СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 04:38

Что означают слова «не умер Моше»?

Ведь всегда, в каждом поколении есть один человек, который является «распространением Моше в этом поколении». В тело этого человека и облачается душа Моше. Вот почему о Моше говорится, что он «не умер».

4327 (5) мин.
Источник: «Ликутей Сихот» том 26, стр. 1-9

Почему и как не умер наш учитель Моше? В поисках ответа на этот вопрос откроем трактат «Мегила» на странице 13б. Там описывается разработка крупнейшего в истории антисемитского заговора. Автор заговора Аман бросает жребий с целью определения месяца, наиболее подходящего для тотального геноцида евреев. И, к великой радости Амана, жребий выпадает на месяц Адар. А радовался он тому, что именно в этом месяце умер руководитель еврейского народа Моше. А это, по мнению Амана повышало вероятность успеха «мероприятия». И тут в Талмуде мы находим странную фразу: «и не знал (Аман), что седьмого Адара умер Моше и седьмого Адара родился».

То есть получается, что рождение Моше оказывается важнее и значимей его смерти. А это совершенно не понятно.

Ведь в «Коэлет» (7:1) написано в точности наоборот: лучше «день смерти, чем день рождения». Оно и понятно. Мы ведь не знаем, кем станет новорожденный. Будет ли он праведником или грешником. Что принесет миру его рождение: свет и добро или тьму и зло. А от этого зависит, как относится ко дню его рождения. Тут ситуация неоднозначна.

Другое дело день смерти. Человек уже прожил жизнь. Если он воспользовался ей по назначению, то наполнил ее светом Торы и заповедей. И в день смерти все его добрые дела свидетельствуют о нем. И потому именно день смерти показывает ценность дня рождения, а не наоборот.

Таким образом, упомянутое место из трактата «Мегила» остается абсолютно не ясным.

Вопрос становится еще более острым, если ознакомиться с описанием дня смерти праведника в книге «Тания». Алтер Ребе объясняет, что в день смерти праведника все его служение достигает особого совершенства и раскрывается в этом мире. Более того, поскольку праведник живет духовной (а не телесной) жизнью, то он и после смерти называется живым. Причем после смерти он получает возможность влиять на этот мир еще в большей степени, чем при жизни. Его душу больше не ограничивают рамки материального тела.

Как ни крути, день смерти остается важнее дня рождения. Было бы понятно, если бы в Талмуде было сказано, что Аман радовался по незнанию. Просто не понимал, какое важное и позитивное влияние на евреев имеет день смерти Моше. Не понимал, что этот день обладает особой святостью, и евреи были спасены в Пурим именно из-за этого. Но в трактате «Мегила» подчеркивается совсем другое. Талмуд указывает на какое-то совершенно удивительное преимущество дня рождения Моше, по отношению к дню его смерти.

Ответ кроется в истории рождения нашего великого учителя. Как известно, когда Моше родился, то «весь дом наполнился светом». Комментаторы объясняют, что это был свет Торы, которую в будущем Моше получит на горе Синай. Душа Моше изначально была связана с качеством «эмэт» — истина. Как сказано «Моше — истина и его Тора — истина».

Словом «истина» — «эмэт» на иврите называется лишь те вещи и процессы, которые неизменны и не зависят от течения времени. Так, например, реки, которые пересыхают один раз за семь лет, называются в еврейском законе «ложными». И потому их воды не пригодны для приготовления очищающего раствора пепла красной коровы.

А само слово «эмэт» на иврите состоит из трех букв: «алеф», «мем» и «тав». То есть из первой буквы алфавита — «алеф». Буквы, стоящей ровно в середине алфавита — «мем». И последней буквы алфавита — «тав».

Это подчеркивает, что истина неизменна на всех уровнях и этапах от «алеф» до «тав».

Свет, спустившийся в мир с рождением Моше, не покидал и никогда не покинет этот мир. Это — свет Торы, свет истины. И с момента рождения Моше он остается в этом мире навечно.

Вот почему в трактате «Сота» (13б) говорится, что «не умер Моше. Как раньше стоял и служил, так и сейчас стоит и служит».

И тут нужно пояснить, что обычно про праведников говорится, что «они после смерти называются живыми». То есть они умерли и только «называются живыми». И есть только два праведника про которых говорится, что они «не умерли» — это наш отец Яаков и наш учитель Моше. И оба они, как известно, связаны с качеством «истины».

В чем же отличие между «не умерли» и «после смерти называются живыми»?

Смертью называется существование души вне связи с рамками материального тела.

Праведники отличаются от обычных людей тем, что их жизнь абсолютно духовна. Они не живут материальными интересами, а стремятся к совершенной любви и трепету перед Всевышним. Это так, когда их душа облачена в тело, и также, когда их душа покидает материальные рамки. Вот почему все праведники «называются живыми» даже после смерти (т.е. разделения души и тела).

Но душа Моше особая. Она выражает качество истины. Спустившись один раз в этот материальный мир, она уже не покидает его. То есть она всегда во все времена остается облаченной в тело. Несмотря на то, что речь идет не о теле Моше, а о теле соответствующего главы поколения.

Ведь всегда, в каждом поколении есть один человек, который является «распространением Моше в этом поколении». В тело этого человека и облачается душа Моше. Вот почему о Моше говорится, что он «не умер».

И это подобно сказанному в трактате «Таанит» 5б: «наш отец Яаков не умер» и «как его потомство живо, так и он сам жив».

(По мнению РАШИ это означает, что тело Яакова не умерло «показалось им, что он умер, а он был жив».)

А по мнению других комментаторов это означает, что наш отец Яаков не умер за счет того, что не умерло его потомство. То есть множество искр души Яакова оживляют тела его потомков — всего еврейского народа во всех поколениях. И, таким образом, душа Яакова остается постоянно облаченной в тела. И это и является выражением качества «эмэт» у нашего отца Яакова и того факта, что он не умер.

Получается, что «наш отец Яаков не умер» указывает на вечность существования всего еврейского народа. А «Моше не умер» означает, что во все времена у этого вечного народа будет глава поколения, душа которого облачается в материальное тело.

И теперь становится понятно почему в истории с Аманом в Талмуде подчеркивается именно преимущество дня рождения Моше и не дня его смерти.

Ведь в день смерти Моше был все-таки определенный негатив. (Что является причиной того, что некоторые постятся в этот день.)

Что же касается рождения Моше — то это дата спуска в этот мир души, которая навечно остается связанной с материальным телом. Именно эта душа в теле Мордехая помешала Аману воплотить его замыслы. (А замыслы были как раз против существования еврейских тел, а не душ, как в Хануку). И именно эта душа главы поколения помогает евреям во все времена преодолеть тяготы изгнания и дожить до окончательного и полного Освобождения.

Опубликовано: 22.06.2015 Комментарии: 5 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter