к Королю Мошиаху (а не королю Давиду), ведь также и Мошиаха называют именем «Давид». Только у самого Мошиаха будут две функции: «кесарь и заместитель кесаря».

И так нужно понимать слова Талмуда «В будущем Всевышний поставит над ними другого Давида и т.д. И сказано: И Давид, слуга Мой, — предводитель их» так: у Короля Мошиаха будет коренное отличие от королей из рода Давида (и даже от самого короля Давида), поэтому он назван «другой Давид», так как в отношении этого он не похож на первого Давида.

И на это возражает Талмуд так: «И написано: И Давид, слуга Мой, — предводитель их», ведь также и в будущем Король Мошиах будет похож на первого Давида (оттого он и назван его именем)? И отвечает на это «как кесарь и его заместитель», что у Мошиаха будет два достоинства: со стороны новшества в королевской власти Мошиаха по сравнению с Давидом, он называется «кесарь» (и это «другой Давид»),  а со стороны достоинства «короля из рода Давида» он называется «заместитель кесаря».

И нужно сказать, что в этом заключается разница между двумя отрывками «И слуга Мой Давид — король над ними» и «И Давид, слуга Мой, — предводитель их», ведь два титула «король» и «предводитель» соответствуют уровням «кесаря и его заместителя», которые будут у Короля Мошиаха. А то, что сказано «И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки», что несмотря на то, что король выше предводителя (как кесарь выше своего заместителя), но, тем не менее, власть предводителя не аннулируется перед достоинством королевской власти, а наоборот, именно о предводителе сказано «И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки» (как далее, п. 5).

Теперь нужно понять разницу между словами «слуга Мой Давид» и «Давид Мой слуга»: в первом случае идет речь о достоинстве Мошиаха как кесаря (короля) и при этом он не связан с первым Давидом [а только назван его именем — «Давид», «другой Давид»] и сказано «Мой слуга Давид», так как при этом подчеркивается слово «слуга» (и этого слугу зовут Давид), потому что это достоинство есть у него (не из-за того, что он «Давид», а) из-за того, что он «Мой слуга». А достоинство Мошиаха в качестве «предводителя» относится к королю Давиду и поэтому сказано «и Давид Мой слуга предводитель их».

И на основании этого можно понять то, что пишет РАШИ: «И король Давид будет его заместителем, как сказано „предводитель их“, а не сказано „король“», хотя ясно сказано «Мой слуга Давид — Король над ними» — ведь два аспекта «кесарь и его заместитель» (король и предводитель) будут у одного человека — Короля Мошиаха: только одна фраза относится к достоинству Мошиаха как «кесарю», «королю» (и в этом он не связан с Давидом), а фраза «Давид, Мой слуга, предводитель их» относится к его достоинствам в качестве «заместителя кесаря», «как сказано „предводитель их“, а не написано „король“».

4. И объяснение такое:

В описании функций и деятельности Короля Мошиаха РАМБАМ приводит два аспекта:

1. «Заставит всех евреев» идти по пути Торы и заповедей, «будет вести войны Всевышнего», построит Храм, соберет разбросанных по всему свету евреев и исправит весь мир, чтобы все служили Творцу. [И также после того, «когда укрепится его королевство и соберутся к нему все евреи, он выяснит родословную каждого из них, благодаря пророческому дару, которым он наделен».] — и это дело еврейского короля вообще, как пишет РАМБАМ о каждом короле: «И во всем должны быть действия его во имя Небес, и все помыслы и цели его должны быть направлены на то, чтобы повысить авторитет истинного закона, наполнить мир справедливостью, выбить почву из-под ног злодеев и сражаться за дело Всевышнего. Ведь изначально короля ставят именно для того, чтобы он судил и воевал».

2. «Ибо Король тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова и т.д.». И из этих слов понятно, что все сказанное: «В те дни... весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное‚ и постигнут они мудрость Творца своего... как сказано: «Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою» произойдет с помощью Короля Мошиаха, который «будет учить весь народ».

И нужно сказать, что за счет этого Мошиаха назовут «предводитель», наподобие того, что мы встречаем в словах мудрецов, что глава Санедрина это тот, «которого мудрецы называют «наси» («предводитель»), и это тот, кто в каждом поколении заменяет Моше, учителя нашего». И на основании это нужно сказать, что тот факт, что Мошиаха называют «предводитель», свидетельствует о том, что он «будет учить весь народ и покажет им путь служения Всевышнему».

И на основании этого нужно объяснить разницу в словах сказанного «король над ними» и «их предводитель». Поведение короля характеризуется тем, что он возвышен над всеми людьми и отдален от них и это смысл слов «король над ними», что он находится над ними. А влияние предводителя, который учит весь народ и указывает им путь служения Всевышнему, осуществляется тогда, когда он близок к народу и старается сделать так, чтобы народ понял и принял его объяснения. И поэтому, хотя самого по себе его называют «предводитель», но его отношение к народу описывается словами «их (предводитель)», так как его влияние в качестве предводителя проявляется в сближении.

5. И вот, самое главное новшество праведного Мошиаха (по сравнению с королями и предводителями, которые были до него) это королевское поведение. Так как с его помощью произойдет основное новшество во всем мире, как объясняет это подробно РАМБАМ там, что «он исправит весь мир, чтобы все служили Творцу», что «все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать», вплоть до того, что «в те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества...». То есть, несмотря на то, что РАМБАМ постановил, что не «нарушится естественный ход событий» и не «изменятся законы природы, установленные при сотворении мира», а «весь мир будет таким же, как прежде», тем не менее, не изменятся законы природы, но понятно, что то, что весь мир будет служить Всевышнему и не будет войн... так это является новшеством в поведении мира и чего мы не встречали за всю его историю.

Но то, что Мошиах «будет учить весь народ и покажет им путь служения Всевышнему», не является новшеством в буквальном смысле, так как в Торе не может быть (настоящего) новшества, как постановил РАМБАМ, что в этой Торе «нет изменения, нет убавления и нет прибавления».

И нужно сказать, что на эту вещь есть намек в словах Талмуда «кесарь и заместитель кесаря»:

Объясняется в «Тосафот», что корень слова «кесарь», что является именем одного из римских правителей «мать которого умерла во время родов и ей разрезали живот и вытащили его живого... и назвали его по латински „кесарь“», что значит «вырезанный» по-еврейски [то есть это роды в форме «исключения» и по его имени назвали всех последующих правителей — кесари].

И на это намек в том, что Мошиах носит название «кесарь» — король, который родился в форме «исключения» не по законам природы, в которые Всевышний внес правило, как должны проходить роды (через чрево) — это показывает нам, что власть Короля Мошиаха (его действия в мире) будет осуществляться как нечто новое, не по законам природы, «как исключение», в положительном смысле (а в том, что Мошиах это предводитель, нет (особого) новшества, и с этой стороны он называется только «заместитель кесаря»).

Но несмотря на то, что основное новшество Короля Мошиаха в идее королевства, тем не менее, отсюда как раз понятно, что есть возвышенность в идее предводителя, чем в идее королевства.

И по простому: необходимость в королевской власти (как сказано у РАМБАМа) в том, чтобы «повысить авторитет истинного закона, наполнить мир справедливостью, выбить почву из-под ног злодеев и сражаться за дело Всевышнего». И отсюда понятно, что после того, как Мошиах «исправит весь мир, чтобы все служили Творцу», «весь мир будет занят только познанием Всевышнего», то нет (особой) необходимости в действиях Мошиаха в качестве короля, а главная его функция в том, чтобы обучать весь еврейский народ и указывать им путь служения Всевышнему.

И это также причина того, что именно говоря о предводителе, сказано « И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки», так как основная идея вечности правления Мошиаха заключается не в его королевском поведении, а в том, что он поднят выше всех как предводитель, который будет «обучать весь еврейский народ и указывать им путь служения Всевышнему».

Примечания:

6) На первый взгляд, мы вынуждены сказать, что сам король Давид не является королем Мошиахом, который будет «предводитель их навеки». Ведь начало действий короля Мошиаха будет перед Освобождением, как объясняет РАМБАМ («Законы о королях» 11:4). И несомненно перед тем, когда встанут мертвые (также и праведники, которые встанут сразу, как сказали мудрецы (трактат «Йома» 5б): «Моши а Аарон с ними»).

Но см. Иерусалимский Талмуд, трактат «Брахот» (2:4) и «Эйха раба» (1:51), что король Мошиах «если из живых, то его имя Давид, а если из мертвых, то его имя Давид» (если он будет из живых, то его имя будет Давид, а если он будет из мертвых, то это будет сам Давид. «Пней Моше»). И в куплете… в Ошана раба: «Голос… это сам Давид». И в «Яфе анаф» к «Эйха раба» там объясняется, что это сообщает нам, что приход Мошиаха будет после того, как встанут мертвые. См. там. И см. РАДАК на Йехезкеля (и, наподобие этого, на Ирмияу) там «или намек на воскрешение мертвых».

И нужно сказать, что имеется в виду то, что душа короля Давида облечется в короля Мошиаха, наподобие того, что сказано «Моше — это первый освободитель и он же последний освободитель» (см. «Шмот раба» 2:6. «Зоар» I 253:1. «Шар а-поским» глава «Вайехи») — хотя Моше является левитом, а Мошиах из колена Йеуды — что имеется в виду то, что душа Моше облекается в последнего освободителя («Ор а-Тора» на главу «Вайехи» 49:11).

8) И в «Нецах Исраэль» МААРАЛа (гл. 40 в конце) объяснил возражение рава Папы, что так как сказано «И Давид, слуга Мой, — предводитель», то понятно, что «Мошиах не будет королем, а только предводителем. И так как он учит это из слов «и Давида, их короля», то тогда будет королем». Но нужно заметить, что это возражение (будет ли он предводителем или королем) можно задать, на первый взгляд, на слова самого Йехезкеля.

11) Кроме Ахаза («Диврей а-Ямим» II 28:7) — что «не поступил он прямо в глазах Всевышнего, как его отец — Давид» (там, 1). Но нужно заметить из просьбы Йеонатана к Давиду («Шмуэль» I, 23:17): «А я буду вторым после тебя» (и Абарбанель пишет там: «Как было в дни Шауля, его отца». И нет здесь места...

12) РАМБАМ, «Законы о храмовых сосудах» 4:16.

13) У РАМБАМа там, что заместитель первосвященника «как наместник короля». Но на первый взгляд он имеет в виду только тот аспект наместника короля, который встречается всегда [наподобие Йосефа, который был заместителем фараона и см. главу «Микец» 41:43. И также Мордехай («Свиток Эстер» в конце)]. А не потому, что по еврейскому закону должен быть у короля заместитель.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter