СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:23

Произнесение «Йехи Адонейну» в благословении «Услышь наш голос»

Нужно понять, является ли провозглашение «Йехи» просьбой и можно ли упоминать его в благословения «внимаешь молитвам».

Леви-Ицхак Клайн Сокращенный перевод:Шолем Лугов 22.02.2015 1796 мин.

Пишет Алтер Ребе в «Шулхан Арухе» (раздел «Образ жизни» п. 119): «И в „внимаешь молитвам“ человек может попросить… как в отношении своих собственных, так и в отношении общественных нужд, так как благословение „внимаешь молитвам“ включает в себя все необходимое».

Вот текст этого благословения:

УСЛЫШЬ НАШ ГОЛОС, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ; МИЛОСЕРДНЫЙ ОТЕЦ, СМИЛУЙСЯ НАД НАМИ И ПРИМИ МИЛОСТИВО И БЛАГОСКЛОННО НАШУ МОЛИТВУ. ВЕДЬ ТЫ — Б-Г, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВАМ И МОЛЬБАМ. И НЕ ОСТАВЛЯЙ НАС, ВЛАДЫКА НАШ, БЕЗ ОТВЕТА [здесь место для вставки], ВЕДЬ ТЫ ВНИМАЕШЬ МОЛИТВАМ КАЖДОГО. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ!

Отсюда следует, что разрешено добавлять свои личные просьбы в середине благословения «внимаешь молитвам».

И известен рассказ хасида р. Ицхака Голдина1: «Как-то раз я зашел к Ребе и в конце разговора спросил: вот уже несколько лет хасиды упоминают имя Ребе и имя его матери в середине молитвы «Услышь наш голос» [в «Шмона эсре»] и понятно, что сейчас также упоминают имя Ребе ШЛИТА — правильно ли они делают? Ребе встал и сказал: Наверняка после [слов] «и не оставляй нас без ответа»? Я ответил: «Да». Тогда Ребе сказал: «Большое спасибо» и добавил: «Скорее всего, когда хасиды делают это, у них есть для этого основания».

Так как это поведение понравилось Ребе, то понятно, что у каждого хасида есть заслуга упомянуть имя Ребе во время благословения «внимаешь молитвам».

И так как в последние годы Ребе ШЛИТА начал поддерживать пение и провозглашение «Йехи» и об этом провозглашении Ребе сказал, что с его помощью народ принимает власть короля и прибавляет его жизнь, а также раскрывает существование Мошиаха, то хасиды начали произносить «Йехи» во время благословения «внимаешь молитвам»2.

И вот, в «Игрот Кодеш» (том 8, стр. 339) Ребе пишет:

«В отношении Вашего замечания, что когда человек находится во время благословения „Услышь наш голос“, а ведущий молитву начинает произносит „Кдуша“, то когда человек будет просить о своих нуждах, пусть он сочетает это с текстом „Кдуша“ на основании того, что в отношении своих собственных нужд человек может попросить в благословении «внимаешь молитвам», я хочу сказать, что на основании этого можно было бы прерваться в благословении „внимаешь молитвам“ для других вещей, ведь любую вещь можно представить в форме просьбы, в которую включена эта вещь. Но ведь нет никто из законодателей, кто привел бы это новшество. Поэтому мне не кажется, что это замечание правильное. И можно сказать причину его отрицания — что не следует хитрить в отношении необязательных вещей и т.д.».

Из этого письма понятно, что в благословения «внимаешь молитвам» можно упоминать только просьбы. Поэтому нужно понять, является ли провозглашение «Йехи» просьбой и, соответственно, можно ли упоминать его в благословения «внимаешь молитвам».

Из известной беседы на 2 Нисана 5748 года, в которой Ребе говорит о провозглашении «Да здравствует король», понятно, что это провозглашение также является просьбой о вечной жизни Короля Мошиаха и об его успехе.

В беседе 18 Тамуза 5751 года, Ребе сказал: «Даже когда есть вопрос, можно ли прерываться в середине молитвы, ведь когда перерыв после слов „Услышь наш голос…“, то это место, куда можно включить разные дополнительные вещи, тем более такую вещь и такое дополнение, что это будет доброй вестью для евреев в мире, чтобы они узнали, что „Вот он (Мошиах) уже пришел“, что он уже пришел и уже началось Освобождение…».

Выходит, что в благословения «внимаешь молитвам» можно упомянуть «Йехи», так как это также сообщение о наступлении Освобождения.

Из всего вышесказанного понятно, что у каждого есть заслуга сказать «Йехи» в благословения «внимаешь молитвам». Я также слышал, что об этом спросили р. Марло, который сказал, что так можно поступать.

Примечания:
1 Журнал «Кфар-Хабад» №510. И, наподобие этого, рассказывают от имени р. Хаим-Шауля Брука, что один молодой человек нашел в молитвеннике р. Гилеля из Паричей записку Ребе Цемах-Цедека, в которой он просил р. Гилеля упомянуть его во время благословения «внимаешь молитвам». Когда же он показал эту записку р. Гилелю, тот ответил ему: «Ну и что с того, если Цемах-Цедек попросил меня перед моей поездкой упомянуть его?»
2 Хотя на первый взгляд было более уместным добавить это провозглашение во время благословения «строитель Иерусалима» или «потомка Давида», как говорит Алтер Ребе: «Если захотел добавить в любой из промежуточных благословений на эту же тему, то можно это сделать», но из беседы Ребе следует, что просьбу об Освобождении добавляют именно в благословения «внимаешь молитвам».
И см. «Ликутей Сихот» (том 39, стр. 281): «Место для просьбы о выздоровлении определенных людей… — в благословении „Услышь наш голос“. И спросите об этом раввина в своем городе». Отсюда понятно, что место всех частных просьб — именно в этом благословении.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter