Работа должна исполняться шесть дней

14.03.2004 | 5155 | (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 1, стр. 187-193
Работа должна исполняться шесть дней

Одна из первых фраз недельной главы Торы «Ваякель» выражает основной смысл еврейской субботы: «Работа должна исполняться шесть дней, а седьмой день должен быть святым для вас. Суббота — день покоя — для Б-га». Давайте попробуем понять эту фразу...

Странное, на первый взгляд, использование страдательной конструкции — «работа должна исполняться...» (вместо более простой, понятной формы — «вы должны работать») — подразумевает, что Тора призывает к «пассивному» отношению к работе. Это значит, что хотя человек обязан трудиться, он должен избегать чрезмерного увлечения трудом — работа должна исполняться как бы сама собой. Интересы человека не должны сосредоточиваться лишь на его трудовой деятельности.

Вот забавная и в то же время поучительная история, которая служит яркой иллюстрацией к этому положению. Один из наиболее талантливых учеников рабби Дов-Бера из Любавичей занялся организацией производства калош. Вскоре все стали замечать, что его все в большей степени занимают вопросы управления производством. И как-то раз Ребе сказал ему: «Ноги, обутые в калоши, — обычное явление, но представь себе голову в калоше!»

Причиной многих социальных и физических недугов в наше время является лихорадочный темп жизни. Мы настолько погружены в дела, что у нас ни на что ни на кого не остается времени, и в первую очередь — на самих себя. Мы говорим: время — деньги, и всему миру известно, что язва желудка — профессиональное заболевание американских бизнесменов. Мы приобретаем дорогие дома и машины, которые являются «символами» нашего положения в обществе, за счет того, что отказываем себе во времени на еду и на сон и думаем о делах не только на работе, но и дома, и на отдыхе и даже во время молитвы. Мысли о делах занимают нас наяву и во сне, во время работы и во время отдыха.

Предостережением против такого полного поглощения делами звучит Божественное повеление: «Работа должна исполняться шесть дней», Это предписание подчеркивает почетное место труда в жизни человека, но при этом содержит существенную оговорку: человек не должен допускать, чтобы все его мысли были поглощены работой. Тора говорит, что человеку необходимо достигнуть душевного покоя, чтобы в часы досуга он мог уделить больше внимания духовным потребностям — своим собственными своей семьи; чтобы он приходил в синагогу в серьезном и спокойном настроении, а не как в клуб, где обсуждаются последние колебания курса на бирже.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе Ваякэль:
Система Orphus