Первое Нисана — Новый год в пяти различных смыслах

26.03.2006 4749 (0)
Первое Нисана — Новый год в пяти различных смыслах
Первое Нисана — Новый год в пяти различных смыслах

Первое Нисана — Новый год в пяти различных смыслах: в том, что касается счета лет правлений, праздников и месяцев года, назначения високосного года и расходования шкалим — средств, собранных на общественные жертвоприношения.

1. Счет лет правлений

Короли Израиля считают годы своего правления до Нисана каждого нового года. Это значит, что даже если правление началось в самом конце Адара — месяца, непосредственно предшествующего Нисану, — с наступлением Нисана начинается отсчет его второго года.

2. Счет праздников

Праздник, приходящийся непосредственно на Нисан — Песах, — является первым из праздников года. Это имеет значение для того, кто дал обет принести определенную жертву, не указывая конкретного срока для исполнения обета, и еще не исполнил его. Согласно мнению некоторых еврейских мудрецов, этот человек нарушает заповедь Торы, запрещающую запаздывать с исполнением обета, только после того, как пройдут все три праздника в следующем порядке: Песах, Шавуот и Суккот — поскольку только праздник, начинающийся в Нисане, может считаться первым (стало быть, на исполнения обета может быть отведено почти два года).

3. Счет месяцев.э

Как мы знаем, месяцы года отсчитываются, начиная с Нисана.

4. Назначение високосного года

Високосный год — это год, содержащий тринадцать месяцев, причем тринадцатым является второй, дополнительный Адар. Если бейт-дин хочет прибавить к году дополнительный Адар, он может делать это только до наступления Нисана. Если уже наступило первое Нисана и решение о добавлении тринадцатого месяца еще не принято, принять его в этом году уже нельзя.

5. Расходование шкалим

Все общественные жертвоприношения, совершаемые в Храме после первого Нисана, должны финансироваться из денег, собранных специально для этого, начиная с этого дня — но ни в коем случае не из остатков денег, собранных в прошлом «финансовом» году.

«Пост праведников»

Первое Нисана, «день, украшенный множеством корон», о которых мы говорили — прежде всего, Рош Ходеш. Как известно, в Рош Ходеш запрещено поститься — особенно в Рош Ходеш Нисана — ведь запрещено поститься в течение всего этого месяца. Тем не менее, именно этот день был выбран для «поста праведников» — поста, установленного для того, чтобы должным образом отметить смерть праведников. Ведь смерть праведников справедливо сравнивается с разрушением Храма Всевышнего.

В тот самый день, когда был воздвигнут Мишкан и Шхина поселилась среди Израиля, любовь еврейского народа к Всевышнему достигла высшего предела. Писание сравнивает ее с любовью идеальных возлюбленных. И на Небесах, и на земле это был радостный день — и люди, и ангелы чувствовали себя как гости на свадьбе, соединяющей возлюбленных. Но в этот день произошло событие, умерившее общую радость: «И взяли сыновья Аарона Надав и Авиу каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на них курения, и принесли перед Г-сподом чуждый огонь, какого Он не велел. И вышел огонь от Г-спода и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом» (Ваикра, 10,1).

Несмотря на это трагическое событие, день остался радостным, и служба в Храме продолжалась в установленном порядке.

Первосвященник Аарон увидел своих сыновей мертвыми и преодолел свою скорбь ради служения и почитания Всевышнего. Поэтому служба продолжалась: приносились жертвоприношения, ко гены выполняли свою работу, левиты пели на своих возвышениях, глава колена Йеуды Нахшон бен Аминадав приносил свою жертву, весь еврейский народ находился на установленных местах, и Слава Всевышнего реяла над ним и была открыта каждому еврею. Именно об этом говорят слова «Песни песней»: «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста, набрал я мирры с бальзамом моим, отведал я соты мои с медом, пил я молоко с вином — ешьте, друзья, пейте и опьяняетесь, возлюбленные» (Шир а-ширим, 5,1).

Однако в этот самый радостный день и час, как мы знаем, умерли двое праведников. Что же, их смерть осталась незамеченной и была забыта? Разумеется, нет. И все те, кто был непосредственным свидетелем их смерти, и мы, их потомки, смешиваем в этот день радость с печалью, как сказано в Торе: «А ваши братья, весь дом Израиля, пусть оплакивают сожженных, которых сжег Г-сподь» (Ваикра 10:6).

Весь еврейский народ во все времена, переживает первое Нисана с двойственным чувством. С одной стороны, это радостный день, день, когда был заключен нерасторжимый сердечный союз между еврейским народом и его Небесным Отцом. С другой — этот день напоминает нам о совершившейся трагедии, о смерти двух праведников, которые должны были стать свидетелями этого союза — и не удостоились этого. Они умерли в одно из самых возвышенных и прекрасных мгновений со дня Сотворения мира, завещав все его радости другим. Они не были оплаканы в день смерти — иначе радость всего Израиля была бы омрачена. Более того — у Надава и Авиу не было детей, которые могли бы скорбеть о них.

Однако печаль, которая в свое время не нашла выхода, сильнее той, которая нашла его. Поэтому печаль по Надаву и Авиу, не омрачившая в тот памятный день радости Израиля, никогда не изгладится и всегда будет уделом еврейского народа. В память о них в радостный день первого Нисана, невзирая на то, что это Рош Ходеш, объявляется «пост праведников». Ведь в Торе сказано: «А ваши братья, весь дом Израиля во все времена], пусть оплакивают сожженных, которых сжег Г-сподь» (Ваикра 10:6).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Календарь » Нисан (другие статьи):