Мистика шахмат

27.04.2007 | 6379 | (8)
Мистика  шахмат
Игра шахматы упоминается еще в Талмуде (трактат Ктубот 61б) под названием «надршир»

Известно учение Баал-Шем-Това (напечатано в «Йом-йом» за 9 ияра) о том, что из всего, что человек видит и слышит, можно и нужно извлекать указание в службе Всевышнему. Это конечно касается и игры в шахматы.

В 1948 году, во время одной из бесед Ребе РАЯЦ присутствовал реб Шмуэль Решевский, шахматный чемпион. В это время Ребе объяснял как извлекать указание в службе Всевышнему, используя для примера область занятости присутствующих.

Шмуэль Решевский рассказывал, что однажды на чемпионате по шахматам в середине решающей партии он увидел, что начинает проигрывать. Во время перерыва он послал телеграмму Ребе РАЯЦу с просьбой о благословении, которое немедленно получил. Вернувшись за стол, он выиграл партию! После этого, перед каждой игрой он заходил к Ребе שליט"א Королю Мошиаху и просил благословение и совет.

Игра в шахматы похожа на войну между двумя государствами. У каждого есть король и его войско, а цель войны — победить соперника. В игре есть различные фигуры, которые игрок использует, чтобы добиться победы. Каждая фигура обладает своими особенностями.

Пешки. Пешки находятся в первом ряду. Они могут идти только вперед. Если пешка проходит всю доску, она может стать любой фигурой, кроме короля.

Офицеры. Офицеры делятся на 3 группы и могут перемещаться на несколько клеток: слон ходит по диагонали, ладья — по вертикали или горизонтали, а конь может перепрыгивать через фигуры противника.

Королева. Королева — самая сильная фигура. Она ходит и по диагонали, и по вертикали, и по горизонтали.

Король. Король — самая главная фигура. Он практически не участвует в игре и находится на одном месте. Ходит он в любом направлении, но только на одну клетку за ход. И только при необходимости, чтобы помочь одержать победу или уйти от опасности.

Теперь попробуем провести аналогию памятуя о том, что происходящее в этом мире является «отражением» происходящего в высших, духовных мирах.

Король ассоциируется со Всевышним, который пожелал себе жилище в нашем мире, и в соответствии с его желанием, появилось его свита и охрана — королева, офицеры и солдаты.

Простые солдаты — это еврейские души, спустившиеся из своего источника вниз, в тела материального мира. Офицеры — ангелы, которые делятся на 3 группы: «срафим» (из мира «Брия»), «хайот а-кодеш» (из мира «Йецира») и «офаним» (из мира «Асия»). Королева похожа на «сфират а-малхут» мира «Ацилут» — место, из которого проистекает все влияние на нижние объекты. И над всеми — король, Всевышний.

Однажды Ребе РАШАБ увидел своего сына, играющего в шахматы с хасидом по имени реб Моня Монесзон и заметив, что давать советы нельзя, простоял возле них до окончания игры. После этого он сказал, что один из ходов является примером того, как надо служить Всевышнему. Естественно, что такой урок можно извлечь не только из одного хода, но и из всей игры.

Цель Творения — создать Ему жилище в нашем мире посредством раскрытия и распространения власти Всевышнего во всем порядке нисхождения миров и в этом мире, что претворяют в жизнь солдаты, офицеры и королева. Каждый из них в соответствии со своими силами и способностями воюет с царством зла, с его войском, которое противостоит силам святости как сказано (Коэлет 7:14): «это против этого создал Всесильный», и с сокрытием Божественного света в мире. И во многих еврейских источниках борьба с силами зла называется «игрой».

Фактическая работа производится евреями (пешками), именно они стоят в первом ряду боя, защищая офицеров, королеву и самого короля (в этом и заключается охрана чести короля. Как объясняет РАМБАМ в законах о Храме, что его охрана необходима даже тогда, когда нет непосредственной угрозы и является только проявлением уважения). Таким образом осуществляется исполнение желания Всевышнего.

Однако успех в войне во многом определяется наличием у еврейских душ особых сил, которые они получают от ангелов, ежедневно восхваляющих Б-га и способствующих, чтобы молитвы евреев поднимались Вверх, а также от «сфират а-малхут» (королева).

Разница между ангелами и евреями в том, что ангелов называют «стоящие» (Йешаяу 6:2), а души в телах называют «идущие» (Зхарья 3:7, см. РАШИ). Спуск души в тело для ведения войны с силами зла — большое снижение, но это необходимо для последующего возвышения, когда душа поднимается уровень за уровнем (Теилим 84:8), приобретая любовь и страх ко Всевышнему изо дня в день, пока она не достигнет своего источника.

Из-за спуска души в тело, со всеми ограничениями сопровождающими этот процесс, работа осуществляется в порядке перехода шаг за шагом, от простого к сложному. И нет возможности перепрыгнуть через несколько ступеней на этом пути как это делают создания высших миров.

Но выполняя работу простого солдата, человек (пешка) становится «идущим», и в его силах достигнуть самую высокую ступень, ступень королевы — «сфират а-малхут» мира Ацилут, источника мира душ. Посредством этого король и королева (Б-г и еврейский народ) сливаются воедино, что происходит по завершению работы посланничества в этом мире, когда шаг за шагом пешка проходит до конца доски. Подъем пешки до уровня королевы происходит на 8-й клетке, намекая на состояние выше порядка образования мира (число 7) и также на Геулу.

Что касается ангелов, то несмотря на то, что они находятся на больших высотах, их работа более высокого порядка, и они могут перемещаться «скачками», а не только шаг за шагом, они все таки считаются «стоящими», потому что все время своего существования стоят на одном месте (ангел Михаэль служит в любви, ангел Гавриэль — в страхе) и не меняют своей работы данной им в шесть дней Творения. Получается, что они могут передвигаться «прыжками», но только в одном направлении.

Сущность распространения «сфират а-малхут» (королева) заключается в предоставлении влияния на все уровни. Она не ограничена одним миром ни количественно (как евреи — шаг за шагом), ни качественно (как ангелы стоящие на одной ступени), а находится на всех уровнях всех миров и становится источником распространения Божественного света в мирах (как королева в игре, способная ходить во всех направлениях).

Во главе всего стоит король, т.е. Всевышний. Его сущность выше всех ограничений, раскрытий и распространений. Поэтому его место — во дворце, на троне. Ему не надо выходить на войну — это делают его посланники: души (пешки), ангелы (офицеры) и «сфират а-малхут» (королева).

Однако для достижения победы в войне (т.е. чтобы сделать жилище в нижних мирах) король не только отдает все свои богатства, которые спрятаны в сокровищнице, но даже ставит себя в опасное положение ради победы. Поэтому король находится рядом со своими солдатами и офицерами на поле боя (Теилим 91:15, Йешаяу 63:9).

Несмотря на то, что евреи находятся в этом мире, особенно во время изгнания («галут»), и занимаются работой простых солдат (у них нет раскрытия души как у ангелов), не надо падать духом. Наоборот: победа в войне достигается именно посредством простых солдат стоящих в первом ряду, и в их силах достичь вершины — стать выше ангелов и душ Вверху, а в конце своей работы достигнуть уровня королевы («сфират а-малхут» мира Ацилут). Это возможно только в наше время, во время «игры», когда в силах солдата достигнуть уровня королевы, но не самого короля, ибо король один. В будущем, после победы, придет совершенство слияния короля и королевы — так называемая свадьба Всевышнего и еврейского народа. Посредством работы евреев внизу с поддержкой ангелов вверху в силах Всевышнего завершить победу и закончить постройку жилища для себя в нашем мире. Вот тогда и наступит Полное и Окончательное Освобождение.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Точка зрения » Спорт (другие статьи):