15-го Швата не только лесопосадка — это время дерева

10.02.2020 191 (0)
Зеэв Гехтман
15-го Швата не только лесопосадка — это время дерева
15-го Швата не только лесопосадка — это время дерева

Есть известное хасидское высказывания о том, что начиная с новомесячья Швата и до праздника Песах — каждые две недели у еврейского народа есть какой-нибудь праздник или торжественная дата!

И действительно, если мы посмотрим на календарь, то увидим удивительную вещь: новомесячье Швата — это уже своего рода праздничный день.

Через две недели после этого — пятнадцатое Швата, новый год деревьев. Еще через две недели — снова новомесячье, на этот раз месяца Адар. Еще через две недели — Пурим. Еще через две недели — новомесячье Нисана. Еще две недели — Песах.

И тоже самое в високосный год, когда есть два месяца Адар, через две недели после новомесячья первого Адара — малый Пурим. А еще через две недели — новомесячья второго Адара.

Таким образом, как в обычном году, так и в високосном — каждые две недели в этот период есть торжественные и праздничные дни!

И одна из важных и особых дат в этом списке — пятнадцатое Швата, новый год деревьев.

Законодательная сторона этого дня хорошо известна: в этот день начинается отсчет нового года в отношении таких вещей, как законы «трумот» и «маасрот», «бикурим», «шмиты» и т.д. Однако существует ещё и внутренняя, духовная его сторона, о чем мы попытаемся рассказать в дальнейшем.

По поводу этого праздника есть два мнения в Мишне, в трактате «Рош а-Шана». По мнению школы Гилеля новый год деревьев приходится на пятнадцатое Швата, а по мнению школы Шамая — на первое Швата, т.е. на новомесячье. И хотя закон, разумеется, идет по мнению школы Гилеля — однако всем нам хорошо знакомо выражение «И то и другое — слова Б-га». Смысл его в том, что всегда когда мы находим разные мнения у наших мудрецов — то это ни в коем случае не значит, что одно из этих мнений правильно, а другое нет. На самом деле все мнения наших мудрецов правильны, и отличаются друг от друга лишь теми духовными аспектами, о которых они говорят.

Соответственно, хотя главная сущность нового года деревьев раскрывается пятнадцатого Швата — но есть у этого праздника и такой духовный аспект, который имеет место именно первого Швата, в новомесячье. И это, разумеется, придает еще больше значимости новомесячью этого месяца.

Когда мы говорим об этом празднике, то, пожалуй, его самый яркий внешний признак, его самая «узнаваемая» вещь — это обычай всего еврейского народа есть фрукты в этот день!

В большинстве общин это делается в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое Швата, но есть и такие, которые делают это и днем. И многие стараются сделать так, чтобы именно в этот день впервые попробовать фрукты нового урожая, чтобы иметь возможность сказать на них благословение «Шеехеяну».

Однако вот что удивительно: впервые про этот обычай написано в известной книге мудрецов Мишны, которая называется «Завещание рабби Элиэзера». Из этой книги следует, что этот обычай существовал еще во времена р. Элиэзера бен Гуркануса, учителя р. Акивы, хотя у нас есть очень немного обычаев с того времени — ведь известно, что мудрецы Мишны не раскрыли нам почти никаких обычаев. Их задачей были не обычаи, а законы — и поэтому большинство обычаев, которые есть у нас сегодня, были раскрыты нам в гораздо более поздние времена.

И хотя многие из них настолько древние, что берут свое начало чуть ли не с Дарования Торы, а то и раньше — но тем не менее долгие века они передавались лишь среди мудрецов поколений, и не были написаны.

Соответственно то, что раскрыли нам мудрецы Мишны, как и в последствии мудрецы Гемары — это в большинстве своем законы, а не обычаи; раскрытие обычаев происходило в гораздо более поздние времена. Однако же, несмотря на все это — именно этот обычай, благословлять на плоды пятнадцатого Швата, мудрецы Мишны нам раскрыли! И сам этот факт, несомненно — уже подчеркивает его особую важность...

Но не только во времена Мишны, а и во все последующие времена, этот обычай и другие праздничные традиции продолжали повсеместно соблюдаться. Подтверждение этому мы находим во многих книгах; но особенно, пожалуй, это подчеркивается у ашкеназских первых авторитетов. Как, например, написано в известной книге «Обычаи МААРИЛЯа», являющейся своего рода основой и источником ашкеназских обычаев. Там написано, что есть древняя традиция молиться в этот день за урожай, и в частности о том, чтобы удостоиться кошерного и красивого этрога на праздник Суккот.

В более поздние времена, у мудрецов Цфата после АРИЗАЛа в этот день началось некое подобие «пасхального седера», который состоял из благословений на плоды и произнесения слов Торы. И более того — среди этих мудрецов были и такие, которые имели обычай выпивать во время этого седера четыре бокала вина, буквально как в пасхальную ночь!

И хотя большинство из них были учениками АРИЗАЛа, а в имеющихся у нас записях АРИЗАЛа празднование 15 Швата не упоминается, однако существует известная книга каббалы «При Эц адар», в которой подробно говорится про этот порядок. И в начале этой книги сказано, что несмотря на то, что АРИЗАЛ не пишет о необходимости как-то отмечать этот праздник, но тем не менее делать это очень важно как согласно открытой Торе, так и согласно каббале!

Также нельзя не отметить и еще одну удивительную вещь, которая написана в упомянутой книге «При Эц адар». Там сказано, что если есть такая возможность, нужно принести на праздничный стол тридцать плодов! Первые десять из них символизируют десять сфирот мира Брия, другие десять сфирот мира Йецира, остальные десять — сфирот мира Асия.

Таков удивительный обычай, который написан в этой книге. И хотя ни в ХАБАДе, ни в большинстве других мест так не делают, но само знание подобных вещей дает нам еще большее понимание того, насколько же не простыми являются наши «простые» обычаи...

Как уже говорилось — все то, что мы делаем 15 Швата, берет свое начало из глубочайшей древности, и до сего дня соблюдается скрупулезно и с любовью. Однако здесь важно обратить внимание не только на обычаи, но и на законы, с которыми мы сталкиваемся в этот день! И хотя на первый взгляд можно подумать: какие уж такие законы могут быть там, где надо просто кушать фрукты?! Однако же на поверку это вовсе не так...

Известный пример — законы, касающиеся порядка благословений на разные виды фруктов. Этот порядок не только регулируется еврейским законом и занимает немало места в «Шулхан Арухе» и его комментариях, но и более того — является примером одних из самых сложных законов! Вплоть до того, что в недавнем прошлом, для того чтобы узнать, является ли человек настоящим знатоком закона — ему устраивали своеобразный «экзамен»: приносили красивое блюдо с разнообразными видами фруктов...

Задачей испытуемого было произнести все благословения в нужном порядке, и не ошибиться ни в чем. Но так как в этих законах есть разные мнения, то никак невозможно сделать по одному мнению, не нарушив при этом другое! И после того, как человек произносил благословения в той или иной последовательности, его просили объяснить, почему он сделал именно так. И тут-то начинали летать в воздухе РАМБАМ, «Тур», «Шулхан Арух», слова первых и последних законоучителей...

Так что законы о порядке произнесения благословений — это важные и непростые законы, с которыми мы сталкиваемся непосредственно в этот праздник. И это только один пример, а на самом деле есть здесь и еще различные моменты, о которых также не следовало бы забывать...

Однако знание и исполнение законов и обычаев — это только внешняя часть, «тело» этого праздника. Но есть у него, разумеется, и внутренняя часть — его «душа». И также как и внешняя часть она состоит из многих и важных аспектов. Некоторые из них мы уже затрагивали выше, но хотелось бы добавить еще кое-что.

Пожалуй, один из таких аспектов, о которых стоило бы поразмышлять в этот день — это то, что нам и без того хорошо известно, но нуждается в частом повторении: любая материальная вещь, которую мы видим в нашем физическом мире, имеет свой корень в духовных мирах!

Так это в отношении любой вещи, и так это в отношении тех прекрасных плодов, которые лежат перед нами на тарелке: у всех у них есть свои духовные корни. Подобно тому что мы говорили выше, что у каббалистов Цфата был обычай брать тридцать плодов, соответственно десяти сфирот каждого из трех миров. И подобно тому, что говорится об этом в хасидизме — и зачастую еще более подробно и глубоко, чем в кабале. Как например в книге «Тания», где написано, что корень всех плодов — в мире Ацилут. Или в трактате Алтер Ребе, где написано, что в высших мирах есть духовные поля и сады, где произростают плоды — еврейские души...

И именно обо всем этом можно вспомнить и поразмышлять в этот день: о том, что все материальное теснейшим образом связано с духовным, и о том, что нашими даже очень маленькими и скромными действиями — мы воздействуем и на наш мир, и на высшие миры!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Календарь » Шват (другие статьи):