СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 06:51

Внедрение святости происходит только после благословения Моше

В строительстве Мишкана принимали участие все евреи, как мужчины, так и женщины. Все принесли свои приношения для работ по строительству. Так почему же Моше не благословил всех участников, а только тех, кто занимался непосредственно самим строительством?

2577 (0) мин.
Свободный переводШауль АйзенбергИсточник: «Ликутей Сихот» том 11, стр. 169

Из вчерашнего выступления посланника Ребе Короля Мошиаха в Цфате, раввина и хасида р. Йосефа-Ицхака Велишанского — главы йешивы Цфата, которое состоялось на фарбренгене в честь 27 Адара I и в честь йорцайта моей мамы Эмма бат Яаков:

Когда завершились работы по строению Мишкана, то: «И увидел Моше всю эту работу и благословил их Моше». РАШИ объясняет, что Моше сказал им так: «Да будет угодно, чтобы Б-жественная присутствие поселилось в трудах рук ваших и да пребудет приязнь Г-спода, Б-га нашего, на нас».

Спрашивается: ведь в строительстве Мишкана принимали участие все евреи, как мужчины, так и женщины. Все принесли свои приношения для работ по строительству. Так почему же Моше не благословил всех участников, а только тех, кто занимался непосредственно самим строительством?

Ответ на этот вопрос очень простой: нет никакой необходимости подчёркивать здесь какую-то особенность благословения Моше к каждому, кто приносил приношение для строительства. Это и так понятно, что каждому принесшему что-либо говорят «спасибо», а благословение Моше сказал ещё до строительства — сразу после того, как были принесены все приношения. Сейчас же Тора хочет рассказать нам о особом благословении, которое произнес Моше после завершения строительства Мишкана.

Когда строительство всех частей Мишкана было завершено, то все специалисты по постройке вместе взятые не смогли собрать все части Мишкана воедино и установить Мишкан. Про это говорит Тора: «И принесли Мишкан к Моше». РАШИ комментирует это: «Они (строители) не могли возвести его (Мишкан) сами… и сказал Моше пред Святым, благословен Он: „Как может человек возвести (Мишкан)?“ Сказал Он ему: „Займись (этим) ты, своими руками“. Казалось, что Моше возводил (Мишкан, однако) он поднялся и стал сам».

Таким образом мы видим, что даже после того, как все евреи принесли приношение и после того, как строители построили все части и детали Мишкана, то у всех у них всё равно не было сил собрать всё это воедино и установить Мишкан. Для этого они должны были принести все детали к Моше и он силами Всевышнего поставил Мишкан.

И после всего этого всё равно необходимо было особое благословение: «И да будет угодно, чтобы Б-жественная святость вошла в творение рук ваших», т.к. у человека нет духовных сил для внедрения Б-жественной святости в творения человеческих рук. Для этого необходимо особое благословение Моше Рабейну, чтобы стало «И буду пребывать Я в вас» — в Мишкане, созданном человеческими руками.

Из всего этого можно вывести указание для нашей повседневной жизни: весь смысл нашей духовной работы в этом мире это строительство «Мишкана» для Всевышнего. Каждый еврей своими действиями и своей духовной работой «строит жилище» для Всевышнего и стремиться к тому, чтобы Б-жественная святость присутствовала в творении его рук.

Объясняют нам, что даже тогда, когда наша личная духовная работа является наиполнейшей, всё равно этого недостаточно для того, чтобы внедрить в эту работу святость. Внедрение святости происходит только после благословения Моше — только тогда, когда мы связаны с главой поколения — с Моше-рабейну нашего поколения.

Когда еврей связан с Ребе, то он получает духовные силы для проделывания своей духовной работы и внедрения в неё Б-жественной святости. И тогда Моше-рабейну связывает себя со всем народом и просит: «Да пребудет приязнь Г-спода, Б-га нашего, на нас» и таким образом приводит к тому, что каждый и каждый еврей в отдельности достигает совершенства...

Хочу дополнить это небольшим рассказом от рава Велишанского.

Как-то РАЗО (реб Шнеур-Залман-Аарон) — старший брат Ребе РАШАБа предложил младшему братишке поиграть в «ребе» и «хасида» (речь идёт о том времени, когда оба были ещё детьми). РАЗО предложил, что он, как старший, будет «ребе», а РАШАБ, как младший, будет «хасидом».

Ребе РАШАБ отказался от этой игры и сказал брату так:

— Что такое быть «ребе» я ещё не знаю, т.к. ещё очень мал. Но я знаю одно: в «хасидов» не играют — или ты хасид, или нет!

Вывод: в «хасидов» не играют. Или ты хасид и привязан к Ребе и устраняешь всё своё «Я» перед Ребе, не для того, чтобы получить выгоду материальную или духовную, а только лишь потому что Ребе — он глава поколения — Моше-рабейну поколения, связующее звено между Всевышним и Его народом! Или ты не хасид. Третьего не дано!

Опубликовано: 09.03.2016 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter