Закономерны ли заповеди «Мишпатим»?

06.02.2016 | 970 | (0)
Источник: «Ликутей Сихот» 16:242, 3:895
Закономерны ли заповеди «Мишпатим»?

На прошлой неделе мы читали в Торе про Синайское откровение, когда Всевышний открылся еврейскому народу и даровал ему Тору. А на этой неделе мы начинаем узнавать, что же это за Тора, которая была дана во время того великого откровения. Название главы: «Мишпатим».

Как уже ранее упоминалось, в Торе есть три вида заповедей. Есть заповеди, которые выше всякого разума и понимания — «Хуким». Есть заповеди, до которых мы не могли бы додуматься сами, но после того, как они были даны, то у нас существует возможность их понять. Эти заповеди называются «Эдут». И есть также заповеди, которые изначально ясны и понятны, и даже если бы они не были даны, то всё равно человеческий ум понимает, что так необходимо себя вести. Эти заповеди называются «Мишпатим».

Значит «Мишпатим» — это заповеди закономерны и понятны и мы в любом случае дошли бы до понимания того, что их необходимо исполнять. Большая часть главы «Мишпатим» объясняет отношения одних людей с другими, т.е. вещи логические и понятные сами по себе.

И здесь возникает вопрос: для чего Тора сразу же после Синайского откровения выделяет заповеди «мишпатим», до которых мы бы и так дошли своим умом? Неужели для этого было необходимо такое великое событие, как Синайское откровение?

Ребе Король Мошиах объясняет, что всё это учит нас тому, как необходимо относиться к этим логическим и понятным заповедям. Наше естественное стремление — упрочнить эти заповеди в своём разуме и понимании. Иногда кажется, что совсем необязательно верить во Всевышнего, чтобы понять, что нельзя обижать ближнего, что если кто-то пострадал от наших действий, то необходимо дать ему компенсацию и т.д. — ведь это всё вещи ясные и понятные и так.

Но Тора выделяет для нас эти заповеди, говоря, что и эти заповеди необходимо укоренить в подсознании, основываясь на вере во Всевышнего. Мы должны соблюдать это не потому, что наше понимание говорит нам соблюдать это, а потому, что так указал нам Всевышний. Поэтому, сразу после описания Синайского откровения, Тора приступает к описанию «мишпатим», чтобы подчеркнуть, что основа этих заповедей на горе Синай.

Эта основа важна и обязательна по нескольким причинам: во-первых, мы не можем устанавливать наш жизненный образ, основываясь лишь на нашем разуме и логике. Разум, несмотря на всю его важность, не может быть твёрдой основой для основательной жизни, потому что разум гибкий и зависит от желаний и настроения человека. Когда человек захочет этого, он может развить в мозгу какую-либо теорию, по которой не только можно обижать ближнего, а что это является «заповедью». Но разум же может доказать и обратное. Поэтому разум и не может быть указчиком для человека для основного жизненного пути.

А во-вторых, насколько Всевышний безграничен, настолько и Его заповеди бесконечны. В каждой заповеди, даже в такой, которая понятна нашему разуму, есть бесконечный очень глубокий и скрытый смысл. Если человек будет исполнять заповедь, основываясь только лишь на её логическом понимании, то он упускает всю глубину смысла этой заповеди.

Поэтому необходимо помнить, что основа всех заповедей, включая и те, что ясны и понятны нам логически — это вера во Всевышнего. Мы исполняем эти заповеди прежде всего потому, что Всевышний заповедовал нам их исполнять. Только такой подход является правильным, постоянным и надёжным, а не человеческие мышления, меняющиеся каждые два дня. Таким образом, мы связываемся этими «простыми» заповедями с Творцом.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Тора » Мишпатим (другие статьи):