Можно ли доказать Дарование Торы?

14.07.2003 4240 (10)
Можно ли  доказать Дарование Торы?
Можно ли доказать Дарование Торы?

Вопрос: Можно ли доказать логически, что Тора была дана евреям Б-гом? Ведь сегодня нет свидетелей этому и получается, что мы просто принимаем этот факт на веру?

Ответ:

Предлагаем вам прочитать отрывок из письма Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха, который затрагивает этот вопрос:

Полагаю, Вы поймете, что я имею в виду, если я в связи с Вашим вопросом процитирую слова Шломо а-Мелех (Соломона) — мудрейшего из людей: «Б-г сотворил человека прямым, а люди пустились во многие помыслы». Другими словами, человек часто сам себя запутывает, без нужды углубляясь в изыскания и размышления по поводу предметов, которые должны быть приняты как данность и в которых в действительности нет никаких проблем. Разумеется, чем больше развит человек умственно, тем больше он склонен к подобным «изысканиям» и тем чаще он сам себя запутывает.

Это напоминает мне случай, о котором рассказал мне один профессор-врач. Когда он изучал анатомию, в частности анатомию ноги с сотнями различных мышц, суставов и т. п., безупречно взаимодействующих друг с другом в процессе ходьбы, он очень увлекся мелкими подробностями (а человек он — весьма одаренный) и в какой-то момент вдруг осознал, что ему стало трудно ходить. Он понял, что это вызвано тем, что он анализирует работу каждой мышцы и каждого сустава. Мораль очевидна. Теперь вернемся к Вашему вопросу.

Сначала я вкратце остановлюсь на логическом обосновании той Истины, что Тора и Заповеди были даны евреям в Божественном Откровении. Доказать это не так уж трудно, поскольку способ доказательства в данном случае тот же, что и для других исторических событий прошлого, только в данном случае доказательства еще более вески и убедительны. Например, если Вас спросят, откуда Вы знаете, что существовала такая личность, как Маймонид (которого Вы упоминаете в своем письме), — автор Яд а-Хазака, Сефер а-Мицвот и др., Вы наверняка ответите, что знаете об этом, поскольку читали написанные им книги. Хотя Рамбам (Маймонид) жил около 800 лет назад, новые издания его трудов перепечатывались с предыдущих изданий, а те в свою очередь — с еще более ранних. Так, не прерываясь, мы сможем дойти до рукописей, написанных им самим.

Это считается достаточным доказательством, несмотря на то, что в одной из книг Рамбама встречаются высказывания, противоречащие мнению, высказанному в другой его книге. Такие противоречия ни в коем случае не опровергают вышеприведенного доказательства. В уверенности. что обе книги написаны одним и тем же автором, мы прилагаем усилия, чтобы как-то согласовать эти противоречия.

Таким же образом подтверждается любой факт исторического прошлого, свидетелями которого мы сами не были. Этот факт принимается без лишних вопросов всеми, за исключением тех, кто почему-либо заинтересован в фальсификации истории.

Во многих случаях суждение о достоверности исторического события основывается на свидетельствах ограниченного круга людей, зачастую не совсем беспристрастных. Тем не менее, если нет достаточно веских поводов для подозрений, это событие принимается как факт, особенно когда есть возможность проверять и перепроверить эти свидетельства.

Теперь представьте себе, что в наше время 600 000 родителей говорят своим детям: «Сегодня утром мы все собрались в определенном месте и слышали голос с Небес, произносивший Десять Заповедей». Если бы это было не так, то дети не согласились бы с родителями и сказали бы: «Мы были с вами, почему же мы ничего не видели и не слышали?». Здесь я делаю одно-единственное допущение: человеческий характер за прошедшие столетия мало изменился. Поэтому я предполагаю, что именно такой была бы реакция и в прошлом веке, и два столетия назад, и т.д., пока мы не дошли бы до поколения, чьи родители были свидетелями Дарования Торы на горе Синай.

Еще раз подчеркиваю, что на протяжении веков цепь этой традиции ни разу не прерывалась, а число лиц, передававших ее из поколения в поколение, во все времена составляло многие сотни тысяч, ибо после Дарования Торы в истории не было момента, когда бы в мире было меньше миллиона евреев. Среди них были люди разных профессий и разных характеров — но тем не менее в каждом поколении непрерывной и единой истории нашего народа Дарование Торы воспринималось как подлинный факт, а текст Десяти Заповедей оставался неизменным. По всем правилам, принятым сегодня в научных исследованиях, это — вполне убедительное доказательство.

Этого нельзя сказать обо всех остальных религиях, в том числе и о таких упомянутых Вами, как буддизм, христианство и ислам. В истории каждой из этих религии традиция прерывается или сводится к одному человеку.

Темы: Шавуот
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Разное (другие статьи):