Рав Цви Каана у Ребе (о сне в сукке и о ХАБАДе)

Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: «Итваадует» 5750 г. том 4, стр. 325-328
16.11.2006 | 11644 | (26)
Рав Цви Каана у Ребе (о сне в сукке и о ХАБАДе)
Рав Цви Каана у Ребе Короля Мошиаха

Предлагаем вам отрывок беседы в свободном переводе между Ребе Королем Мошиахом и равом Цви Каана (главой йешивы в Иерусалиме) в воскресенье, 10 Сивана 5750 года (3 июня 1990) во время раздачи долларов.

Рав Цви Каана рассказал Ребе, что перед войной он учился в йешиве «Мир» в Шанхае, а затем поехал в Израиль.

Р. Каана. Я хотел спросить у Ребе то, что спрашивают «люди Торы» в мире йешив об ужасных слухах по поводу сна в сукке, что будто бы не нужно или запрещено спать в сукке. Что я могу передать им в ответ по этому вопросу?

Ребе. Вы не должны ничего им передавать. Ведь этот вопрос провоцирует те, кто стремится создать конфликт и ненависть между евреями. Поэтому не следует обращать на них внимание. И, разумеется, не нужно отвечать им и объяснять им тонкости закона, как будто есть тут вопрос в законе. В то время, как это попытка разжечь спор и вызвать беспричинную ненависть.

Поведение хабадников (кстати, также ведут себя и бельцские хасиды) в отношении сна в сукке известно уже более ста лет. Еще во время Миттелер Ребе, который сам по себе был большой ученый, который вел себя так (не спал в сукке) потому что так вел себя его отец — Алтер Ребе, автор книги «Тания» и Шулхан Аруха!

И нет более наглости в отношении Алтер Ребе, прийти сегодня через сто лет и провоцировать вопросы по поводу сна в сукке!

И эта наглое поведение включает также ложь — как будто бы такой обычай (не спать в сукке) возник недавно, хотя известно, что так вели себя более ста лет.

Спросили один раз одного еврейского мудреца в прежних поколениях по поводу сказанного в Талмуде, что «люди не врут о том, что может быть станет известным»: «Как же так, ведь мы видим, что есть люди которые врут даже о том, что становится известным?» И ответил им, что в Талмуде подчеркивается, что «люди не врут», а те, кто врет — они даже не люди. И также в нашем случае — врут не только в том, что может быть станет известным, а о том, что уже давно было опубликовано!

Я удивляюсь вам — что у вас общего с этим наглецом?! Ведь сказали мудрецы, что «тот, кто борется с мерзостью, сам также оскверняется»!..

Р. Каана. В мои намерения входило только заявить о необходимости прояснить эти вещи «людям Торы».

Ребе. «Люди Торы» должны быть учениками Моше-рабейну, первым, кто получил Тору. Как сказано в начале Пиркей Авот (которые начали учить еще раз в прошлую субботу): «Моше получил Тору на Синае и передал... воспитывайте побольше учеников». И для того чтобы знать, является ли некто учеником Моше-рабейну или нет, нужно посмотреть, ведет ли он себя как Моше. Посредством Моше произошло объединение еврейского народа, как мы видим, что когда евреи вышли из Египта и стали возле горы Синай получать Тору, то они стояли «как один человек, единодушно».

Таким было поведение Моше-рабейну и так ведут себя его ученики, как мы видим в поведении еврейских мудрецов всем течений которое проникнуто миром и единством: р. Хаим из Воложина, ученик Виленского Гаона, не был хасидом, но и миснагедом также не был (вообще, среди религиозных евреев не было миснагдим, а были наглецы, которые исполняли приказы сатаны) и известно, что он встречался с Миттелер Ребе и разговаривал с ним о еврейском законе и общественных делах. И такой же путь избрал его сын, р. Ицхак из Воложина, который работал вместе с Цемах-Цедеком над вопросами в еврейском законе и общественных делах. И известно (даже среди неевреев, поэтому никто не скажет, что это выдумки хасидов...), что он ездил в Петербург чтобы отменить царский указ предписывающий еврейским детям учиться в школах.

И так было и в следующем поколении, как известно о совместной деятельности р. Хаим-Ойзера и р. Лифшица из Ковно с Ребе Рашабом и моим тестем, которые работали плечом к плечу в борьбе по защите и укреплению Иудаизма в России, и они вместе подписывали различные воззвания...

И после периода в сто лет мира и единства между еврейскими мудрецами различных направлений появляется еврей, который называет себя «человек Торы», подписывается «рав» и хочет быть продолжателем деятельности еврейских мудрецов по спасению еврейского народа, и что он делает — сеет раздор и разжигает вражду и ненависть среди евреев!

Такой еврей вовсе не «человек Торы»! Даже если он и учил Тору, то видимо делая это не ради самой Торы, и поэтому дает указания против еврейского закона (как сказано в Талмуде, что только тот, кто учил Тору ради нее самой удостаивается стать раввином и отсюда следует, что учивший Тору не ради нее дает указания против еврейского закона) — разжигает вражду и ненависть среди евреев!

Более того, не только он указывает неправильный закон, а сама его суть становится против еврейского закона и он ведет борьбу сатаны с законом:

О войне с мидьянитами сказано: «чтобы совершить возмездие Г-сподне над Мидьяном». «Ибо восставший против евреев тем самым как бы восстал против Всевышнего». Объясняется в книгах, что слово «мидьян» в Святом Языке происходит от слова «раздор» и те, кто разжигают раздор и вражду среди евреев являются слугами сатаны. Но тогда проблема была с мидьянскими женщинами, а сейчас он выбрал другой способ — включить «людей Торы» в эту войну, разжигать вражду и ненависть среди евреев!..

Я говорю эти слова при всех и я не против, если эти слова опубликуют, ведь это не мое изобретение, а так написано в книгах.

Эти слова относятся ко всем тем, кто разжигает вражду и ненависть среди евреев — кто бы он ни был, даже если он вел себя как следует в течении всей свой жизни — 119 лет. Как сказано у пророка Йехезкеля о праведности праведника, и о праведнике который в конце своей жизни повел себя неподобающе... А в нашем случае те, кто занимается сегодня разжиганием вражды всегда занимались этим, но раньше скрывали это и боялись открыто говорить об этом.

Я не хочу заканчивать тем, что сказано дальше у Йехезкеля, так как я занимаюсь только благословениями. Они занимаются противоположными вещами — идите к ним и спросите, чтобы они сами постановили, что им положено за такие действия!

И как я уже говорил, мне удивительно, что вы как-то связаны с ними!..

Р. Каана. Они все равно «люди Торы».

Ребе. Они не «люди Торы». Они наглецы, воюющие с Торой Моше. Это видно в том, что они разжигают спор и вызывают беспричинную ненависть среди евреев. И это после ста лет мира и единства!

О такой наглости сказано в Талмуде, что «перед приходом Мошиаха увеличится наглость». Обычная наглость была и раньше, но когда мы видим, что наглость увеличивается, то это знак того, что находимся в период перед приходом Мошиаха. И тогда возрастает наглость слуг сатаны... которые разжигают беспричинную ненависть среди евреев, причину изгнания и этим препятствуют не дай Б-г наступлению Освобождения!

Уже «вышли все сроки» и в том, что Мошиах еще не пришел, виноваты те, кто разжигают беспричинную ненависть среди евреев!..

Р. Каана. Может быть, Ребе напишет об этом «людям Торы», чтобы они знали, о чем речь — что это не новшество, и так вели себя и раньше, и все эти годы был мир и единство среди евреев.

Ребе. Они сами это знают. И уже это было напечатано в книгах и нет необходимости объяснять им то, что они сами знают.

И хорошее подтверждение того, что они это знают сами — из истории изгнания в Шанхае (как вы мне говорили). Там знали, как хранить узы дружбы с ХАБАДом, и поэтому они обратились к ХАБАДу, чтобы те помогли им выбраться оттуда, кто в Израиль, кто в Америку. И тогда было настоящее единство и настоящий мир, ибо все стремились к этому. И даже это было началом к уничтожению беспричинной ненависти, из-за которой мы находимся в изгнании. И по закону, если причина исчезла, то должно исчезнуть то, что она побудила, т.е. изгнание. И поэтому должно было наступить Освобождение посредством Мошиаха, праведника нашего.

Но тут вмешался сатана, который нашел евреев с длинными бородами учившихся когда-то в йешивах, и вмешалось то, что находится у них в левой части сердца, и превратились они в людей неправильно трактующих закон и распространяющих вражду и ненависть.

Когда Моше-рабейну вывел евреев из Египта, с ними был идол, который нес Миха, и от которого впоследствии было много бед. Но нельзя предъявить претензии Моше, что он вывел из Египта также и «идола Михи», поэтому я не удивляюсь, что из Шанхайского изгнания вышел также «идол Михи»!..

Удивительно другое — как у вас есть с ним связь.

И я поражаюсь вашему предложению — чтобы внук Цемах-Цедека, названный в честь него, опубликовал бы материалы о дружбе между Цемах-Цедеком и р. Ицхака из Воложина!.. Разве должен я (заинтересованное лицо) рассказывать им это?! Разве они сами этого не знают?! Они отмахиваются от этих фактов и притворяются, что ничего не знают. И все для того, чтобы увеличить споры и ненависть среди евреев!

Р. Каана. Не все знают.

Ребе. (С улыбкой). Если вы хотите судить их в лучшую сторону, то ладно.

Р. Каана. Я тоже не знал.

Ребе. Что вы не знали? О связях р. Хаим-Ойзера с Ребе Рашабом и моим тестем?

Р. Каана. Р. Хаим-Ойзера я знал. И конечно знал об их совместной работе.

Ребе. Р. Хаим-Ойзер был большой ученый, главный раввин Вильны. И он работал вместе с моим тестем и его отцом, Ребе Рашабом и не возникало никаких вопросов, нужно ли получать у кого-то разрешение или нет. И, разумеется, не просить разрешения у наглеца, противника Торы Моше.

Против такой наглости необходимо протестовать. Когда молчат, то наглость увеличивается все больше и больше. Я не хочу, не дай Б-г, обидеть кого-то, но я спрашиваю вас: в Израиле есть множество организаций раввинов и как может быть, что все эти разжигатели раздора делают все, что им захочется, но никто не протестует?!

Просят в молитве «росток Давида, раба Твоего, поскорее взрасти» и не понимают, что если бы остановили этих носителей ненависти, то Мошиах уже давно бы пришел!..

Жалко времени говорить с вами об этом, лучше я спрошу вас о ситуации в Израиле, как там еврейское образование...