СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 13:38

Завершена работа по выявлению искр святости

Что осуществляется с помощью исполнения Торы и заповедей сегодня, когда в них нет необходимости, так как уже завершена работа по выявлению искр святости?

Йосеф-Ицхак Аксельрод Свободный перевод:Шолем Лугов 23.02.2015 4825 мин.

Во время сотворения мира сверху упали и рассеялись по всему миру 288 искр святости. Они дают миру жизненность, и все творения — животные, растения, все, созданное Б-гом, получают свою жизненность из них.

Объясняется в хасидизме, что вся работа евреев во время изгнания в области изучения Торы и соблюдения заповедей является «работой по извлечению искр святости» — выявление во всем добра и отделение его от зла («аводат а-бирурим»). Когда эта работа завершается, тогда мир становится «жилищем» для Всевышнего, а это и есть Освобождение (Геула).

Так пишет Алтер Ребе (книга «Тора ор», глава «Вайешев» 27г со слов «Вот мы…») после того, как он подробно объясняет идею «разбития сосудов» и работу, по извлечению искр:

«И отсюда можно понять, почему изгнание длится так долго, более 1700 лет, ведь известно, что суть всего — перебрать 288 искр, а когда закончится эта работа, то придет Мошиах. Тогда непонятно — как может быть, чтобы за все это долгое время не были выявлены 288 искр? Ведь поколение следует за поколением и каждый еврей очищает то, что возложено на него… Но дело в том, что в нашем материальном мире эти искры разделились на тысячи и десятки тысяч… и число 288 — только в мире Ацилут, где также есть 600 тысяч общих душ, которые должны извлечь эти 288 искр. И как внизу увеличилось количество душ, также и увеличилось число искр. Поэтому изгнание продолжается так долго, ведь еще не было завершено это очищение, а когда это произойдет, то придет Мошиах».

На основании этого понятно, что после завершения работы по извлечению искр наступит Освобождение.

В беседе «Двар Малхут» на гл. «Ваишлах» (п. 11) пишет Ребе Король Мошиах:

«В наше время, после завершения работы еврейского народа на протяжении всех поколений, нам удалось достигнуть совершенства по выбору искр и весь мир уже готов к наступлению Освобождения. И из этого становится понятно, что продолжением работы на то время, пока праведный Мошиах задерживается по какой-либо причине (неизвестной и непонятной), является не „аводат а-бирурим“ (ведь она уже завершена), а особенная работа по приведению раскрытия в мир».

Наподобие этого, есть еще много мест, где Ребе пишет о завершении работы по извлечению искр святости и что весь мир готов к Освобождению.

Возникает вопрос: в чем тогда смысл изучать Тору и соблюдать заповеди, очищая этим мир, ведь нельзя сказать, что нужно пренебрегать этими вещами, так как сам Ребе постоянно говорит о необходимости увеличивать в Торе и заповедях?

Но так как сейчас работа завершена, то как может быть, что она продолжается? Ведь если цель достигнута и больше нечего выявлять, то на первый взгляд эти вещи должны быть прекращены. А так как эти вещи продолжаются, то понятно, что и сейчас происходит обработка, но откуда для этого могли взяться искры святости, если вся работа уже была завершена?

Другими словами: что осуществляется с помощью исполнения Торы и заповедей сегодня, когда в них нет необходимости, так как уже завершена работа по выявлению искр святости?

Можно попытаться объяснить это на основании беседы Ребе («Двар Малхут» по главе «Ноах» 5752 года), где он говорит:

«Даже если человек знает, что он должен многое исправить в себе, это не противоречит заявлению, что уже завершена вся работа и мы стоим готовые встретить праведного Мошиаха. Ведь общая работа в течение многих поколений была уже закончена и завершена. И поэтому нет никакого объяснения тому, что Освобождение задерживается… И даже если у кого-то есть личный недостаток, его нужно исправить, но он ни в коем случае не противоречит тому факту, что вся работа завершена».

То есть, общая работа всего еврейского народа уже завершилась, а то, что делает каждый, это сугубо индивидуальная работа, которая не задерживает Освобождение.

Отсюда понятно, что есть ситуация, в которой вся общая работа выполнена и поэтому это не задерживает приход Мошиаха.

Выходит, что раз сейчас мы занимаемся выборкой искр, но это не является «аводат а-бирурим», то нужно понять, в чем разница между искрами, которые нужно собрать для наступления Освобождения, и теми, с которыми мы имеем дело сегодня.

В «Ликутей Сихот» (том 21, стр. 77) Ребе спрашивает, почему еврейский народ собирали трофеи после перехода через море, вплоть до того, что Моше был вынужден заставлять их оставить это занятие — на первый взгляд, как они могли заниматься серебром и золотом на пути к Дарованию Торы?

И объясняет, что евреи хотели выполнить указание Всевышнего «и опустошите Египет», что соответствует работе по выявлению искр святости. Поэтому евреи собирали трофеи и не двигались дальше, желая выполнить указание Всевышнего. А когда Моше сказал им двигаться к горе Синай, они поняли из этого, что нет больше необходимости заниматься извлечением искр, так как Всевышнему это не нужно. Это похоже на то, когда едят мацу после Песаха.

А в примечании №44 Ребе пишет: «И, возможно, объяснение такое, что эти искры святости необходимы для их [египтян] существования (до того момента, когда «Всевышний сметет дух нечистоты с лица земли», как сказано у Захарии (13:2))».

Так как у нечистой оболочки нет своего собственного существования и жизненность она получает от святости, поэтому пока она еще существует (до исчезновения в будущем), она нуждается в искрах святости, ведь иначе она не может существовать.

Эти искры остались после разгрома на море и поэтому Моше дал указание оставить их для того, чтобы Египет смог бы продолжать свое существование.

В «Игрот Кодеш» (том 8, стр. 68-69) пишет Ребе:

«В дни Мошиаха, когда евреи завершат эту работу, и извлекут добро из зла, и зло отделится от добра, и выйдут они из изгнания, тогда они придут к совершенству человека, который тогда будет на уровне Адама до его прегрешения. И евреи не будут находиться под властью Древа познания Добра и Зла. Но зло все еще будет находиться в мире в «большом сборище»… Добавляется к этому в дни после воскресения мертвых, когда дух нечистоты будет сметен с лица земли, и не будет больше грехов в мире, и смерти не будет. Так как Всевышний уничтожит злое начало (он же ангел смерти), то в этот момент человечество придет к своему совершенству. И это произойдет не только в соответствии с той наградой, которую люди получат за свою работу, а кроме нее, они получат награду в виде подарка Свыше… Так как тогда наступит полное совершенство создания нашего материального мира. Ведь для этого он и был создан изначально, чтобы было Всевышнему жилище в нижних мирах».

Наподобие этого, Ребе пишет в беседе на Шавуот 5751 (п. 12):

«И известно, что также в Дни Мошиаха, когда завершится работа евреев по отделению добра от зла и все достигнут совершенства, как это было до греха Адама — в мире все еще будет оставаться зло».

А в примечании №108 он добавляет:

«И только после этого, когда произойдет воскрешение из мертвых, Всевышний уничтожит существование зла в мире, как сказано: „И сметет дух нечистоты с лица земли“».

На основании этого понятно, что в очищении мира во время Освобождения есть два этапа, соответствующие двум периодам в Днях Мошиаха (см «Ликутей Сихот» том 27, стр. 191 и далее):

1. В первый период исчезнет связанное с евреям зло, а зло в мире уменьшится.

2. Во второй период зло полностью исчезнет.

На основании всего это можно понять, почему после завершения работы по извлечению искр мы продолжаем исполнять заповеди.

Когда Ребе говорит, что завершилась вся работа, скорее всего имеется в ввиду то очищение, которое должно было быть осуществлено во время изгнания, поэтому это не является преградой для прихода Мошиаха. Но есть еще и другой вид работы, завершение которой приведет к уничтожению сил зла, но ее выполнение (или невыполнение) не влияет на наступление Освобождения.

Выходит, что уничтожение всего зла в мире не может произойти во время изгнания. Тогда можно сказать, что именно наша сегодняшняя работа с материальным миром и соблюдение заповедей приведут к полному уничтожению сил зла.

Таким образом, выявленные до сих пор искры («завершилась работа») это как те, которые имеют отношение к евреям, так и те, которые относятся к миру (последние не являются обязательными для существования оболочек). А те, искры, которыми мы занимаемся сейчас, являются обязательными для существования оболочек. Они исчезнут после завершения второй стадии, когда исполнится обещание «И сметет дух нечистоты с лица земли».

Комментарии: 5 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter