Вопрос: Какие требования к бокалу для кидуша? Можно ли для кидуша использовать одноразовый стакан?
Ответ:
В «Шулхан Арух» (271:18) Алтер Ребе пишет, что у бокала (с вином) для вечернего и дневного кидуша, провод субботы и бокала для благословения после трапезы, должны быть одинаковые требования:
Бокал (с вином) должен быть целым; прополощен изнутри и промыт снаружи; полностью наполнен; вино не должно быть испорчено («пагум»); бокал должен быть принят двумя руками и поставлен на правую; бокал должен быть поднят на высоту «тефах» (8 см.) (над столом); на него необходимо устремить взгляд и не отвлекаться.
В главе 183(:1, 5-6), в «Благословений после трапезы» Алтер Ребе приводит ещё два требования: «итур» и «итуф». «Итур» — окружение. Это означает, что нужно окружить себя учениками, а по второму мнению, нужно окружить стакан другими красивыми бокалами для большего украшения. «Итуф» — закутывание, означает, что нужно облачиться в талит.
Однако, Алтер Ребе пишет, что оба эти требования сейчас не практикуются (см. детали там).
В этой статье мы сосредоточимся на требовании номер 1.
Интересно, что в главе 271 оно называется «шалем» (стакан должен быть целым), а в главе 183 появляется такая формулировка как «хай», дословно «живой». Там же (183:3-4) приводятся три мнения, что означает «живой»:
1) Это означает, что необходимо налить неразбавленное («живое») вино, и впоследствии разбавить. Так считают РИФ и РАМБАМ.
2) Согласно мнениям РАШИ и рабейну Йерухама, «живой» означает, что вино должно быть налито в стакан непосредственно перед произнесением благословения.
3) «Тосафот», рабейну Йона и РОШ считают, что требование «живой» относится не к вину, а к бокалу, а именно — он должен быть целым, поскольку разбиение сосуда называется его «смертью».
Когда речь идёт об одноразовом стакане, возникает вопрос, можно ли его считать в полном смысле слова «целым», ведь сразу после использования многие его выбрасывают.
Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», раздел «Орах Хаим» 3:39) обсуждает ситуацию, когда у человека для кидуша есть только бумажный стакан.
Можно ли делать кидуш, используя такой стакан?
По большому счету, он запрещает это делать, но в самом конце своего ответа добавляет: «Однако, если нет другого стакана, вероятно, можно облегчить» (и воспользоваться таким стаканом).
С другой стороны, р. Элиэзер-Йеуда Вальденберг («Циц Элиэзер» 12:23), пишет, что когда говорится, что бокал должен быть цельным, имеется ввиду не столько его важность, сколько физическая целостность (не отсутствует ли какая-либо его часть).
Если же одноразовый стакан целый, согласно этому мнению нет проблемы использовать его для кидуша, ведь на самом деле даже одноразовые стаканы можно использовать несколько раз, а то, что многие их выкидывают после одноразового использования — это из-за их дешевизны.