Омовение рук перед едой в изгнании и после еды — в Освобождении

23.08.2020 278 (0)
Омовение рук перед едой в изгнании и после еды — в Освобождении
Омовение рук перед едой в изгнании и после еды — в Освобождении

Мы уже писали, что благословение на хлеб напоминает нам о наступающем Освобождении. Можно связать эту идею с обсуждением, которое приводит Алтер Ребе. Как известно, перед едой следует трижды омыть руки специальным образом. Причина этого заключается в том, что в прошлом, когда коэны ели приношения в Храме, их руки должны были быть ритуально очищены. Алтер Ребе пишет, что также и сейчас, когда коэны не едят приношения, мы продолжаем соблюдать этот обычай, чтобы это действие вошло в привычку и после наступления Освобождения мы могли есть в чистоте. Поэтому заповедь об омовении рук связана с наступающим Освобождением.

Теперь перейдём от омовения рук перед едой к омовению после трапезы. Как известно, после еды требуется омыть кончики пальцев водой (эта процедура называется «маим ахроним» — «последняя вода»). Наши мудрецы весьма отрицательно относятся к тем, кто пренебрегает омовением пальцев перед благословением после трапезы, и поэтому каждый, кто стремится исполнять заповеди как можно лучше, обязан строго придерживаться этого закона. В книгах по каббале приводится одна из причин этого обычая — эта вода относится к ангелу, обладающему отрицательным влиянием. Мы даём ему эту воду, чтобы он довольствовался ей и удалился от нас. По этой же причине мы читаем перед омовением отрывок из ТАНАХа (Йов 20:29): «Вот от Б-га удел нечестивца [плохого ангела] и доля, указанная ему Б-гом». Поэтому у нас также есть обычай выливать используемую для этого воду в простой сосуд, так как мы не хотим выделять красивый сосуд в удел нечестивца.

Однажды сын Алтер Ребе спросил у отца, почему в будущем, когда из нашего мира исчезнет зло, заповедь омовения рук после еды не будет отменена? Алтер Ребе ответил ему, что в то время останутся различные уровни в области святости. Одни люди будут заниматься мирскими делами (скорее всего, речь идет о праведных неевреях), а другие только святыми (это еврейский народ). Тогда вода после трапезы будет предназначена для того, чтобы давать удел тем, кто занимается материальными делами.

Ребе РАЯЦ заметил по поводу этого, что в будущем сосуд для омовения рук после еды может быть роскошным и красивым, так как его будут использовать люди, занимающиеся только святыми делами.

Источники: «Зоар» гл. «Трума» 154. «Шабат» 13б. «Шулхан Арух» Алтер Ребе 158:1. «Кцот а-Шулхан» п. 43. «Бадей а-Шулхан» п. 11. Беседа в Песах 5702 г. «Пискей Тшувот» 181:1,6.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Геула и Мошиах (другие статьи):