СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 07:20

Давать цдаку без ведома мужа?

Если женщина хочет дать минимальную сумму денег, то она может сделать это и без разрешения своего мужа. Но если идет речь о большой сумме денег, то тогда она должна получить на это разрешение мужа (только в случае, когда она не является кормильцем в доме).

03.11.2013 2730 мин.

Вопрос: Можно ли женщине давать цдаку от своих заработанных денег без ведома мужа?

Ответ: В Талмуде сказано, что с момента свадьбы по еврейской традиции мужчина «приобретает» себе жену и этим он становится хозяином всего имущества своей жены, как это написано: «все, что приобретает жена, приобретает её муж»1. Из этого вытекает закон2, что «габай» (староста) синагоги, собирающий пожертвования, не имеет права принимать пожертвования от женщины без ведома её мужа. Исходя из этого, она не является хозяйкой этих денег; чтобы дать их, она должна иметь разрешение от своего мужа3. Несмотря на это, она может пожертвовать минимальную сумму денег, то количество, которое её мужу будет безразлично4.

Если же муж безработный и жена является единственным кормильцем дома5, то и в таком случае, все её доходы принадлежат мужу. Несмотря на это, ей разрешается распоряжаться деньгами по своему желанию, и даже без спроса у мужа. Так как есть опасение, что если он запретит ей распределять деньги, то она прекратит работать6. Но если же муж выразил свое чёткое несогласие на то, что она самостоятельно распоряжается деньгами, то ей запрещается делать это против воли своего мужа7.

Из вышесказанного следует, если женщина хочет дать минимальную сумму денег, то она может сделать это и без разрешения своего мужа. Но если идет речь о большой сумме денег, то тогда она должна получить на это разрешение мужа (только в случае, когда она не является кормильцем в доме).

Примечания:
1 Трактат «Гитин» 77б; трактат «Бава Кама» 119а.
2 «Шулхан Арух», раздел «Йорэ Деа» 248:4.
3 Книга «Арух а-Шулхан» 248:12 и множество других мудрецов, придерживаются мнению МАРШАЛа (комментарии «Ям Шел Шломо» на трактат «Бава Кама» глава 8:29; 10:55), гласившее, что женщины в наше время считаются кормильцами своих мужей и разрешено получать от них цдаку даже в больших суммах. Несмотря на это, в ШУТ «Шевет а-Леви», глава 2, абзац 118 и 125 опровергнуто полностью это мнение и считается, что каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Также см. книгу «Ялкут Йосеф», законы «Уважения отца и матери», глава 10:39.
4 «Шулхан Арух» раздел «Йорэ Деа» 248:4.
5 Или имеет свой бизнес.
6 По мнению ШУТ «Шевет а-Леви».
7 Книга «Арух а-Шулхан» 248:12 где сказано, что указание мудрецов, что «всё, что приобретает жена, приобретает её муж», не относится к тому случаю, когда жена является кормильцем дома. См. комментарий «Мишне ле Мелех» на РАМБАМа, законы «Ишут» глава 21:1.

Комментарии: 9 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter