СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 10:05

Идея сдвоенной пещеры (с комментариями)

Мы уже публиковали перевод «маамара» Алтер Ребе по главе Торы «Хаей Сара» из книги «Тора Ор» (стр. 30). Так как этот «маамар» довольно сложный для понимания, мы предлагаем вам этот же текст вместе с комментариями (помещенными в квадратные скобки).

3252 (0) мин.

Мы уже публиковали перевод «маамара» Алтер Ребе по главе Торы «Хаей Сара» из книги «Тора Ор». Так как этот «маамар» довольно сложный для понимания, мы предлагаем вам этот же текст вместе с комментариями (помещенными в квадратные скобки).

Написано [в песне, которую читают во время второй дневной субботней трапезы]: «Он раскроет нам (тайный) смысл и т.д. [...двенадцати хлебов, которые являются символом дважды встречающейся в Его имени лёгкой буквы»]. И вот, наполнение буквы «Эй» — с другой букве «Эй» [в Святом языке есть две формы изложения алфавита: письменная и устная. В устной форме человек произносит каждую букву по-другому, чем  как она написана, например буква «йуд» пишется просто «י», но когда её произносят вслух, то она состоит из 3 букв: «Йуд-Вав-Далет» (יו"ד) и таким образом устроен весь алфавит. Также известно что имя Б-га (י-ה-ו-ה) состоит из четырёх букв: «Йуд-Эй-Вав-Эй». Оно же может быть расписано несколькими вариантами, например с добавкой буквы «эй» следующим образом: (יו"ד) — Йуд (Йуд-Вав-Далет), (ה"ה)- Эй (эй,эй), (ו"ו) — Вав (Вав, Вав), (ה"ה) — Эй (эй,эй) — это называется имением Всевышнего БАН. БАН это гиматрическое число 52 , так как, если мы прибавим все буквы, с добавкой «эй» получаем 52 (20+10+12+10), что и есть, БАН («нун» = 50, «бет» = 2). И это имеет ввиду Алтер Ребе, что наполнения Имени Б-га — с буквой «Эй», и это аспект [носит название] «сдвоенности», [это связано с тем, что написано в вышеупомянутой песне  «Кфила» (двойная) — буква «Эй» как известно из смысла «двойной пещеры»  [— так она названа, потому, что она находится внутри другой пещеры (см. «Берейшит» 3:9, РАШИ, Эвен Эзра и т.д.) — таким же подобным образом буква «эй» в данном имени Б-га «БАН» — двойная], (что это последняя буква «эй» [в] Имени Всевышнего БАН и т.д. [Kак известно что имя «БАН» это атрибут «Малхут», имея в виду, что Оно используется Всевышним для сотворённых (а не для Него самого). Поэтому, имя Б-га (י-ה-ו-ה), о котором идет речь в нашей теме, пишется в полной форме, как будто Оно произносится вслух. (Это подобно тому, что когда человек произносит имя Б-га (י-ה-ו-ה) вслух, то он должен его сказать во всей полной расписной форме, с дополнением «эй», но для самого себя, в уме, ему не нужно Eго расписывать, а только задумается о Нём].

И эту идею можно понять предварительно объяснив идею приема пищи, [Алтер Ребе перечисляет порядок то, как пища (после ее духовного отбора) усваивается в теле, начиная от нижнего к самого высшему] ведь основа принятия пищи заключается в том, чтобы еда превратилась в жир и кровь, а кровь это душа и жизненная сила человека, когда печень получает кровь из еды и посылает в сердце и мозг, ведь сказано («Зоар» II 153а и также «Зоар» I 138а), (В книге «Зоар» объясняется, что тело человека построено из трёх основных частей:) что три правителя есть в мире: печень,сердце и мозг и т.д., (хасидизм же объясняет, что мозг символизирует человеческий разум, а сердце символизирует (атрибуты) качеств человека).  

И посредством этого пища возвышается, так как из нее формируется сердце и мозг человека И посредством этого укрепляются его сердце и мозг  в служении Всевышнему в сердце с восторженностью (в виде приподнятости) как пламя костра, что достигается силой еды, ведь без еды человек бы ослаб и т.д. И также его мозг становится крепким для размышлений о величии Всевышнего и т.д.[пища укрепляет не только тело человека, но так же его мозг, как сказал, рабби Нахман, что пока он не поел говяжье мясо, у него не было концентрации мысли]. И это идея отделения, когда из пищи становится человек [когда человек принимает пищу то происходит материальный и духовный отбор. В материальном плане, тело человека использует хорошую часть пищи и укрепляет его, а остатки выходят. И в духовном плане, если человек кушает, чтобы посредством силы этой пищи служить Всевышнему, то хорошая часть поднимается в свой источник, и отделяется от «клипы»].

Но все это относится к будним дням [в будней день Тора не запрещает отделят хорошее от плохого и наоборот], но в субботу отбор запрещен (работа запрещенной Торой в субботу, а именно: при отборе несъедобного («псолет»), когда остается съедобное («охель»)], а пища в этот день более возвышенная. [Потому что нет «псолет», так как суббота это время поднятие миров (смотри далее) и клипа «нОга» поднята, то не нужна отбирать] в аспекте привлечения Свыше, как сказано (Йешаяу 58:13) «И назовешь субботу наслаждением» [Слово «карАта» (дословно: «назовешь») на Святом языке также имеет значения «опустить» (или «привлечь»), так как духовная работа человека в субботу состоит в том, чтобы опустить Божественный свет (высшее наслаждение) с верха (духовного мира) в низ (нашего материального мира). В отличие от буднего дня, когда человек поднимает святость с нижнего мира вверх, в субботу, светится источник искр, которые уже были возвышены] «Тогда будешь наслаждаться Всевышним».

Ибо вот написано (Псалмы 139:5) «Сзади и спереди Ты объемлешь меня», задняя часть Творения и т.д. [С одной стороны, говорит Адам, что он одновременно выше, чем все остальное творения, и ниже их. Выше — потому что после «разбития сосудов» искры святости упали в нижней, (наш) мир, и превратились в растения, животных и т.д., ниже чем человек. A ниже он потому, что был сотворён Всевышнем последним, (и это неспроста, потому что) его духовно источник — из «исправленного» мира, который следует по подряду, после мира Хаoса]. Ибо (если смотреть на) еду, как она внизу спустилась после «разбития сосудов», то человек имеет приоритет, так как еда отделяется с помощью человека, но в ее источнике Вверху она из мира Хаоса, [падение искр в нижней мир привело к тому, что они смешались с оболочкой «нОга», как объясняется, что в ней есть хорошие и плохое. И воочию не видно их духовное достоинство над человеком. Поэтому у человека (из исправленного мира) задача состоит в том, чтобы возвысить эти искры обратно в их источник] как сказано («Берейшит» 36:31): «Перед тем, как воцарился король из евреев», но только после этого сказано: «И воцарился, и умер». «И умер, воцарился и т.д». [На структуру и «разбитие» мир Хаоса есть намек в Письменной Торе, где идет речь о 7-и королях Эдома. Их период правления был до израильских королей и потому написано в Торе, что они погибли. Эдом, это мир Хаоса, и идея гибели это — «разбитие сосудов». А израильские короли же правили намного позже, намекая на «исправленный» мир (который, образовался после мира Хаоса).

«Разбитие» мира Хаоса было по нескольким причинам:

1. Свет (этот свет сотворил сосуды и он же сам светил в них) светился намного сильнее, чем сосуды  могли воспринять его.

2. Сами сосуды не хотели воспринять этот свет.

3. Сосуды не хотели находится в месте с друг другом и т. д.

Посредством этого (духовного) разбития, сосуды разломались на множество кусочков или как они называются «искры святости», которые упали в наш, самый низкий мир, и так образовался весь материальный мир. Последствие того, что было «разбитие сосудов», образовалось «Клипа», которая имеет «чувство», как будто она может существовать сама по себе. И воочию весь наш мир выглядит, как будто он отделён от Всевышнего. И именно это и есть суть «разломанного сосуда»; так как в нашем мире, не чувствуется присутствие Б-га, а наоборот, в нем чувствуется его «я», мол он (или любая материальная вещь),  может существовать сам по себе, без своего источника святости].

Но, в любом случае, по всей видимости, источник еды выше, чем человек, ведь еда оживляет человека. [получается то что, человек нуждается в еде (или в этих искр святости), и не может существовать без неё, по тому что еда добавляет ему силу (поскольку в ней есть «искорки святости», которые выше чем сам человек), и отсюда видно, что еда выше чем сам человек]  А человек получает жизненную силу от еды, так как она является «задней частью» Творения и т.д. [При приёме пищи человеком происходят две вещи: человек отбирает хорошие (искорки святости из еды) от плохого (клипы «Нога») и поднимает пищу («искорки святости») в свой духовный источник, а за это он получает от самой пищи добавок силы (так как их источник выше человека)].

А в субботу, время поднятия миров, пища поднимается так, как она в своем источнике, и от нее привлекается жизненная сила для души сверху вниз [в отличии от Субботы, в будний день, чтобы получить силу от еды, человек должен заниматься отбором и посредством отбора он может изъять силу для самого себя. Но известно, что когда наступает Суббота, все мира возвышаются, а также и пища поднимается до того, что человек начал её есть. И потом, в течение Субботы, когда человек кушает эту еду, то он не отделяет ничего, так как (во-первых, клипа не существует в Субботу и во-вторых) еда возвысилась Всевышним. Поэтому задача человека заключается в притяжении (духовного) света с внутренности миров, (но не с помощью отбора)] a с помощью 12 хлебов и т.д.[12 хлебов — связано с имением Всевышнего, смотри подробнее далее].

И это идея того, что как сказано («Мишлей» 13:25) «праведник есть до насыщение его души», так как есть два вида принятия пищи. Первая — для насыщения души». А вторая — как сказано: «чрево нечестивых оскудевает». И «насыщение души» — это жизненная сила души, приходящая Свыше. [Способ приёма пищи праведником приравнивается к приёму пищи евреем в субботу. Так как в Субботу душа еврея получает свое насыщение от «источника искр», поднятыми в субботу, то приёмом пищи в Субботу человек притягивает Божественный свет].

А «чрево нечестивых и т.д.» значит, что нечестивые являются «внешними» и посредством еды происходит извлечение из них, [нечестивый (или грешник) — здесь идёт речь о «Клипе» — место, где находятся «искры святости». Задача еврея в будней день заключается в двух вещах: 1. Отделить от плохого хорошие, или изъять из «Клипы» (грешник) «искорки святости».  2. Превратит саму «Клипу» (нОга) в святость (смотри далее)] как сказано: «Заглотнет изобилие он и изрыгнет» (Йов 20:15), так как в каждой еде есть жажда, являющееся корнем нечистых оболочек.

[В каждой пище есть жажда, которая тянет человека к это еде. Источник этой тяги, является «Клипа», то есть в нашей кошерной пище есть духовный состав: плохой (тяга к еде) и хороший (искры святости, которые оживляют эту пищу). Когда человек кушает эту пищу и имеет в виду, что с помощью полученной от неё силы он будет исполнят закона Б-га и изучать Тору, то тогда «Клипа» как будто «изрыгнет» из себя искры святости и они поднимутся в свой источник].

И посредством поступления пищи в тело человека и превращения ее в кровь, которая посылается в сердце и мозг, она превращается в добро и святость посредством укрепления сердца и мозга в служении Всевышнему. И посредством этого, он [человек] изымает из противоположной святости стороны [«клипa»]  жизненную силу, и это значит, что «чрево нечестивых оскудевает», что оскудевает поглощенная ими жизненная сила [ведь у не чистой силы, или «клипы» нет своего источника жизни. Её существование может быть только благодаря Всевышнему. Но во время «разбитие сосудов», образовалось «клипа» которая поглотила, «искры святость», которые же её и оживляют]. И «Б-г исторгнет все [всю Божественною силу] из его чрева».

И вот, еда в будни, являющаяся аспектом отбора, [в будни мы отбираем «искры святости»] это «чрево нечестивых оскудевает». Но еда в субботу — это привлечение Свыше [Божественного света из внутреннего источника «святых искр»] для насыщения души, посредством пищи так, как она в своем источнике Вверху перед тем, как произошло падение вниз  [поскольку «искры святости» до их падения были в полной своей полноценности] после разбития сосудов и где нет отбора. И как говорится в книге «Зоар» [именно насчет праздника], a не сказано [насчет Субботы] («Малахи» 2:3) «помет [отбросы] субботних (жертв) ваших», [Всевышний указывает евреям поститься после праздника. «Зачем?» — спрашивают наши мудрецы (Хатам Софер). Ибо сказано, что в праздник надо веселиться и веселить всю свою семью. «И будешь радоваться в праздник твой, ты, левит и пришелец и т.д». То есть, Всевышний ставит условия еврею, если он будет веселым и будет веселить бедного в праздник, то тогда будет ему засчитано, как будто он исполнил закон веселиться в праздник. Но если он вселится сам и не вселит бедного, то тогда за это Б-г требует у еврея поститься, (после праздника), чтобы исправить свой грех], ибо то, что делается [евреем] снизу вверх [привлекается святой свет] с помощью отбора, как в будние дни — когда есть помет, то есть отбросы. [В теле человека происходит второй, материальный отбор: «клипа» или отброс опускается в низ тела человека и выходит из него с отходами], это когда избранное посылается в сердце и мозг, а отбросы опускаются вниз в живот и кишки и д.т. и это и есть отбор.

Но в субботу, когда это происходит сверху вниз, нет вообще отбросов. [Подобие небесного мана, в котором также нет отходов, (как известно, что ман связан с субботой). Таким же образом происходит с пищей, которую ест человек в Субботу — у неё нет отходов (так это происходит в духовном мире)], так как отбросы [в нижних мирах] произошли от [греха совершённым с запретом Адаму и Еве кушать от] Древа познания добра и зла и [таким образом] внизу [и в нашем мире] образовалось добро и зло во всех аспектах, посредством того, что Адам съел плод Древа познания добра и зла.[«Разбите сосудов» привело к тому что образовалось «клипа» (источник всего плохого), в том числе и змей, в котором она и была «одета». Все это привело Адама и Еву к тому, что они согрешили (или не устояли) перед «клипой»].

И также в каждом человеке есть смесь добро и зло и т.д [посредством греха Адама и Евы, произошло то, что в каждой вещи в нашем мире и в человеке есть не только доля хорошего (искорки святости), но также во всём замешано и плохое («клипа»)]. Только это не одинаково у всех: есть такие, у которых больше добра и т.д., а есть такие, у кого добро в такой форме и т.д. [Во всех сотворённых Всевышним есть те, у которых хорошее более заметно, чем доля плохого, а есть категорией сотворённых у которых наоборот, доля плохого более заметна, чем доля хорошего, то есть нет в нашем мире абсолютно плохого или абсолютно хорошего (за исключения святости и праведников). Например, когда человек делает доброе дело или исполняет заповедь, даже тогда в его поступке замешана доля плохого; он делает это (например) для какой-то выгоды. А в полном грешнике есть доля хорошего, например тот факт, что он иногда пробуждается к возврату на путь истины — это   посредством хорошего, которое замешано в его плохом поведении]. Но в субботу «Тогда будешь наслаждаться Всевышним», выше Древа познания, и тогда «не водворится у Тебя зло совсем».

Только в праздник [существует немного духовного отброса, как] сказано «помет праздничных (жертв) ваших», так как в праздник есть немного отбора [и поэтому в праздник (в отличии от субботы) разрешен отбор при определённых обстоятельствах так как], ведь разрешено [Торой еврею] в праздники приготовлять пищу для души: печь, варить и т. д. и запрещено только сеять, пахать и жать и т.д. И так как разрешено несколько видов работ для того, чтобы готовить пищу для души, то в праздник есть отбор и имеют место быть отбросы. [То есть, если Тора разрешает еврею в праздник готовить и отбирать, то это намекает на то, что в праздник есть отбор, только он отличается от субботы]. И в качестве исправления этого человек должен давать еду бедным. Так как время радости это радовать всех, как сказано («Дварим» 16:14): «И будешь радоваться в праздник твой, ты, левит и пришелец и т.д.» так как радость — это подслащение аспекта суда и нужно радовать всех, чтобы все были включены в аспект радости [бедный человек — расстроен и он тот, кто символизирует аспект суда. Но когда другой еврей веселится в праздник и приглашает бедного за свой стол, веселит и угощает пищей, то посредство этого он как будто подслащивает аспект суда в небесах].

Как известно о том, кто радуется, что он хочет, чтобы все были радостными [как это известно, что когда король находится в весёлом настроении, он прощает всем, даже тем, кто согрешил против него. Таким же образом устроен простой человек: когда он находится в очень хорошем и весёлом настроении (например на свадьбе сына), то тогда он любит всех, даже тех, кто обидел его, так как сердце его предрасположено для всех и он хочет, чтобы все были веселыми с ним вместе] и этим подслащивается аспект суда после того, как все уравнивается.

Но когда человек не дает еду беднякам и т.д. [как пишет РАМБАМ, в «Законах праздника» 6 глава, что если человек не веселит бедных в праздник, то тогда веселье его праздника неполноценно и заключается в основном в веселье его «брюха»], то он не подсластил аспект суда и [хоть и сам он веселится в праздник, но поскольку он не исполняет заповедь как следует, то] остается помет [«клипа»], поэтому наказание — мера за меру, когда дают ему помет, так как он вызвал то, что остались отходы помета, так как он не подсластил аспект суда [не веселя бедняка]. И это в праздник, но в субботу, хотя он не дает еду беднякам, его наказание не велико, так как в субботу нет помета [«клипы»] совсем, так как это только аспект привлечения Свыше, и как сказано: «не водворится у Тебя зло совсем».

И вот, [в субботу] у этого привлечение есть два [духовных] аспектов: «дважды встречающейся и легкой буквы». Объяснение «легкой буквы»: это привлечение букв «йуд» и «вав», когда из «йуд» происходит «вав», что сама буква «йуд» привлекается и становится «вав» [В иврите, фигура каждый буквы состоит из одной или несколько букв. Таким образом, буква «Йуд» выгладит как точка — (י), а расписывается она: Йуд-Вав-Далет (יו"ד). Т.е буква «Йуд» состоит из трёх букв. Так же объясняется в каббале, что каждая буква из трех составных буквы «Йуд» связаны между собою: буква «Вав» (ו) похожа на длинную букву «Йуд» (י), намекает на то, что из «Йуд» выливается буква «Вав» (ו), а потом она распространяется вглубь и вширь и получается буква «Далет» — то есть полный рисунок буквы «Йуд»].

Так как буква «йуд», это аспект сокращения, поэтому может быть из нее привлечение в аспект «вав» из самой буквы «йуд», [все буквы еврейского алфавита связаны с процессом сотворения нашего мира в духовном плане. И поэтому объясняет здесь Алтер Ребе, что буква «Йуд» намекает на «сжатие» Божественного света Творцом. То есть, свет не светится почти вообще в духовном мире и тем более не раскрывается в нашем мире. Но посредство этого сжатия, Он раскрыл маленький и ограниченный луч света который потом прошел еще дополнительное сжатие (после раскрытия) и этот ограниченный свет попадает к нам. Сжатие света заложено в букве «йуд». А привлечения это света с духовного мира в наш нижний мир, символизируется в букве «вав». Поскольку она похожа на букву «йуд», только удлинённая, ровная палочка. Поэтому буква «вав», выделенная из буквы «йуд», называется АРИЗАЛом (в песне, которую читают во время второй дневной субботней трапезы) «клиша» (дословно: «тонкая», «легкая») буква.      В отличие от буквы («далет») или «эй»] но «эй» это распространение вглубь и вширь. И распространение вверху вглубь и вширь [буквы «эй»] не может раскрыться внизу таким же образом, как оно вверху в аспекте глубины и ширины до бесконечности и т.д., только привлечение в другой букве «эй» внизу и это аспект наполнения буквы «эй».

[По своей структуре буква «эй» не может раскрыться в нашем мире, так как она уже имеет форму в вглубь и вширь. Подразумевая этим, что Божественный свет, который светит в высших духовных мирах, бесконечен и не может светит внизу нашего материального мира на том же уровне, как он и светит в духовном мире. Поднимается тогда вопрос: но это буква «эй» — составная часть имени Всевышнего: (י-ה-ו-ה) «Йуд-Эй-Вав-Эй» и невозможно её исключить, то есть другими словами, что сделал Творец, чтобы этот свет да светился в нашем мире? Он также сжал свет буквы «эй» посредство того, что свет, который светится в этой букве «эй», заменен другой буквой «эй», то есть [потенциальная] сила «эй», которая была сокрыта вверху [в высших духовных мирах]. Ибо всегда наполнение это то, что [было] всегда в сокрытии, а то, что сокрыто вверху выходит из сокрытия и раскрывается внизу.

То есть, аспект «дважды встречающейся буквы», являющийся наполнением букв «эй», как известно из идеи сдвоенности. [И это и есть идея двойной буквы «эй». Так как объяснено выше, что только при произношение букв алфавита, мы их произносим в расписной и полной форме, для этой цели мы добавляем к имени Всевышнего еще одну «эй». Так как в нашем мире подобным образом устроен духовный мир: Всевышней на данный момент не может раскрыть нам саму букву «эй» духовного мира, а только маленькою частицу после сжатия или, как пишется в маамаре, через добавку еще одной буквы к имени Всевышнего. И это идея с двойной буквой называется «кфила» (досл. «двойная»)].

Но все это тогда, когда мы принимаем влияние с помощью двенадцати хлебов в наше время, [привлечение духовного света в субботу исходит из той степени, где не было «разбития сосудов», то есть намного высшего уровня. И по этой причине мы не чувствуем вкус «двенадцати хлебов» — того света, которой привлекается во время принятия пищи евреем  в субботу. А на данный момент, в субботу, мы чувствуем только вкус отбора (хоть и несмотря на то, что в духовном плане это так, во всяком случае, это разница между будним днем и субботой не чувствуется). Но будущем , в эпоху Мошиаха, (дни, о которых сказано, что они будут называться «одна длинная суббота»), тогда мы сможем почувствовать этот высокий духовный свет 12 хлебов] но в будущем «Он откроет нам тайный смысл двенадцати хлебов и т.д.» и тогда не будет аспекта сдвоенности и т.д., а только сама буква «эй», которая вверху, раскроется также и внизу посредством того, что «откроет нам тайный смысл и т.д.», как сказано («Захария» 14:9): «В тот день будет и т.д.»

Опубликовано: 03.11.2012 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter