СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 10:26

Какой пророк свидетельствовал о Ребе?

Ребе Король Мошиах объясняет, что глава нашего поколения является пророком нашего поколения и следует выполнять его указания. Возникает вопрос: что Ребе имеет в виду, упоминая пророка, о которым засвидетельствовал другой пророк?

21.09.2015 2640 мин.

В «Двар Малхут» гл. «Шофтим» 5751 г. Ребе Король Мошиах объясняет, что глава нашего поколения является пророком нашего поколения и следует выполнять его указания. В п. 11 Ребе приводит два доказательство того, что глава нашего поколения является пророком:

Как постановил РАМБАМ, что если у человека есть достоинства и совершенные качества, которые должны быть у пророка, и он показывает знамения и чудеса — как мы видели и видим в продолжении исполнения благословений у главы нашего поколения — то «мы верим ему не только на основании знамения… но потому, что есть заповедь, которую заповедал нам Моше в Торе, сказав: если сделал знамение — его слушайте», посредством того, что «он скажет о том, что произойдет в будущем и его слова исполнятся», ведь «если все его слова исполнились, он должен быть в глазах наших достойным доверия» (как мы видели это у моего тестя и учителя, Ребе). Более того: «Пророка, о котором другой пророк засвидетельствовал, что тот пророк, — как это относится к главе нашего поколения и передается в следующем за ним поколении посредством его учеников и т.д. — считают пророком, и не нужно этого второго испытывать».

Возникает вопрос: что Ребе имеет в виду, упоминая пророка, о которым засвидетельствовал другой пророк?

Есть несколько версий:

1. Ребе РАЯЦ, Моше-рабейну и Ребе ШЛИТА

О Ребе ШЛИТА свидетельствовал Моше-рабейну, что Мошиах еше до наступления Освобождения будет обладать пророческим даром (см. комментарий МААРША в трактате «Санедрин» 99а на 95-й псалом). Таким образом, раз глава поколения это Мошиах, то это свидетельство относится именно к нему. А слова «передается в следующем за ним поколении посредством его учеников» означают его хасидов, которые распространяют всем, что Ребе это пророк. Обратите внимание: в начале Ребе говорит явно о своем тесте («он скажет о том, что произойдет в будущем и его слова исполнятся… как мы видели это у моего тестя и учителя, Ребе), а после этого о самом себе («как это относится к главе нашего поколения»). То есть, первое доказательство относится к Ребе РАЯЦу, который предсказывал будущее, а второе — к самому Ребе, ведь только о нем свидетельствовал Моше-рабейну.

Почему же сказано «в следующем за ним поколении»? Ребе часто объясняет, что поколение Освобождения называется «десятым», но оно начинается еще до начала самого Освобождения. Напр. см. «Маамарим» том 2, стр. 261: «И сразу это поколение (последнее поколение изгнания) становится поколением Освобождения, десятым поколением, которое идет навстречу праведному Мошиаху».

Здесь только непонятно, зачем нужно пророчество Моше о Мошиахе, ведь сам РАМБАМ пишет о Мошиахе, что тот будет пророком. И также непонятно объяснение о десятом поколении.

2. Ребе РАШАБ, Ребе РАЯЦ и Ребе ШЛИТА

Под главой поколения Ребе имеет в виду Ребе РАЯЦа, о котором свидетельствовал Ребе РАШАБ и это передалось Ребе Королю Мошиаху (который из скромности назвал себя учеником).

Хотя мы нигде не видим, что такое свидетельство имело место, можно сказать, что в этом нет необходимости, ведь РАМБАМ пишет: «Моше-рабейну засвидетельствовал о Йеошуа, и поверил в него весь народ Израиля», но мы не видели нигде как это происходило. Поэтому можно сказать, что это свидетельство заключалось в том, что Моше передал Йеошуа всю свою власть (включая пророческий дар).

Аналогично, Ребе РАШАБ передал свою власть своему сыну, Ребе РАЯЦу, а тот — своему зятю, Ребе ШЛИТА.

Если мы посмотрим на неотредактированный текст выступления Ребе, то становится ясно, что это объяснение более точно, чем первое:

Пророку, о котором другой пророк засвидетельствовал, что тот пророк, до Моше-рабейну, не требуется также и этого — только «его считают пророком, и не нужно этого второго испытывать»… Тем более, когда глава поколения свидетельствует, что он пророк.

То есть, свидетельство о Ребе принимается не от Моше, а от главы поколения.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter