Откуда египтянин знал причину успеха Йосефа?

11.12.2011 | 3241 | (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 25 беседа №2
Откуда египтянин знал причину успеха Йосефа?
Откуда египтянин знал причину успеха Йосефа?

Сказано в Торе (глава «Вайешев» 39:3) о Йосефе, который находился в доме египтянина: «И увидел его господин, что Г-сподь с ним, а всему, что он делает, Г-сподь дает преуспеть в его руке».

Объясняя этот момент, РАШИ процитировал слова «что Г-сподь с ним» и прокомментировал так: «Имя Всевышнего неизменно пребывало на его устах».

Ребе Король Мошиах дает там объяснение этого комментария на основании правил толкования комментариев РАШИ:

Нужно понять:

1. Почему РАШИ объясняет это не по простому смыслу, ведь в предыдущем предложении сказано: «И был Г-сподь с Йосефом, и был он мужем, (в делах) успешным, и был он в доме своего господина-египтянина» и там РАШИ ничего не говорит. И также далее (23) сказано: «Старший над темницей не смотрит ни за чем… потому что Г-сподь с ним (Йосефом), и всему, что он делает, Г-сподь дает преуспеть» и РАШИ комментирует так: «Потому что Г-сподь с ним» (то есть он объясняет слова «Г-сподь с ним» по-простому).

2. Мы учили ранее (глава «Толдот» 26:28), что Авимелех сказал Ицхаку: «Не раз видели мы, что был Г-сподь с тобой» и там РАШИ не объясняет, что «Имя Всевышнего неизменно пребывало на его устах».

И Ребе дает такое объяснение:

В нашем отрывке сказано: «И увидел его господин, что Г-сподь с ним». И РАШИ спрашивает так: ведь Потифар был идолопоклонником (как все египтяне) и не знал о существовании Всевышнего, тогда откуда он знал, что нужно связать успех Йосефа со Всевышним? Поэтому РАШИ объясняет: «Имя Всевышнего неизменно пребывало на его устах». И так как Йосеф всегда упоминал Всевышнего как Владыку мира, то Потифар знал, что успех Йосефа пришел от Всевышнего (как он всегда слышал от Йосефа).

Но во фразе «И был Г-сподь с Йосефом» и также во фразе «…не смотрит ни за чем… потому что Г-сподь с ним», сообщает Тора суть дела, что Йосеф достиг успеха из-за того, что с ним был Всевышний и можно объяснить эти слова по простому смыслу.

(И нельзя возразить так: несомненно, Имя Всевышнего было всегда на устах Йосефа и когда он сидел в тюрьме, и тогда начальник тюрьмы мог видеть, что «что Г-сподь с ним». Тогда почему не сказано в Торе, что также этот начальник видел, что «что Г-сподь с ним» («Имя Всевышнего неизменно пребывало на его устах»)? Ведь понятно, что начальник тюрьмы не находился все время с Йосефом (который находился в яме — как сказано далее, 40:15) и нельзя сказать, что он видел, как Имя Всевышнего всегда на устах его; но не так в отношении Потифара, в доме которого был Йосеф).

Но в главе «Толдот» РАШИ не задал вопроса по поводу слов Авимелеха «Не раз видели мы, что был Г-сподь с тобой», так как Авимелех знал о существовании Б-га, как рассказывается перед этим в главе «Вайера» (20:6), что Всевышний открылся Авимелеху во сне в связи с Авраамом. И также об Ицхаке — знал об этом из того, что видел именно у него чудесный успех «и собрал он в том году стократно и благословил его Г-сподь», хотя земля скудна и год скуден (глава «Толдот» 26:12 и комм. РАШИ). Поэтому Авимелех понял, что такой успех может прийти только оттого, что «Всевышний с ним».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Тора » Вайешев (другие статьи):