СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 03:26

Спор о микве

В этот момент голова Баал-Шем-Това запрокинулась назад, лицо его запылало как огонь и глаза его закатились — и все ученики затряслись от страха...

Составил и перевел:Элияу аКатан Гэц 16.08.2010 6355 мин.

Мы уже упоминали о том, что святой Алтер Ребе в своем «сидуре» приводит «Каванот а-Миква» (о чем надо думать во время погружения в воды миквы) из двух святых источников — от АРИзаля и от БеШТа. И мы можем сами увидеть, что в некоторых моментах святой Баал-Шем-Тов «не соглашается» со мнением АРИзала.

Рассказывают («Сипурим нораим» р. Яакова Киндера, современника Алтер Ребе), что когда святой БеШТ дал урок о «Каванот а-Миква» своим ученикам, то сказали некоторые: «Учитель, но ведь в „Китвей АРИзал“ приводятся другие каванот, несовместимые с теми, что сейчас открыл нам учитель!» В этот момент голова Баал-Шем-Това запрокинулась назад, лицо его запылало как огонь и глаза его закатились — и все ученики затряслись от страха, так как знали, что в такие моменты их учитель совершает «Алият Нешама» (его душа поднимается в Верхние Миры).

Дальше всех от БеШТа (как младший из учеников) сидел святой р. Нахман из Городенки. Он внезапно почувствовал сильную усталость и глаза его стали слипаться от дремы. Он изо всех сил пытался не заснуть — ведь учитель может с минуты на минуту вернуться и открыть какую-то тайну… да и вообще позорно спать в такой момент! Он даже руками пытался держать глаза открытыми — но ничего не помогло и его лоб уткнулся в стол…

Во сне он увидел себя на улице какого-то города, заполненного евреями, по одежде и лицам которых было видно, что все они люди Торы. Но вот вели себя они как дети — все бежали со всех ног в одном направлении. Если столько евреев спешит куда-то — это уже что-то значит, тем более если это мудрецы Торы. Поэтому р. Нахман взял ноги в руки — и стал догонять толпу. Молодость взяла свое — догнал и перегнал. По пути успел спросить о причине такой спешки. Ему с удивлением ответили: «Разве ты не слышал, что объявили о том, что наш святой учитель начинает давать урок?». Но на вопрос р. Нахмана: «Кто же этот великий учитель?» ему не ответили, только как-то подозрительно посмотрели и разве что не покрутили пальцем у виска.

Вскоре он понял, что все спешат к огромному великолепному дворцу, подобного которому р. Нахман еще никогда не видел. Даже во сне. Внутренний зал дворца оказался роскошной синагогой и уже был забит евреями. Было похоже на то, что главные раввины всех поколений — кто в восточных одеждах, кто в европейских — собрались вместе. Вдруг в синагоге поднялся шум и гомон — то тут, то там раздались возгласы: «Приготовьтесь — сейчас наш учитель будет открывать тайны Торы!» И тут р. Нахман с удивлением увидел святого Баал-Шем-Това, поднимающегося на «биму» (место на возвышении для чтения Свитка Торы), где тот начал объяснять «Каванот а-Миква» — именно те, которые всего лишь пару минут назад р. Нахман уже слышал от него же. Слово в слово.

Но вдруг на «биму» рядом с БеШТом поднялся какой-то молодой человек с сияющим лицом и стал опровергать слова БеШТа. Прикрыв ладошкой рот р. Нахман спросил шепотом стоящего рядом седобородого старца: «Уважаемый, а кто этот шустрый юнгерман?» — и снова словил полный удивления взгляд из-под густых бровей: «Ты что, великого АРИзала не знаешь?» — да еще и шикнул — не мешай, мол, слушать. Пристыженный р. Нахман вытянулся по струнке и прислушался к спору двух столпов Тайного Знания. Вскоре АРИзал согласился со мнением Баал-Шем-Това — и в этот момент р. Нахман проснулся. Глаза всех учеников были устремлены на него, у некоторых даже от любознательности приоткрылся рот. Реб Нахман понимает, что он что-то проспал в прямом смысле этого слова. Учитель с улыбкой говорит: «Нахманю, я взял тебя в свидетели — подтверди, что АРИзал согласен с моим мнением!». Когда р. Нахман рассказал свой сон, засвидетельствовав согласие святого АРИзала, Баал-Шем-Тов сказал, что урок закончен, встал и ушел…

Святой р. Нахман из Городенки в 5524 году (после того, как душа его святого учителя покинула этот мир) уехал в Святую Землю, в Тверию, где через год, 2 Тамуза 5525 года, приобщился к праотцам в Мире Истины во время изучения Святой книги «Зоар».

Сын р. Нахмана из Городенки — р. Симха — женился на ребецн Фейге, дочке ребецн Одел, единственной дочке святого Баал-Шем-Това. В новомесячье Нисана 5531 (1771) года у них родился сын, которого назвали в честь деда Нахманом, который через пару лет стал известен как святой МаАРаН из Бреслава.

Комментарии: 6 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter