СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 09:02

Можно ли фотографировать людей без их разрешения?

Запретили ли наши мудрецы само действие против воли человека, например, когда это несомненно касается фотографирования без разрешения?

39171 (1) мин.

Вопрос: Я — фотограф. Часто фотографирую людей. С недавнего времени начал соблюдать еврейские заповеди и мне любопытно, можно ли фотографировать людей без их разрешения? Нужно ли спрашивать, если я хочу сфотографировать их? Можно ли публиковать их фото (скажем в блоге), продавать их?

Ответ: Чтобы начать обсуждение этого деликатного вопроса1, желательно было бы напомнить несколько общеизвестных и важных указаний нашей Торы и наших мудрецов.

Сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя»2. И объяснили мудрецы, что в этот закон, также включается запрет: «Не делай ближнему своему ничего из того, что ты не желаешь для себя»3. Уважение к человеку выражается также и уважением к его желаниям, так как сказано нашими мудрецами: «желание человека, это его уважение»4.

Исходя из вышесказанного, потребуется разделить сам вопрос на две основные части: Запретили ли наши мудрецы само действие против воли человека, например, когда это несомненно касается фотографирования без разрешения? А также надо будет выяснить, можно ли использованы снятые фотографии без разрешения?

Фотографирование людей

1. В первою очередь отметим, что если человек не хочет, чтобы его фотографировали, то тогда надо соблюдать его желание.

2. Если известно, что человек против его съёмки, то тогда запрещено его снимать на камеру, даже если посредством этих снимков ему не будет причинён никакой ущерб5.

3. Если человек находится в том месте, где не принято, чтобы посторонние люди снимали его на камеру (например находясь у себя дома), то тогда запрещено его фотографировать, если перед этим от него не было получено разрешение.

4. Что касается фотографирования человека с группой других людей (например, на свадьбе, или на каком либо другом мероприятие, и т.п.), то если сам человек не выразил свое открытое возражение, то тогда можно его фотографировать. Но если он попросил не фотографировать его в этой ситуации, (посредством которой он может быть опозорен), то тогда нельзя делать это.

5. Что касается фотографирования постороннего человека на улице, то это можно делать, даже не получив от него разрешение. Этот вопрос больше касается общепринятой морали в том месте и в той ситуации, где находится человек. Но это все допустимо, в том случае, если этим он не вредит ему (например, позорит его доброе имя).

Наши мудрецы постановили, что если личная жизнь (или территория) человека была нарушена, то тогда он имеет возможность засудить вредителя по еврейскому закону. Так как он нарушил запрет «Повреждение, причиненное зрением»6.

Публикация фотографий без ведома или разрешение человека

Если же изображенные на фотографии люди не желают, чтобы этот снимок был опубликован (либо в брошюре, газете, интернете и т.п.), то тогда опубликовавший этот снимок должен убрать его.

Известен закон, что нельзя смотреть на человека, если он находится в ситуации, при которой он может смущаться или чувствовать себя неловко7. Дополнительно к этому закону существует ещё очень важное указание наших мудрецов не унижать и не позорить своего друга, так как это и сказано в Торе: «Если некто публично8 оскорбляет своего товарища, это как будто бы он пролил его кровь»9. И если, к примеру, в снятых кадрах человек выглядит унизительно, то их нельзя публиковать.

Также надо принять во внимание, что при публикации фотографии в сети, она сохраняется очень долгое время. Другими словами, неловкая или позорная ситуация, которая могла быть только лишь коротким отрывком, превратилась в существующую реальность на долгое время.

К примеру, когда привозят больного в госпиталь и фоторепортёры окружают его и начинают фотографировать, то по закону Торы это нельзя делать, если фотосъемки сделаны против его воли. Сам же фотограф грешит не исполнив закон2: «Люби ближнего как самого себя»10. (Существует мнение, что тот, кто смотри на эти кадры, также грешит11).

Также может быть, что посредством запретных публикаций сам фотограф (и тот, кто их публикует) грешат против запрета Торы в том случаи, если сам фотограф (или тот, кто публикует эти снимки) имеет материальную выгоду с этого, заработав на этой публикации деньги (и не разделив этот доход с тем, кого он сфотографировал)12.

Как исключение, закон разрешает и даже обязывает афишировать данные о человеке, если при этом нужно защитить другого человека или общество. Например, можно публиковать детали о преступнике, чтобы предупредить людей13.

В заключение хотелось бы отметить, что по закону не следует фотографировать человека без его разрешения в его доме или на его территории. Если же съемка проводится в общественном месте, то по мнению многих законоучителей нет запрета из Торы фотографировать человека без его согласия на это. Но если человек категорически против этой съемки, то нельзя его фотографировать. Также, если в результате этой съемки человек будет опозорен (например при публикация его фотографий), то в таком случае его нельзя фотографировать и он может потребовать убрать свои опубликованные фотографии. Существует спор последних законоучителей, имеет ли право человек находясь в публичном месте противиться тому, что его фотографируют. Поскольку это спорная ситуация, то желательно было бы ее избежать и не фотографировать людей против их желания.

Примечания:
1 Хотелось бы заметить, что каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, желательно с помощью раввина.
2 «Ваикра» 19:18.
3 Трактат «Шабат» 31а.
4 Иерусалимский Талмуд, трактат «Пеа» 81.
5 ШУТ «Бцель а-Хохма» 4:84.
6 Трактат «Бава батра» 2б, 3а.
7 «Шулхан Арух» 170:4.
8 Так же сказано («Бава меция» 59б): «Тот, кто (публично) оскорбляет своего товарища, не имеет удела в Будущем мире». По мнению многих мудрецов, этот закон касается и ситуации, когда один человек обижает другого наедине.
9 Трактат «Бава мециа» 58а.
10 «Шушант Амаким» раздел «ве рафо ерапэ» 58.
11 Книга «Сиаx Ицхак».
12 ШУТ «Мишнэ алахот» 7:114.
13 «Шулхан Арух» раздел «Орах хаим» 156; «Шаарей тшува» врата 3, раздел 221.

Опубликовано: 04.03.2013 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter