Есть ли у неевреев душа? Какая она?

04.06.2019 622 (2)
Перевод с англ.: Алексей Ушаков Источник: DO NON-JEWS HAVE A NESHAMA?
Есть ли у неевреев душа? Какая она?
Есть ли у неевреев душа? Какая она?

Согласно РАМБАМу, у евреев и неевреев совершенно одинаковые души, что, конечно же покажется немного удивительным большинству из нас. Но такое восприятие берёт начало в очень упрощенном понимании слов РАМБАМа.

Давайте начнём с основ. РАМБАМ говорит о душе просто как о жизненной силе. Он говорит, что жизнь служит материальности. Например, у собаки есть жизненная душа («нефеш», как мы ее называем), и когда собака умирает, ее «нефеш» тоже умирает, потому что душа собаки находится здесь для того, чтобы обслуживать жизнедеятельность тела собаки. Нет собаки, нет души.

У рыбы есть «нефеш», когда рыба умирает, «нефеш» умирает вместе с ней, потому что душа рыбы обслуживать жизнедеятельность рыбы.

У человека тоже есть душа, которую РАМБАМ называет «нешама», которая для человека является тем же, что и «нефеш» для собаки. Когда человек умирает, «нешама» тоже умирает.

Почему? Потому что единственная причина, по которой существует душа, состоит в том, что существует тело; когда тело перестает существовать, эта душа тоже исчезает.

Но затем РАМБАМ говорит, что у человека есть другая душа — которую он называет «нефеш» или «руах» — и эта душа ангело-подобное существо. РАМБАМ описывает его как существо, наделённое интеллектом.

Эта душа существовала до того, как Б-г создал тела, и она будет существовать после того, как тела исчезнут. Эта душа является истинным основанием превосходства человека над животным.

Другими словами, у человека есть дополнительный источник жизни, который не начал существовать из-за тела и, следственно, не умрёт и не исчезнет после того, когда тела не станет. Он также называет это форма («цура»), в отличии от материи («хомер»).

РАМБАМ развивает эту мысль, говоря о том, что Б-г создал это существо, эту дополнительную душу таким образом, чтобы у нас был над формой некий контроль — мы можем заработать себе жизнь в Мире Грядущем, духовную вечную жизнь, но мы также можем, не дай Б-г, посредством наших проступков наслать на себя отсечение души и смерть от руки Небес, а также другие наказания; это означает, что человек своими проступками может на самом деле убить свою душу («нешама»).

Та же самая душа, о которой мы установили, что она существовала до появления материальности и может выжить после прекращения материальности, может быть осквернена посредством нашего плохого жизненного выбора, и она может быть стать бессмертной из-за хорошего выбора, который мы делаем.

РАМБАМ четко разделяет мир. Но не на евреев и неевреев, а скорее на людей и животных, людей, имеющих человеческую душу, которая по образу и подобию Б-га (что в соответствии с РАМБАМом означает быть исключительно интеллектуальным существом).

Учение хасидизма и каббала, с другой стороны, утверждают, что еврей существенным образом отличается от нееврея — у него есть Б-жественная душа («нефеш Элоки»т), а у неевреев её нет.

Надо понимать, что здесь совершенно нет противоречия. Само собой разумеется, что РАМБАМ признает избранность народа Израиля, он просто не рассматривает, влияет ли это на их духовную структуру. Мнение РАМБАМа не отрицает эту идею, он просто не делает различий между евреем и неевреем, а два вида душ, о которых говорят каббала и хасидское учение, обе являются человеческими душами.

Я не знаю, как именно бы РАМБАМ интерпретировал эту концепцию. У меня есть некоторые теории и идеи, но я не видел ничего написанного конкретно об этом.

Как каббала и хасидское учение объясняют разницу между евреем и неевреем?

Чтобы объяснить это, мы должны описать понятие Б-жественной души. Если вкратце, то это душа, которая является частью Б-га, и, следовательно, прежде всего она является частью Всевышнего, а затем уже самой собой. Эта душа полностью и изначально аннулирована перед Всевышним, что означает, что она никогда не может быть осквернена. Она может быть отправлена в изгнание, но еврейская искра, центральная составляющая иудаизма, всегда будет существовать и никогда не может быть «изгнана». Она всего лишь может находиться в состоянии сна. У еврея есть душа такого вида, а у нееврея нет.

Какой-же тип душ у неевреев, согласно хасидскому учению?

У них есть разумная душа («нефеш а-сихлит»). Эта разумная душа не аннулируется перед Всевышним, но будучи чисто интеллектуальной, она не имеет предвзятости и в результате способна понимать вещи абсолютно объективно и ясно.

Если нееврей тренирует свою разумную душу, то есть пытается понять цель своего существования и свою роль в творении, как слуга своего Создателя, и он делает то, что должен (конечно, основанием этого является исполнение 7 заповедей потомков Ноя, данных всему человечеству), то он возвышает себя.

То есть, несмотря на то, что душа нееврея происходит от трех абсолютно нечистых оболочек, которые, как правило, выходят за рамки процесса поднятия Б-жественный искр и их невозможно очистить, в учении хасидизма говорится, что даже эти совершенно нечистые оболочки имеют в себе искру Б-жественности. Можно использовать понятие из законодательства — изначально кошерный кусок мяса может стать некошерным при определенных обстоятельствах. В этом случае искра Б-жественности (которая позволяет ему продолжать своё существование) потускнела до такой степени, что ни один из источников света больше не является очевидным для нас и нашего процесса поднятия искр святости.

Нельзя сказать о том, что нееврей имеет возможность трансформировать свою душу из оболочек в божественную душу, но он несомненно имеет возможность искупить свою душу и стать праведником народов мира, имеющим долю в Грядущем мире.

Из-за того, что эта идея нова и потенциально противоречива, я считаю своей обязанностью указать ее источник. Это письмо Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха, напечатанное в «Ликутей Биюрим» (р. Корфа) на книгу «Тания» в конце первой главы, а также «Игрот Кодеш» том 1, письмо №14.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Бней Ноах (другие статьи):