СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 11:58

Будут ли рождаться люди после пробуждения мертвых?

Наши мудрецы расходятся во мнениях, будет ли исполнятся заповедь «плодитесь и умножайтесь» после пробуждения мертвых.

23.03.2014 3458 мин.

Сказано в Торе («Берейшит» 1:28): «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь».

Наши мудрецы расходятся во мнениях, будет ли исполнятся заповедь «плодитесь и умножайтесь» после пробуждения мертвых.

Одно мнение основывается на сказанном в Торе, что заповедь рождать детей существует для того, чтобы в мире были люди, как сказано там же: «Наполняйте землю, и покоряйте ее». На основании этого, необходимость в рождении людей существует только когда люди умирают, чтобы восстановить баланс населения на земле. Но после пробуждения мертвых, когда встанут все жившие когда-либо евреи и не будут больше умирать, эта заповедь перестает быть актуальной.

В Талмуде рассказывается, что на свадьбе сына Равины попросили спеть рава Амнуну, который сказал: «Ой, если мы умрем». В книге «Диврей яцив» объясняется, что рав Амнуна намекнул, что необходимость в свадьбах есть только когда существует смерть, но в будущем, когда люди прекратят умирать, не будет больше свадеб.

Есть и другое мнение, согласно которому нет никакой связи между смертью и заповедью «плодитесь и умножайтесь». Доказательство этому следует из того, что эта заповедь была дана Адаму перед тем, как он съел плод Древа Познания и навлек смерть в мир. Получается, что как эта заповедь была до появления смерти в мире, так и она будет актуальной после того, как смерть прекратится.

Важно отметить, что это мнение не противоречит известному высказыванию о том, что Мошиах придет только после того, как опустошится запас душ в Небесах и все они спустятся в мир. Ведь как написали авторы «Тосафот», возможно, что в будущем появится новый запас новых душ, которые будут рождаться после воскрешения мертвых.

Но из другого высказывания наших мудрецов следует совершенно противоположное, как пишет РАМБАМ: «В грядущем мире не едят, не пьют и не совокупляются — но праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шхины».

Однако, согласно мнению РАМБАМа, эти слова относятся к тому времени, когда души находятся в раю, где они не имеют тел, а не к периоду после пробуждения мертвых. Поэтому нет никакой проблемы сказать, что в грядущем мире люди будут продолжать рождаться. Однако в своем письме Ребе Король Мошиах цитирует законодательных авторитетов, которые не согласны с мнением РАМБАМа (РААВАД РАМБАН, ШЛА, Алтер Ребе и др.) и утверждают, что слова Талмуда относятся к времени после пробуждения мертвых.

Вывод из всего этого можно сделать на основании слов Ребе («Ликутей Сихот» том 15. стр. 141-2), что время пробуждения мертвых разделяется на два части. Именно в первой части люди будут рождаться, есть и соблюдать заповеди…

Источники: Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот» 17а, 31а, трактат «Авода зара» 5а; Мидраш «Шохар тов» к Псалмам 146:4; РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 8:2, «Послание о пробуждении мертвых», гл. 4; Хатам Софер, «Вопросы и ответы» 7:34; «Диврей Яцив» к разделу «Йорэ деа» п. 110; Ребе Король Мошиах, «Игрот Кодеш» 2:76, прим. 23.

Ребе сначала пишет, что трапеза будет в Дни Мошиаха или в начале времени после пробуждения мертвых, что снимает противоречие одного из комментаторов РАМБАМа. Но дальше пишет Ребе, что возникает вопрос о сказанном в «Ликутей Тора», что материальная трапеза произойдет в то время, когда праведники будут сидеть с коронами на головах — а это ведь время, когда нет еды и питья! И Ребе объясняет, что речь идет о том, что еда в будущем мире не будет похожа на еду в наше время (когда существование и объединение тела и души происходит только за счет еды и питья), а для другой цели.

Что касается рождения, то так как прямо об этом здесь ничего не говорится, то вопрос остается открытым.

Комментарии: 6 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter