СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 14:05

Как Моше мог разбить скрижали?

Как мог Моше разбить скрижали с буквами, написанными самим Всевышним? Даже если евреи согрешили и не могли в тот момент получить Тору, так как не были достойны такого великого дара, он должен был вернуть скрижали обратно...

7550 (0) мин.
Источник: «Итваадует» 5752 том 2, стр. 216, прим. 61

Когда Моше получил Тору и спустился с горы Синай с двумя скрижалями в руках, он увидел, что евреи согрешили с золотым тельцом. В этот момент Моше посмотрел на скрижали и увидел, что буквы Десяти Речений «вспорхнули» в небо. Сказал тогда Моше: «Как я дам евреям скрижали, когда нет в них сути? Возьму и разобью».

Рабейну Бехайе спрашивает («Ки Тиса» 32:16), как мог Моше разбить скрижали с буквами, написанными самим Всевышним? Даже если евреи согрешили и не могли в тот момент получить Тору, так как не были достойны такого великого дара, он должен был вернуть скрижали обратно и спросить Всевышнего, что же делать дальше. Ведь, например, когда король посылает министрам со своим верным слугой указ с печатью, а они не хотят его принимать, то слуга должен возвратить его королю. А если он порвет указ, такой поступок будет свидетельством неуважения по отношению к королю!

Но перед тем, как Моше разбил скрижали, он увидел, что в момент приближения к месту, где евреи согрешили с тельцом, буквы Десяти Речений «вспорхнули». То есть, буквы — печать Всевышнего — пропали, и скрижали остались как тело без души — мертвыми. А мертвое тело нужно похоронить, поэтому Моше и разбил скрижали под горой.

Ребе Король Мошиах объясняет («Ликутей Сихот» том 14, стр. 31), что первые скрижали были особыми. Про них сказано, что они были делом рук Всевышнего, а буквы были выбиты в камне. То есть, они обладали двумя достоинствами: важностью скрижалей самих по себе, как дела рук Всевышнего, и важностью букв.

Несмотря на важность скрижалей самих по себе сказали мудрецы, что, посмотрев на них, Моше увидел, как «вспорхнули» буквы». Сказал Моше: «Как я дам евреям скрижали, когда нет в них сути? Возьму и разобью».

На первый взгляд, странно: даже когда буквы «вспорхнули», то сами скрижали остались ведь делом рук Всевышнего. Тогда как мог Моше сказать, что нет в них сути?

Ребе объясняет, что, так как буквы были выбиты на скрижалях, то есть, они не были чем-то посторонним по отношению к скрижалям (как чернила и бумага), то, безусловно, важность букв передалась и самим скрижалям. Поэтому, когда «вспорхнули» буквы, то скрижали осталось только разбить, так как суть букв Всевышнего, выбитых на них, исчезла.

Исчезла суть, но сами буквы не исчезли. Ведь не сказано: «нет в них ничего», а сказано: «нет в них сути». И, кроме этого, так как буквы были выбиты на скрижалях, значит, они существовали все то время, пока скрижали были целыми. Имеется в виду, что пропала их святость, а не материальное воплощение.

Отсюда понятно, что суть скрижалей была не в буквах, а в святости. И когда святость исчезла, то хоть буквы и остались, но не было в них сути.

Опубликовано: 14.02.2007 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter