Каждый еврей — посланник Б-га

02.11.2004 | 3681 | (3)
Источник: «Двар Малхут» глава «Хаей Сара» 5752
Каждый еврей —  посланник Б-га
Каждый еврей — посланник Б-га

Каббала объясняет, что свадьба Ицхака и Ривки, описанная в недельном разделе «Хаей Сара», символизирует объединение души и тела или, если говорить более широко, объединение Божественной силы — «Души мироздания» — с окружающим нас материальным миром. И все-таки, несмотря на всю важность этого события, основная часть раздела посвящена не ему, а подготовке к этой свадьбе – чудесному путешествию раба Авраама Элиэзера, которому его хозяин поручил функции свата и, передав в его руки все свое добро, отправил на поиски невесты на свою далекую родину. Почему же посланничество Элиэзера становится центральным сюжетом раздела, описанным со всеми подробностями (некоторые из которых даже повторяются дважды)?

Ответ прост, каждый из нас является посланником Б-га в этом мире и мы должны знать, что это означает. Элиэзер — это первый посланник, описанный в Торе. Как же стать настоящим посланником, какими качествами нужно для этого обладать? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте обратимся к истории, произошедшей в относительно недавнем прошлом.

Послевоенная Америка. Жители одного из крупных американских городов смотрят на двух странно одетых бородатых евреев, бредущих по улице.

«Что это?» — спрашивает один из случайных прохожих.

«Голливуд, наверное, снимает кино про евреев» — отвечает другой.

Однако это были не съемки. Это были настоящие «живые» хасиды, которых предыдущий Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон попросил приехать сюда из далекого Нью-Йорка с незамысловатой целью: передать привет еврею по имени N.

Каждое слово Ребе несет в себе глубокий тайный смысл, и поэтому наши герои, не задумываясь, оставили свои семьи и отправились в незнакомый город искать какого-то неизвестного господина N. И вот, принимаемые либо за кинозвезд, либо за сумасшедших, они уже бороздят американские мостовые, которые, к слову сказать, по размеру сильно отличаются от переулков Любавича. Пойди найди тут еврея по одному имени и фамилии.

«Но Ребе велел нам искать его, значит мы сможем его найти», — думали хасиды, заходя в очередную синагогу, в которой опять выяснялось, что человек с таким именем никому не известен.

Прошло еще несколько часов, и все синагоги города закончились. Что теперь делать? Они были близки к отчаянью: столько времени потеряно впустую, а требуемая личность так и не найдена. И только уверенность в том, что Ребе не ошибается, заставляла их двигаться вперед и продолжать поиски. Но как? Они решили просто-напросто расспрашивать прохожих. Но лица сменялись одно за другим, все показывали им свою американскую улыбку, но никто не мог припомнить ничего путного. И вдруг... одно лицо осветилось выражением воспоминания.

— Подождите, как вы сказали? А что, вы хотели бы с ним встретиться? — с удивлением спросил прохожий.

— Да — ответили хасиды.

— Ну, это у вас вряд ли получится. Если я не путаю, так зовут одного из самых богатых людей города. Живет он в огромном особняке с охраной и, конечно, людей с улицы к себе в дом не пускает. А чтобы попасть к нему на прием, нужно записываться за несколько месяцев.

И опять хасиды подумали, что если Ребе попросил их встретиться с этим недоступным N., значит, без сомнения, они смогут это сделать. Нужно только узнать адрес, а дальше Б-г поможет.

Подойдя к воротам, они позвонили и на прозвучавший через переговорное устройство вопрос о цели визита ответили, что их послал к господину N. Любавичский Ребе. Услышав последние два слова, хозяин неприступного дома велел слуге открыть ворота и провести необычных гостей прямо в его кабинет. Как и ожидали гости, господин N. оказался человеком, далеким от соблюдения Торы и ее заповедей, и единственное, что связывало его с еврейством, это его дед – один из знаменитых хасидов Ребе РАШАБа (пятого Любавичского Ребе).

Передав господину N. слова Ребе РАЯЦа, гости уже собрались удалиться, как вдруг хозяин дома остановил их. «Вы знаете, я готов выписать очень внушительный чек в качестве пожертвования на деятельность, которой занимается Ребе. Однако у меня есть одно условие. Я сделаю это, только если вы сможете хорошо объяснить мне, кто такой Ребе и зачем он нужен евреям» — сказал он.

Один из посланников, бывший большим знатоком Торы хасидизма, ответил: «Мы не пришли сюда собирать деньги. Ребе послал нас только передать привет. Но если вы хотите знать, что значит Ребе, то, может быть, вам поможет такой пример.

В каждой синагоге есть свиток Торы – текст, написанный чернилами на сшитых воедино кусках кожи специальной выделки. Проблема заключается в том, что иногда чернила осыпаются, и тогда форма буквы может быть повреждена. Иногда осыпается маленькая часть буквы, иногда побольше, иногда буква страдает до такой степени, что ее вообще невозможно узнать. Если это происходит, то весь свиток становится некошерным и по нему нельзя читать.

Чтобы избежать этой опасной ситуации, раз в год в синагогу приглашают «сойфера» — человека, профессионально занимающегося проверкой и написанием свитков Торы. Он внимательно просматривает все буквы, исправляет те, которые требуют ремонта и тогда отреставрированный свиток вновь становится кошерным.

Так вот, к чему я все это рассказываю. Каббала объясняет, что каждая буква в Торе соответствует одной из еврейских душ. И поэтому так же в еврейском народе есть свой «сойфер». Это такой человек, который видит душу каждого еврея, понимает, чего ей не хватает и как она может достигнуть полного совершенства. И если он видит, что некая душа требует исправления, то он посылает своего посланника, который помогает ей найти правильный путь. Этот «сойфер» и есть Ребе», — закончил хасид свое объяснение.

Господин N. остался очень довольным приведенным примером и, не задумываясь, выписал чек на небывалую по масштабам Америки конца сороковых сумму — $70.000.

Забрав чек, хасиды поблагодарили щедрого спонсора за предоставленную аудиенцию и полученное пожертвование и отправились в обратную дорогу. Вернувшись в резиденцию Ребе — дом номер 770 на нью-йоркской улице Истерн Паркуэй, они с радостью рассказали Ребе обо всем, что с ними произошло и передали полученный от господина N. чек. Однако реакция Ребе оказалась совершенно неожиданной, и его лицо выражало абсолютную неудовлетворенность отчетом о поездке.

«Как вы могли такое сказать?! – возмутился он. — Неужели вы не знаете, что это только у нас свиток Торы написан чернилами на пергаменте, а Тора Б-га — это буквы, вырезанные в камне, наподобие скрижалей, полученных Моше на горе Синай? И с этими буквами никогда ничего не может произойти, они не могут осыпаться или повредиться. И точно так же каждый еврей, чтобы он ни делал и как бы ни вел себя, всегда остается евреем, которого любит Б-г, как отец любит своего единственного сына, родившегося у него на старости лет. И всего лишь одна беда может произойти с этими буквами: они могут забиться пылью: одна — меньше, другая — больше. И Ребе — это тот человек, который дует на все эти буквы, и за счет этого они очищаются от пыли».

Что общего можно заметить в поведении первого посланника, описанного Торой, и его последователей, нанесших визит господину N.? Первое, что бросается в глаза, это их абсолютная преданность пославшему их человеку. Придя к отцу Ривки, Элиэзер не называет своего имени, не говорит и о своей мудрости, доброте — он вообще не говорит о себе ничего, кроме слов «раб Авраама я». Таким же образом ведут себя хасиды. И именно в этом гарантия будущего успеха их посланничества.

С другой стороны, обе эти истории говорят о том, что посланник должен пользоваться именно собственным разумом и собственными способностями для достижения цели, поставленной перед ним его пославшим. Элиэзер обращает свою молитву к Б-гу и удостаивается увидеть Ривку «прежде, чем закончил говорить» слова этой молитвы. Так же и впоследствии, в разговоре с семьей невесты, он действует по собственному усмотрению, используя все средства для достижения цели — привести жену, соответствующую Ицхаку.

Аналогичным образом ведут себя и посланники Ребе. В любой жизненной ситуации они знают, что Ребе послал их сюда только для того, чтобы здесь, в этом месте, стало светлее, и они используют все свои способности, знания и мудрость для того, чтобы выполнить свое посланничество как полагается.

Подобным образом и душа каждого из нас спускается в этот мрачный материальный мир и одевается в тело, называемое в каббале «змеиной кожей», только для того, чтобы освятить этот мир и это тело при помощи Торы и заповедей. Именно для этого еврей наделяется всеми способностями, которые дал ему Б-г, идет ли речь об уме, таланте, недюжинном здоровье или умении зарабатывать деньги. Именно поэтому каждый еврей совмещает в своем существе два, на первый взгляд, совершенно противоположных начала: необыкновенную душу, которая является частицей самого Божества, и обычное тело, ничем не отличающееся от любого другого творения. Именно такое объединение противоположностей позволяет еврею быть настоящим посланником Б-га на этой земле.

Когда 50 лет назад Советский Союз запустил в космос первый «обитаемый» спутник со всем известной космонавткой по имени Лайка, весь мир, затаив дыхание, следил за поведением несчастного животного, оторванного от земных радостей и общения с «собратьями по разуму» и заброшенного за пределы Земного Шара.

В то время один известный хасид сказал: «Вот только бы мы не были как эта собачка, летающая в спутнике».

Впоследствии, он объяснил свои слова так: «Собака, ведь, сидя в спутнике, ест, пьет и ходит в туалет. У нее нет никакого представления о том, что происходит вокруг ее персоны. А, между тем, к ней устремлены глаза и мысли миллионов людей, каждую минуту следящих за ее состоянием и маршрутом ее оригинальной космической конуры. Она просто не знает и не может понять, что она является посланником».

На самом деле, каждый еврей является посланником, и цель его пребывания в этом мире бесконечно важнее цели, с которой бедная собака бороздит космические просторы. И Б-г смотрит на нас и наблюдает за каждым нашим действием с надеждой, что мы сможем правильно использовать каждую минуту пребывания на этой земле. Так что же будет, если мы тоже будем только есть, пить и справлять нужду, как та собака, без малейшего понимания всей важности и ответственности нашего пребывания здесь?»

И чтобы мы так и не остались в неизвестности, закончим словами главного посланника Б-га, посланника, который приносит освобождение всему еврейскому народу и всему миру — Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха: «Вся та работа, которую еврейский нород должен был сделать в течение времени изгания, уже завершена, и единственная вещь, которой сейчас недостает в работе посланника – это полное и настоящее принятие праведного Мошиаха, которое наделяет последнего силой и возможностью выполнить его (Мошиаха) посланничество и окончательно вывести евреев из изгнания!»

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Тора » Хаей Сара (другие статьи):