Как нужно держать халы в субботу

02.12.2019 205 (0)
Как нужно держать халы в субботу
Как нужно держать халы в субботу

Автор «Шулхан Арух» (274:1) пишет, что необходимо держать две (целые) халы в руке и начинать нарезку хлеба с нижней. РАМО (там же в примечании) добавляет: «И это именно в субботу вечером. Но в субботу днем и вечером в праздник — начинают разрезать с верхней халы».

Автор «Мишна Брура» (пп. 4) приводит мнение РАШАЛа и ШЛО: «Необходимо разрезать обе халы, в соответствии с объяснением РАШБА. Если это затратно, то пусть приготовит себе три больших халы и три маленьких, и на каждой из трапез разрезает одну большую и одну маленькую. И с этим согласился гаон из Вильно. Однако люди поступают в соответствии с тем, что написано в „Шулхан Арух“».

Автор «Мишна Брура» (пп.5) на слова «разрезает нижнюю» пишет: «БАХ выражает в отношении этого удивление, ведь не откладывают заповеди (а если так, как можно откладывать верхнюю халу и начинать разрезать с нижней). ТАЗ исправил данную ситуацию тем, что указал размещать нижнюю халу ближе к себе, чем верхнюю (таким образом вышеупомянутый вопрос БАХа снимается). Или же во время благословения над хлебом необходимо взять верхнюю халу и переложить её вниз, после чего начать разрезать хлеб с неё».

Алтер Ребе («Шулхан Арух а-Рав» 274:2) постанавливает в соответствии с РАМО и тем, как его понимает ТАЗ, которого приводит «Мишна Брура» (см. выше).

Распространённый обычай в ХАБАДе сегодня — во время вечерней субботней трапезы брать две халы так, чтобы они касались друг друга нижними частями (внутрь), а верхними частями были расположены наружу, держа их на одном уровне. Что же касается дневной субботней трапезы — все так же, но правая хала должна быть чуть выше левой (см. «Игрот Кодеш» том 18, стр. 361).

Примечания:

1. Необходимо отметить, что в «Шулхан Арух а-Рав» 167:7 Алтер Ребе говорит, что халы необходимо держать десятью пальцами, поскольку в производстве хлеба присутствуют 10 заповедей.

2. В 167:3 Алтер Ребе пишет, что в будние дни перед благословением на хлеб необходимо на нем сделать лёгкий надрез ножем, чтобы сократить время между окончанием благословения и самой нарезкой хлеба (поскольку резать будут уже по заранее сделанном надрезу). В субботу и праздник, когда важно иметь цельные халы, надрез не делается до благословения, но есть обычай делать лёгкую пометку («Книга обычаев» стр. 28). «Бадей а-Шулхан» (82:8) говорит, что впоследствии нет необходимости резать хлеб именно по этой отметке, приводя мнение Цемах-Цедека, который посмеивался над теми, кто специально тратит время на то, чтобы отыскать на хлебе заранее сделанную отметку, чтобы начать резать именно по ней (поскольку тем самым они удлиняют паузу между произнесенным благословением и началом еды хлеба, на который это благословение было произнесено).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Еврейский закон (другие статьи):