СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 07:47

Как нееврей может изучать Тору?

В отношении нееврея, который изучает семь заповедей сыновей Ноя, считается, что он находится на уровне еврейского первосвященника. Он наделяется такой значимостью именно благодаря достоинству самой Торы.

Источник: «Ликутей Сихот» том 14, стр. 38-39 Эксклюзивный перевод:Моше-Залман Забродин 18.08.2019 3501 мин.

Талмуд («Бава Кама» 38а, «Санедрин» 59а, «Авода Зара» 3а) говорит в отношении нееврея, который изучает Тору: «Сказано, дабы соблюдал их (заповеди) человек... Не сказано, что это относится только к коэнам, левитам и израэлитам. Из этого мы учим, что нееврей, который занимается Торой (семью заповедями, которые к нему относятся), подобен первосвященнику».

Нееврей, изучающих семь заповедей сыновей Ноя, наделяется такой значимостью именно благодаря достоинству самой Торы. Как объясняется в Тосафот: «Именно потому для сравнения приводится именно первосвященник, ведь о Торе сказано, что она ценнее жемчуга». И толкуется это так, что она ценнее первосвященника, который заходит в Святая Святых (в святом языке слово жемчуг «пниним» и святая святых «лифнай велифним» созвучны — прим. пер.).

И в этом заключается особенное достоинство Торы. (При этом необходимо отметить, что если речь идёт о еврее, который изучает Тору, то (будь он даже незаконнорожденным, если он мудрец Торы), он выше, чем первосвященник (который является невеждой). Однако в отношении нееврея, который изучает Тору, считается, что он находится на уровне еврейского первосвященника (но не выше)1.

На первый взгляд это непонятно, ведь Тора является наследием общины Яакова, то есть была дарована евреям, а не неевреям. А то, что неевреям разрешено изучать Тору (несмотря на то, что есть правило, гласящее: «нееврей, который изучает Тору подлежит лишению жизни») — это из-за того, что им было повелено исполнять семь заповедей сыновей Ноя, а учёба необходима для того, чтобы знать как именно исполнять эти заповеди. Однако непонятно, как происходит так, что им приписывается и достоинство за занятие самой Торой (которое отсутствует в исполнении заповедей)?

На это можно привести следующее объяснение: поскольку неевреи обязаны на практике учить законы, которые относятся к заповедям (ведь иначе они не смогли бы их исполнять), то несмотря на тот факт, что эта учёба необходима для исполнения этих заповедей, из-за того, что они обязаны изучать Тору, к ним относится статус изучающих Тору, включая вышеупомянутые достоинства.

Другими словами: несмотря на то, что изначально изучение неевреями семи заповедей Ноя не делается во имя самого изучения, а необходимо для другой вещи, а именно исполнения заповедей, являясь необходимой подготовкой для заповедей, тем не менее, по факту, из этого происходит изучение Торы во имя своей сути.

В результате чего он и может достичь ступени, равной первосвященнику2 (хотя аспект соблюдения заповедей к нему в той же мере не относится).

Примечания:
1) Это также следует из самого данного высказывания мудрецов, ведь невозможно сказать, что (его учёба — это часть его исполнения заповедей), а то, что он становится подобным первосвященнику — это благодаря огромной значимости исполнения им семи заповедей, который к нему относятся. Если бы это было так, то тем более было бы верно и в отношении евреев, но ни в каком источнике мы не находим, что это так. См. «Ликутей Сихот», том 7, стр. 49. сноску внизу страницы к примечанию 11. Из слов же Тосафот это следует прямым образом, как написано в тексте.
2) В мидраше «Бамидбар раба» 13:15, версия текста такая: «Нееврей, который изучает Тору в процессе прохождения гиюра подобен первосвященнику». Из данной формулировки следует, что он изучает также и остальные разделы Торы (не только семь заповедей, которые его касаются), иначе условие, что он «проходит гиюр» не имеет смысла (См. «Хидушей Радаль» и «Хидушей Рашаш» там). Объяснение этому следующее: поскольку он проходит гиюр, ему разрешено учить Тору, как написано в «Хидушей Агадот» (трактат «Шабат» 31а, на начальные слова «Спросил его: „Эта строка из писания (о ком сказана)?“» Но см. респонсы р. Акивы Эйгера раздел 41, а также респонсы «Махане Хаим» 1:7 и др. Объяснение же соответствует написанному в тексте — поскольку сразу по прохождению гиюра, гер становится обязанным в исполнении всех заповедей, то согласно Торе он обязан изучать законы и благодаря этому, его учёба обладает достоинством и огромной значимостью, которые присущи Торе.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter