Сукка и четыре вида растений: для себя и для других

13.10.2019 254 (0)
Сукка и четыре вида растений: для себя и для других
Сукка и четыре вида растений: для себя и для других

В Мишне (трактат «Сукка» 41а) сказано, что в период существования Храма четыре вида растений люди брали семь дней в самом Храме, а в Иерусалиме (вне Храма) и остальных местностях — только в первый день праздника Суккот.

Такое различие учится из слов Письменной Торы в книге «Ваикра» (23:40). В отношении заповеди брать четыре вида растений там написано: «И возьмите себе в день первый...», а в отношении Храма сказано (там же): «И радуйтесь перед Всевышним, Б-гом вашим семь дней...»

После разрушения Храма, продолжает Мишна, рабби Йоханан бен Закай постановил, чтобы во всех местах проживания евреи брали четыре вида растений семь дней (а не один) в память о Храме. (Это же сказано и в «Шулхан Арух» 658:1).

Заповедь брать четыре вида по Торе осталась только в отношении первого дня Суккот, обязанность же брать четыре вида растений в остальные дни, как мы уже выучили из Мишны — по указанию мудрецов.

Естественно, такое различие в статусе заповеди не могло не сказаться на определённых законодательных нюансах и их различии.

Например, «Шулхан Арух» постанавливает, что в первый день праздника Суккот (в отличие от остальных дней праздника), для исполнения заповеди необходимо, чтобы лулав (четыре вида растений) принадлежал самому человеку. Если он одолжил их у друга — заповедь не исполнил, поэтому существует практика давать другому лулав в подарок с условием возврата (это называется «матана аль мнат леахзир»).

Важно отметить, что там же, в «Шулхан Арух» 658:3 сказано, что когда вы даёте другому человеку свой лулав, нельзя говорить: «Возьми, это будет твоим, пока не исполнишь заповедь, а потом это опять станет моим», поскольку в этом случае не происходит полноценной передачи объекта во владение второго человека, и статус таких растений — одолженные.

«Мишна Брура» (там же) в пп. 12 задаёт вопрос чем же тогда отличается формулировка «вот тебе подарок с условием возврата», и даёт ответ, что когда вещь даётся в подарок, владелец лишается прав на эту вещь, а то, что сказано «с возвратом» — эти слова имеют статус «тнай», условия.

Интересно отметить, что в отличие от четырёх видов растений, когда речь идёт о сукке, то даже в первый день праздника можно исполнить заповедь с помощью одолженной сукки (и, как мы в том числе видим из практики, каждому человеку не обязательно строить свою сукку).

Алтер Ребе объясняет («Шулхан Арух а-Рав» 637:3): «... поскольку человек заходит с разрешения (хозяина сукки), она считается его собственной».

Ребе в «Ликутей Сихот» (том 19, стр. 348) подробно обсуждает вышеуказанную разницу между суккой и лулавом в первый день праздника, и приходит к выводу, что поскольку сукка должна быть постоянным жилищем — это неотъемлемая часть заповеди, поэтому хозяин сукки, разрешая в неё войти предоставляет право входящем считать её своей.

В отношении же лулава (и остальных видов растений), то что в первый день праздника он должен быть у каждого своим — является не неотъемлемой частью заповеди, а необходимым требованием, поэтому дающий его — должен сделать вышеупомянутое заявление, а именно, что предоставляет его другому в качестве подарка с возвратом (детали см. там).

Остаётся выяснить следующий момент: известно, что отец обязан приобрести лулав (и остальные виды растений) ребёнку, который умеет делать им движения («Шулхан Арух» 658:1). Данная обязанность существует из-за долга воспитания ребёнка, и относится даже к тем дням праздника, обязанность брать растения в которые — по указанию мудрецов.

Возраст ребенка, который упоминает в этой связи «Мишна Брура» (пп. 1, там) — шесть лет, но при этом нельзя не учитывать фактор индивидуальности детей.

Естественно, данные виды растений должны соответствовать всем требованиям кашрута («Биур алаха» там же).

МААРШАЛ и «Тосафот» («Эрхин» 2б), пишут, что необязательно покупать отдельный набор растений для детей и отец может передать им растения, после того, как сам исполнил ими заповедь (хотя, есть мнения, что если есть возможность, все же лучше купить детям отдельные растения).

При этом важно помнить сказанное в трактате «Сукка» 46б от имени рабби Зейра: «Пусть в первый день праздника не передаёт человек ребёнку четыре вида растений (до того как сам не исполнит ими заповедь), поскольку ребёнок приобретает, но после этого не имеет силы передать объект в собственность других людей, и получится, что после ребёнка (для других людей) лулав тольо сможет приобрести статус одолженного».

Поэтому, в первый день праздника, если есть необходимость передать несовершеннолетним детям лулав (и остальные виды растений) — необходимо делать это только после того, как уже не будем его использовать для того, чтобы помочь с его задействованием исполнить заповедь взрослым.

(См. также РАМБАМ и «Лехем Мишне», законы лулава 8:10, где говорится, что с определённого возраста у ребёнка есть возможность передавать объект во владение другого человека «по мнению мудрецов». Однако, для нашего случая это все равно не подходит, поскольку в первый день праздника речь идёт о необходимости исполнения заповеди по Торе).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Праздники (другие статьи):