СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 09:49

Праздник Песах во время Освобождения

Марор символизирует собой горечь, возникающую при стремлении человека к материальным наслаждениям, которые на духовном уровне являются смертью. Во время Освобождения это стремление прекратится, поэтому не будет горечи и также горьких трав, которые ее символизируют.

4747 (0) мин.

Как мы уже объяснили, в течение всех дней года во время Освобождения будет подчеркиваться идея использования квасного в области добра и святости. Но в праздник Песах будет подчеркиваться идея мацы (хотя без опасения, что она может смешаться с жидкостью).

В Пасхальной Аггаде приводится спор между Бен-Зомой и мудрецами о времени, когда нужно упоминать исход из Египта. Бен-Зома считает, что нужно делать это в наше время как днем, так и ночью. Мудрецы же полагают, что мы будем продолжать делать это и в Дни Мошиаха.

В Талмуде описывается продолжение этого спора: «Сказал им Бен-Зома: „Разве упоминают об исходе из Египта в Дни Мошиаха? Ведь уже сказано: ‘Поэтому вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда не будут больше говорить: (как) жив Г-сподь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской, а скажут: (как) жив Г-сподь, который вывел и который привел потомство дома Израиля из страны северной и из всех стран куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей’ (отсюда на первый взгляд следует, что прекратят вспоминать исход из Египта)“? Ответили ему: „Не искоренится (память) об исходе из Египта, а она будет второстепенной по отношению к вспоминанию других изгнаний“».

Внутренний смысл этого диалога объясняется в хасидизме: есть существенная разница между частичным поражением сил нечистоты во время исхода из Египта и их полным разгромом во время Освобождения (см. также статью «Хамец и маца во время Освобождения»).

Ежедневное напоминание об исходе из Египта способствует нашему укреплению в борьбе против сил нечистоты — злого начала — так как мы понимаем, что раз эти силы уже были преодолены в прошлом, то у нас, несомненно, есть силы, чтобы победить их сегодня, пока они не будут стерты с лица земли. Поэтому, когда завершится эта борьба и весь мир поднимется на такой уровень, что в нем не останется ни следа зла, логично предположить, что нет больше необходимости продолжать упоминать исход из Египта. Это мнение Бен-Зомы.

На это отвечают мудрецы, что действительно, хотя в то время мы поднимемся на очень высокий уровень и больше не будет зла, но также и в то время у нас будет определенная духовная особенность, которая будет проистекать из уникальности нашего противостояния силам зла, как это было во время исхода из Египта. И хотя это второстепенное достоинство по отношению к статусу нашего общего состояния во время Освобождения, но тем не менее, это достоинство. Поэтому также и в будущем мы будем вспомнить исход из Египта.

Мы не будем больше есть горькую траву («марор»)
Мы не будем больше есть горькую траву («марор»)

Во время Освобождения появится еще одно новшество — мы не будем больше есть горькую траву («марор»). Алтер Ребе объясняет это тем, что гематрия этого слова (מרור) равна 446, что соответствует слову «смерть» (מות). Марор символизирует собой горечь, возникающую при стремлении человека к материальным наслаждениям, которые на духовном уровне являются смертью. Во время Освобождения это стремление прекратится, поэтому не будет горечи и также горьких трав, которые ее символизируют.

Источники: трактат «Брахот» 12б. «Ликутей Тора» на гл. «Цав» 13а. Беседа Ребе ШЛИТА во второй день Песаха 5723 года. «Двар Малхут» на гл. «Шмот» 5752 г., п. 4-5.

Опубликовано: 26.03.2015 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter