Неужели Мошиах — это 2000-летний человек?

05.08.2020 849 (2)
Перевод с англ.: Шолем Лугов
Неужели Мошиах — это 2000-летний человек?
The Siege and Destruction of Jerusalem, by David Roberts (1850)

По крайней мере, среди любавичских хасидов 9 Ава известен не только как день, когда были разрушены два Храма, но и как день рождения Мошиаха. Источник этого можно найти в истории в мидраше, где идет спор об имени Мошиаха. Один из мудрецов считает, что его зовут Менахем, и приводит эту историю для подтверждения своего мнения.

Но значит ли это, что Мошиаху столько же лет, сколько и изгнанию? Ожидаем ли мы, что однажды появится старец, которому почти 2000 лет, и выведет нас из изгнания? Должны ли мы воспринимать эту историю буквально, как это следует из мидраша?

Действительно ли это произошло?

В трудах великих мудрецов Торы на протяжении веков — особенно тех, кто заострял свое внимание на темах о Мошиахе и Освобождении — мы находим разные подходы к этим историям, как видно в отношении к частям Торы, не относящимся к законодательству. Предлагаем вам краткое изложение этих мнений.

Отвергнутый буквалистический подход

Один из подходов был принять это за чистую монету; а именно, что Мошиах, которого мы все ждем, родился 9 числа месяца Ава в 3829 году от сотворения мира, его имя Менахем, имя его отца Хизкия и с тех пор он скрыт.

Этот подход, однако, не принят, поскольку мы не находим в законодательстве требования, чтобы Мошиаха называли Менахем, или чтобы он родился в какой-то конкретный день или имел какой-либо конкретный возраст. Напротив, законодательные источники идентифицируют Мошиаха только на основании его происхождения, его личности и его действий.

Интересно, что этот мидраш начали обсуждать в знаменитом «Барселонском диспуте», когда РАМБАН спорил с христианскими священниками и еврейскими отступниками, которые пытались доказать из Талмуда, что их «спаситель» был настоящим Мошиахом. Он привел эту хронику (очевидно, понимая её буквально), чтобы доказать, что Мошиах родился во времена разрушения Храма, подразумевая при этом, что их «спаситель» — рожденный и убитый всеми счетами до этого — не Мошиах.

Но РАМБАН ясно дает понять, что по его мнению это толкование является аллегорическим. Дон Ицхак Абарбенель также решительно выступает против буквалистской школы; он заявляет, что было бы смешно воспринимать эту историю буквально и, таким образом, объясняет ее в переносном значении, как мы увидим дальше.

Принятый литералистский подход

Прежде чем мы перейдем к метафорическим интерпретациям Абарбанеля и других мудрецов, мы должны представить школу мысли, которая воспринимает это буквально. Это простое и понятное объяснение.

То, что мы не можем воспринимать это буквально, не означает, что нам нужно объяснять это в переносном значении: мальчик по имени Менахем действительно родился 9 Ава; этот мальчик был потенциальным Мошиахом, который освободит евреев из изгнания, если они будут достойны этого. К сожалению, этот Менахем, в конечном счете, скончался, не реализовав свои потенциальные силы, так как еврейский народ был недостоин Освобождения. Тогда на его место пришел следующий потенциальный Мошиах, который сменил его.

«Потенциальный Мошиах» каждого поколения — это понятие, упомянутое многими классическими комментариями.

«Хатам Софер» пишет (респонсы часть 6, п. 98):

В тот самый день, когда был разрушен Храм, родился тот, кто благодаря своей праведности готов стать освободителем. В надлежащее время Всевышний откроет Себя ему и пошлет его. Тогда на нем будет обитать дух Мошиаха, который скрыт до его прихода.

«Сдей Хемед» пишет («Пеат а-садэ» 1:70):

В каждом поколении должен быть тот, кто достоин [быть Мошиахом] в случае, если евреи достойны [и заслуживают Освобождения]… если они не заслуживают этого, он будет таким же, как и все другие [умершие] праведники, без разницы. Когда один уходит, должен быть другой в том поколении, который достоин [заменить его], как Талмуд говорит в трактате «Кидушин» (72а): «И солнце восходит, и солнце садится». В каждом поколении люди делали предположения о том, кто является потенциальным Мошиахом своего времени; после разрушения Храма это был Менахем из вышеупомянутого рассказа, после его кончины это был Раби (Йеуда а-Наси)… вслед за ним — это был человек, который говорил с рабби Йеошуа бен Леви [см. «Санедрин» 98б], вслед за ним — это был рав Нахман… также ученики АРИЗАЛа писали, что он был Мошиахом своего времени; все это очевидно.

Применяя этот принцип когда-либо существующего потенциального Мошиаха, Ребе объясняет («Ликутей Сихот» том 29, стр. 14):

Еврейский закон таков, что когда евреи совершат раскаяние, Мошиах прибудет немедленно. Способность совершить раскаяние не ограничена каким-либо временем, скорее, у каждого еврея есть возможность сделать это в любой данный момент, даже в самый первый момент после разрушения Храма, как видно из стиха: «[Хотя] я сплю — в изгнании Моё сердце всегда не спит, чтобы вернуться ко Всевышнему». Логически это говорит о том, что Мошиах должен быть готов с того самого момента, как изгнание началось, чтобы он мог быть призван выполнить свою миссию. Кроме того, мы должны верить, что Мошиах может прибыть в любой день; это также приводит нас к выводу, что человек, достойный быть Мошиахом, должен существовать всегда.

Этот логический подход ставит нас перед загадочным вопросом: если причина, по которой Всевышний готовит потенциального Мошиаха, заключается в том, чтобы в любой момент быть готовым освободить евреев, если они достойны, что будет с рождением Менахема? Кто был потенциальным освободителем тогда? Потребовалось бы много лет, чтобы малыш Менахем стал достаточно зрелым, чтобы освободить еврейский народ?!

По словам Ребе («Итваадует» 5742 г., том 3, стр. 1286-1289):

Как можно сказать, что приход Мошиаха и будущее Освобождение могли произойти через мгновение после разрушения Храма — тогда как освободитель евреев был просто новорожденным ребенком?! Объяснение такое: каббала учит, что Мошиах символизирует общую душу еврейского народа, которая находится за пределами всех ограничений, включая любые ограничения времени и пространства… Например: в мидраше рассказывается, что в начале творения, перед грехом древа познания, небесные тела быстро двигались, это означает, что люди тоже очень быстро взрослели. Как говорится в другом месте, что сразу после рождения ребенка его мать отправляла его принести нож, чтобы перерезать пуповину. Насколько это применимо к тому, как мир будет вести себя во время будущего Освобождения — когда мир достигнет еще более высокого уровня совершенства, чем было во время творения до греха… Понятно, что если бы в начале творения ребенок мог [ходить], чтобы взять что-то, то это тем более справедливо во время Освобождения; следовательно, будущее Освобождение может произойти, когда Мошиах еще ребенок!

Метафорический подход

Третий подход рассматривает это как строго метафорическую легенду, которая фактически никогда не имела место.

Абарбанель пишет следующее («Йешуот Мешихо» размышление 2, гл. 1):

Первые мудрецы говорили в переносном значении, что в тот самый момент, когда Храм был разрушен за грехи еврейского народа, Всевышний постановил, что Он вернется на радость евреям и принесет им праведного Мошиаха, чтобы искупить его и отомстить [своим врагам]… Относительно этого указа и плана Б-га наши мудрецы сказали, что Мошиах родился во времена разрушения Храма; это не значит, что он на самом деле родился, скорее, в мыслях Всевышнего возникло желание родить его во времена Освобождения.

МААРАЛ из Праги пишет в том же духе («Нецах Исраэль» гл. 26):

Это рождение Мошиаха не относится к буквальному, как любое другое рождение; мудрецы не говорят о буквальных физических явлениях [в агадической литературе], а скорее о метафизических процессах. Они называют «рождением Мошиаха» то, что основная сила Мошиаха вошла в мир; это потому, что до разрушения Храма Мошиаху вообще не удавалось попасть в мир, потому что полная [и существующая] сущность не может возникнуть. Только когда Храм был разрушен, в мире появилась новая сила, которой раньше не существовало, поэтому теперь существует недостаток, который является предпосылкой существования.

Комбинированный подход

Ребе Король Мошиах использует уникальный метод, который включает в себя оба вышеупомянутых подхода. Ребе несколько раз упоминает эту историю в своих трудах, предлагая разные объяснения, которые иногда даже кажутся противоречивыми. С одной стороны, Ребе воспринимает это буквально, и поэтому, как уже упоминалось, ищет объяснения о том, как ребенок в возрасте одного дня может быть Мошиахом. Однако в других работах Ребе считает это метафорой, воплощенной в буквальное событие, хотя и не совсем так, как описано («Книга бесед» 5751 том 2, стр. 744):

Более разумно сказать, что слова «родился освободитель евреев» не относятся к его физическому рождению, потому что тогда он не может быть «освободителем евреев»; скорее это относится к к его раскрытию (которое напоминает фактическое рождение), когда он достоин и готов освободить еврейский народ.

Затем Ребе ссылается на МААРАЛа и Абарбанеля, подразумевающий принятие их подхода, но включающий его в событие, которое произошло буквально:

В момент разрушения Храма взрослый человек (а не ребенок) был наделен силой освобождения, ранее не существовавшей в нашем мире (аналогично объяснению Абарбанеля, что Всевышний думал о освобождении евреев во времена разрушения Храма) и таким образом, как только произошло разрушение Храма, Освобождение стала событием, которое можно привести в реальность (как объясняет МААРАЛ).

Этот подход также усиливает то, что подразумевается во многих источниках, что потенциальный Мошиах каждого поколения не таинственный неизвестный человек, а скорее признанный еврейский лидер, как сказал Ребе: «Лидер поколения — Мошиах поколения». Источником этого является заявление Талмуда, описывающее рабби Йеуду а-Наси — несомненно, известного человека в еврейской жизни того времени — как возможного Мошиаха.

Понимание нашей истории из мидраша (и аналогичных источников) буквально указывает на то, что Мошиах — неизвестная фигура в какой-то форме сокрытия — будь то маленький ребенок или невзрачный нищий, стоящий у въездных ворот Рима!

Если мы примем вышеупомянутый подход, никаких противоречий не будет: эти детали подразумевают не то, что он неизвестен, а то, что его освободительные способности неизвестны и еще не раскрыты, пока еще не пришло время. Все описательные детали в истории относятся не к физическим измерениям Мошиаха, а его качествам:

1. Имя ребенка (Менахем — утешитель) соответствует его задаче и силе утешить евреев от страданий изгнания.

2. Область его родного города (Вифлеем в Иудее) относится к его происхождению из династии Давида, которая началась в этом городе.

3. Его родной город (столица Аравии) указывает на то, что он покорит царство Ишмаэля.

4. Его исчезновение может относиться к периоду сокрытия, который Мошиах, возможно, должен пройти после своего первоначального появления.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Геула и Мошиах (другие статьи):