СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 06:36

Овладеть миром и самим собой

Нужно ли объяснять, что человек, приступая к «овладению землей», должен сначала одержать победу над самим собой, усмирив «земное», «животное» начало в своей природе.

5109 (0) мин.

В эти дни мы читаем главы Торы, в которых рассказывается о первых людях на Земле. На прошлой неделе мы начали беседу на важнейшую тему — о назначении человека в этом мире. На этой неделе мы продолжим ее, ибо именно в эти дни мы должны в полной мере осознать те огромные возможности, которыми обладает каждый из нас и как человек — венец Творения — и как еврей, которому Создатель дал Свой Божественный Закон Жизни — Тору.

Когда был сотворен Адам, Б-г сразу же рассказал ему о его возможностях, объяснив, в чем заключается цель его жизни: «Наполняйте землю и овладевайте ею, и властвуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным и пресмыкающимся по земле». Человеку не просто была дана возможность завладеть Землей и управлять ею на суше, море и в воздухе — ему было дано повеление овладеть и управлять Землей. В этом и состояло его основное назначение.

Как же поступил Адам в ответ на повеление «овладеть землею»? Какой путь он избрал для достижения поставленной цели? Ответ на этот вопрос дает Мидраш. Когда Б-г сотворил Адама, то душа («Божественный образ внутри Адама») наполнила все его существо. Все земные создания, ощутив. что Адам несет в себе Божественное начало, решили, что он их сотворил, и пришли к нему, чтобы служить ему и короновать его как своего творца. Но Адам объяснил им, что они ошибаются, и сказал: «Пойдем все вместе и поклоняться будем Б-гу, нашему Создателю».

Этот эпизод помогает нам понять, что означает повеление «овладеть землею» и каким образом оно применимо к нам сегодня. Повеление «овладеть землею», которое было дано человеку как главная цель в его жизни, означает, что мы должны, подобно Адаму, привести Мироздание к осознанию того, что Б-г — наш Создатель. Чтобы осуществить это, мы должны возвысить мир природы (включая всех животных) до служения Б-гу.

Человек возвышает природу, используя все ее проявления для служения Б-гу. Из бычьей кожи можно сделать и тфиллин, и обувь. Если такая обувь — на ногах человека, который регулярно ходит в синагогу и торопится на помощь ближнему, то в этом случае кожа, а тем самым и бык, возвышаются, ибо человек использует их для служения Б-гу. А если из грубой кожи изготовить пару тфиллин — предмет, который является непосредственным инструментом служения Б-гу для еврея, — то нет никаких сомнений в том, что эта кожа возвышается до высочайшего уровня.

Нужно ли объяснять, что человек, приступая к «овладению землей», должен сначала одержать победу над самим собой, усмирив «земное», «животное» начало в своей природе. Этой победы человек может добиться, если все его поступки будут соответствовать предписаниям Торы — закона нашей жизни.

Опубликовано: 26.10.2003 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter