Следить за словами и мыслями

27.10.2006 | 4972 | (4)
Источник: «Ликутей Сихот» том 10, стр. 24-29
Следить за словами и мыслями
«Ликутей Сихот»

1. Сказали мудрецы Талмуда, что человек в разговоре должен использовать только самые «чистые» слова. Как пример они привели цитату из главы «Ноах»: «И возьми от животного кошерного, и от всякого животного, которое не является кошерным». Тора здесь использует целую фразу — «от всякого животного, которое не является кошерным» — вместо одного слова — «трефного» — которое донесло бы тот же смысл. РАШИ объясняет, что из этого указание нам следить за тем, чтобы использовать в речи только чистые слова.

Тот же урок можно вывести относительно того, что мы видим. Тора, описывая инцидент с Хамом, Шемом и Яфетом пишет о последних, что «шли они отвернувшись и наготы отца своего не видели». За то, что они были так осторожны Всевышний благословил их.

2. В этом рассказе, однако, нужно разобраться. У нас возникает вопрос: зачем, после того, как Тора сказала, что они шли отвернувшись, она уточняет, что они не видели наготы отца? Это вроде бы очевидно. Вероятно, Тора хочет донести до нас какую-то идею, о которой не так легко догадаться.

3. Чтобы понять эту идею, необходимо вначале выучить учение Баал-Шем-Това о том, что если человек видит в другом недостаток, это значит, что этот недостаток есть в нем самом. Здесь другой человек является как бы зеркалом, в которое мы смотрим и видим там собственное отражение. Если наше лицо чисто, мы грязи там не увидим. Если же мы видим там грязь, то только потому, что наше лицо в грязи.

На первый взгляд, непонятно. Ведь видно, что человек имеет недостаток. Почему же недостаток во мне, а не в нем? Объяснение состоит в том, что каждое событие в мире — это Божественное Провидение. Когда человек видит зло в ком-то, это ему послано Свыше. А поскольку Всевышний не сотворил ни одной вещи, ни одного события напрасно, то невозможно сказать, что человек увидел недостаток напрасно. Это его собственный недостаток, и его необходимо исправить. А почему таким странным способом указывают ему на его недостаток? Потому, что говорится, что любовь скрывает все недостатки, особенно любовь к самому себе. И поэтому единственный способ, который может сработать — это показать недостаток человека в другом человеке; в другом человеке он его сразу увидит.

Если мы задумаемся искренне, мы поймем, что это так и есть.

4. Но все еще есть у нас вопрос: цель еврея — не только исправить себя, но и повлиять на другого, как написано: «порицай своего друга, а если нужно, сто раз». Если так, то как же совместить две крайности — исправлять только себя, но также и помочь другому?

5. Понять это мы сможем, когда проанализируем следующее: в Торе много раз таки используется слово «трефное», и только несколько раз используются иносказательные выражения. Когда Тора использует точные, порой и резкие слова, а когда — иносказательные смягченные выражения? Тогда, когда описывается закон, когда мы должны четко и ясно понять, как нам его выполнять, тогда Тора использует слова как «трефное, нечистое» и т.д. В случае же, когда идет какой-то рассказ, описание событий, Тора заменяет резкие слова на смягченные.

6. Тоже самое в случае, когда мы видим, что требуется исправление своего характера и состояния товарища. Когда требуется исправление своего характера, человек должен четко и твердо работать над этим, также как при соблюдении закона. Когда же идет речь о другом, то здесь необходима мягкость; нужно думать только о том, что необходимо сделать, чтобы помочь. Если же мы только видим зло в другом человеке, то это доказывает, что это наш недостаток. То есть, поскольку Всевышний не сотворил ни одной вещи напрасно, в каждой детали, которую мы видим, есть указание для нас, а в случае, когда человек видит зло в другом, это указание двойное: посланничество в отношении другого, т.е. помочь ему, а в отношении себя — исправить недостаток, который на самом деле является своим.

7. Теперь мы можем понять, почему Тора добавляет: «А наготы отца своего не видели». Шем и Яфет не только не видели наготы отца, но и не видели в этом недостатка. Про Хама же написано: «И увидел Хам». Хам, отец Кнаана, отличался той же горячностью и вспыльчивостью (его имя намекает на это — Хам, от слова «хамимут», что означает горячность, вспыльчивость). Поэтому он увидел зло в ситуации с отцом. Шем же и Яфет не имели в себе горячности, нетерпимости, которые отличали Хама. Поэтому они видели только свою задачу, только то, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.

8. И отсюда указание для каждого из нас: когда мы видим или слышим что-то нежелательное о другом еврее, то не только нельзя говорить с другими об этом, но даже и думать. Нужно только думать о том, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Даже в момент, когда помогаешь, надо найти способ не видеть зла. И когда идут по этому пути Шема и Яфета, то удостаиваются благословения Всевышнего стать сосудами Торы, а Тора — это мир. Дай Б-г, чтобы мы удостоились прибывания Шхины в шатрах Шема, т.е. в Третьем Храме, благодаря любви к ближнему, как можно скорее.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Тора » Ноах (другие статьи):