Достойный стать Мошиахом или Мошиах на практике?

Свободный перевод: Шолем Лугов
03.11.2015 | 1208 | (0)
Достойный стать Мошиахом или  Мошиах на практике?
Достойный быть Мошиахом или Мошиах на практике?

«Есть также присутствие Мошиаха в буквальном смысле (общая душа пятого уровня), как известно, что „в каждом поколении рождается один человек из рода Йеуды, который достоин стать Мошиахом для еврейского народа“, „один человек, достойный по своей праведности стать освободителем, а когда придет время, ему раскроется Всевышний и пошлет его и т.д.“ и если бы не вмешивались отрицательные вещи, мешающие и препятствующие этому и т.д., то он бы раскрылся и пришел на деле в буквальном смысле».

Этот отрывок из выступления Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха («Двар Малхут» на главу «Вайера») построен на отрывках из текстов Бартенуры и Хатам-Софера. На первый взгляд кажется, что Ребе просто цитирует их слова. Но внимательно изучив этот вопрос мы видим, что здесь есть несколько другой стиль, что свидетельствует о глубокой разнице в содержании:

1) Бартенура говорит о состоянии Мошиаха на протяжении времени изгнания и он называет его «человек… который достоин стать Мошиахом». Наподобие этого, Хатам-Софер пишет об «одном человеке, достойном по своей праведности стать освободителем». Но Ребе определяет это состояние как «присутствие Мошиаха в буквальном смысле», а не только как «достойного стать Мошиахом».

2) Когда Хатам-Софер говорит о переходном периоде от изгнания к Освобождению, он определяет это так: «Когда придет время, ему раскроется Всевышний и пошлет его» — именно Всевышний должен раскрыться Мошиаху и послать его. А когда Ребе говорит о времени прихода Мошиаха, он уточняет, что тогда «Мошиах раскрылся бы и пришел на деле в буквальном смысле». Наподобие этого, Ребе также упоминает идею «раскрытия Мошиаха», что Мошиах сам должен раскрыться.

В чем же здесь разница?

Из простого смысла слов Хатам-Софера понятно, что во время изгнания тот человек, который готов освободить еврейский народ, еще не является Мошиахом, а только «достоин стать Мошиахом» (если евреи будут достойны). Но если этого не произойдет, он не станет Мошиахом. Это похоже на то, что пишет автор «Сдей-Хемед»: «Если не удостоятся, то он будет как остальные праведники». Только когда наступит время Освобождения, когда Всевышний раскроется ему и пошлет его освобождать еврейский народ, тогда он станет Мошиахом.

Но из слов Ребе следует, что это относится к Мошиаху каждого поколения и также во время изгнания он является Мошиахом. Только во время изгнания он находится в сокрытии, а во время наступления Освобождения раскрывается. Это и есть «раскрытие Мошиаха».

В «Двар Малхут» на гл. «Тазриа-Мецора» Ребе говорит так: «Мошиах находится в мире во время и в месте изгнания… и ожидает нетерпеливо, когда он может раскрыться из сокрытия во время изгнания и из этого состояния».

Объяснить это можно так:

В том отрывке, где сказано, что «есть также присутствие Мошиаха в буквальном смысле», Ребе добавляет в скобках слова «общая душа пятого уровня», а также после этого объясняет в примечании согласно сказанному в хасидизме, что это общая душа — включающая в себя все еврейские души — раскрывается в душе главы еврейского народа (Ребе) в каждом поколении и это также аспект Моше и Мошиаха. И об этом объясняет Ребе в нескольких местах (напр. в прим. 127), что именно поэтому глава поколения является Мошиахом поколения.

Теперь понятно, почему пишет Ребе Король Мошиах, что «есть также присутствие Мошиаха в буквальном смысле» и что это не относится к тому, кто достоин стать Мошиахом, а именно к Мошиаху поколения. Ведь благодаря тому, что у него есть общая душа пятого уровня, он является Мошиахом в буквальном смысле.

Ведь если определять Мошиаха в соответствии с его действиями по освобождению еврейского народа, то к нему относятся слова Бартенуры и Хатам-Софера — выполняющий эти действия и освобождающий евреев человек является Мошиахом. А тот, кто не сделал этого, не является реальным освободителем, а только достоин стать Мошиахом; и только когда придет время Освобождения, он сможет стать Мошиахом

Несмотря на внутреннее определение души Мошиаха, аспекта общей души в каждом поколении, этот аспект всегда находится у главы каждого поколения. Поэтому Ребе и говорит, что всегда в каждом поколении «есть также присутствие Мошиаха в буквальном смысле» и он только должен раскрыться. Выходит, что рабби Йеуда а-Наси, Рав, АРИЗАЛ, Баал-Шем-Тов и все главы ХАБАДа до Ребе РАЯЦа были достойны стать Мошиахом; хотя на практике в их время Освобождение не наступило, они обладали этим аспектом в скрытой форме и поэтому их можно назвать «Мошиах поколения».

В приведенной же в начале цитате Ребе говорит о себе, как о раскрывшемся Мошиахе, как это следует из его дальнейших слов.

Примечания:

Хатам-Софер — рабби Моше Софер, лидер ортодоксального еврейства в Венгрии.

Бартенура — рав Овадия, комментатор Мишны, духовный руководитель иерусалимского еврейства.

«Сдей-Хемед» — рав Хизкияу Медини, крупный еврейский мыслитель и раввин конца XIX века.

Общая душа пятого уровня — «йехидá клалит». В душе еврея есть пять уровней. Один из них, самый высокий, называется «йехидá» («единственная»). Этот уровень есть у каждого еврея и из него проистекают полное самоустранение и самопожертвование еврея по отношению к Всевышнему. Душа главы поколения включает в себя этот уровень души всех евреев, который называется также «искрой Мошиаха», так как «единственная» — это, действительно, искра души Мошиаха. (см. урок РЕВОЛЮЦИЯ, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ СНИЗУ).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Тора » Вайера (другие статьи):