СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 08:32

А что такого особенного произошло в Пурим?

В отличие от Пурима, все остальные еврейские праздники названы на святом языке и несут в себе смысл освобождения, которое произошло в те дни.

16.02.2013 6361 мин.

1) Известно, что название праздника Пурим происходит из персидского языка. Слово «пур» переводится как «жребий». Немного странным становится то, что праздник назван на иностранном языке и это название связано с жребием, который использовал злодей Аман для выбора даты уничтожения евреев!?

В отличие от Пурима, все остальные еврейские праздники названы на святом языке и несут в себе смысл освобождения, которое произошло в те дни. К примеру, праздник Песах значит, что Б-г «перепрыгивал» дома евреев (спасая их этим), наказывая египтян. Название праздника Ханука состоит из двух слов: «хану» (остановились») и «ка» (гематрия — 25). То есть, 25-го числа евреи остановились и прекратили воевать. Но только лишь праздник Пурим назван на персидском языке и несет в себе вроде бы противоположный смысл от освобождения.

2) Также неясно, в чем заключается «чудо» Пурима? Ведь не произошло, например, расступления моря и не было облаков, которые окружали евреев во время их выхода из Египта. Не было грома и молний, как это было при дарования Торы на горе Синай. В Пурим все происходит очень «естественно», как будто так все и должно было быть. Это больше похоже на цикл естественных явлений, происходящих один за другим. Например, в один прекрасный день, Бигтан и Тэреш решают убить короля Ахашвероша, и именно в это время услышал это Мордехай. В то же время, королева Вашти восстает против Ахашвероша и король решает ее убить. И в конце концов посредством всех этих случаев евреи освобождаются от своих противников, и никакого чуда воочию тут не видно.

3) Именно о свитке Эстер, в котором все происходит так «естественно» и как будто без чудес, о нем сказано1, что в будущем времени, когда придет Мошиах, все книги пророков будут «отменены», кроме свитка Эстер. Так же сказано2, что, когда придет Мошиах праздник Пурим не будет отменен и его будут отмечать во веки веков. И как это не странно, именно этот самый «натуральный» праздник будет существовать навеки!

4) Таким же образом становится непонятно следующее: если все так происходит «естественно», то почему же тогда нам говорят мудрецы, что это такой веселый праздник? Вплоть до того, что только лишь в Пурим и ни в какой другой праздник, есть указание: «Обязан человек напиться в Пурим до такой степени, чтобы не различать между „Проклят Аман“ и „Благословен Мордехай“»3, в то время, когда все происходит в рамках природы, и ничего выходящего за рамки «естественного»?!

5) Чтобы понять ответ на поднятые вопросы, надо понять самый основной вопрос праздника Пурим: за что евреи должны были быть так жестоко наказаны Б-гом, вплоть до истребления с лица земли всего еврейского народа?

Как известно, в Талмуде4 уже есть ответ на это вопрос. Там объясняется, что евреи были наказаны за то, что они наслаждались участием на пире Ахашверош. И тут же возникает новый вопрос: «Давайте скажем, что на том пире „теоретически“ евреем подали некошерную пищу. Разве за это они заслуживают такое жестокое наказание — уничтожение всех евреев от старого до младенца в один день? В особенности, комментарии на свиток Эстер5 рассказывают нам, что на этом пире подавали евреем кошерною пищу! Так за что же такое наказание, если еда была кошерной?»

Что самое непонятное, в Талмуде написано: они наказаны были из-за того, что «насладились» от его пищи. Весь их грех заключался в одном: они насладились от пира того грешника.

(Существует еще одна версия, которая объясняет почему евреи были наказаны: Ахашверош знал, что по словам еврейских пророков6 евреи должны были быть наказаны изгнанием и пребывать в Вавилоне 70 лет. По его подсчетам уже исполнилось 70 лет пребывания евреев в изгнании, и они до сих пор не освободились. Тогда он сказал: «Теперь они уже не освободятся!» Он вынул всю святую посуду, похищенную из Храма, и решил использовать ее на этом пире»7. Так как этот пир был также весельем о разрушении Храма, то само собой разумеется, что наслаждения евреев на этом пире показало их наслаждение разрушением Храма8. Но Ребе этот ответ не удовлетворяет, поскольку, если бы они поклонились идолам, то тогда можно было бы понять и наказание младенцев9. Но если они только лишь показали, что они наслаждаются разрушением Храма, это не может быть причиной такого жестокого наказания!)

Другими словами, ответ Талмуда неясен.

Ребе говорит, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо сделать маленькое вступление. Известно, что еврейский народ приравнивается нашими мудрецами10 к овечке, которая находится между 70 волков. То есть, где бы они не находились, в каждом моменте находятся они в ситуации истребления. Как это сказано в Пасхальной Агаде: «В каждом поколении враги пытаются уничтожить нас, но Пресвятой неизменно спасает нас из их рук». То есть овечка выживает только лишь за то, что «Велик пастух (Всевышний), который спасает и охраняет ее»12. A спасает он ее от этих волков чудесным образом.

Но какое же условие поставил пастух (Всевышний), за какую заслугу удостаивается еврейский народ этим чудесным и не обычным надсмотром? Условие, оно же следующее: Иметь самую простую и крепкую веру в то, что в каждый момент нашей жизни и нашего выживания (несмотря на то, что окружены) 70 волками — это одна причина, что Всевышний сам охраняет нас каждый момент, самым чудесным образом.

Вера и чувство, что единственная заслуга нашего существования — это лишь только чудо. Нет никакой природной причины почему это так. Другими словами, нет у природы объяснения, почему еврей успел в этом или в ином, это не его талант и способности!

Но в тот момент, когда еврей начинает думать и полагаться на то, что он как будто преуспевает и может существовать сам по себе, либо это потому, что он такой умный и одаренный, или он талантливый и образованный человек. Именно в тот момент, когда еврей начинает давать природные или логические доводы, почему он может выжить между народов мира, в тот же момент, еврей как будто становится «против» этой чудесной охраны Б-га. (Как будто говорит ему Всевышний: «Ты веришь в природу?! Ты действительно полагаешься на свои способности или силы?») То в этот момент Всевышний снимает с еврея этот надсмотр и передает его под «руководство» природы. (В такой ситуации человек не в состоянии выжить между 70 волков. Что происходит с овечкой? В течении 2000-летнего пребывания в изгнании, у овечки образовалось иллюзия, со временем ей «кажется», что у нее вдруг стали крепкие мускулы, что она теперь стала многознающей, и имеет выдающийся талант, который ей наверняка поможет выжить между 70 волков). И тогда, в этот момент, когда она начинает верить в природу, то тогда ей приходится справляться с природой самой. Очень важно заметить, что это не наказание. Б-г не наказывает еврея, который верит в природу. Это результат его поведения: Когда еврей верит в чудесное и Божественное руководство миром, то в таком случае само же чудо охраняет и возвышает еврея над природой. Но если же человек не обращает внимания на само чудо, а считает, что так и должно быть по путям природы, то тогда эти мысли и соответственное поведение опускает его на уровень и под власть природы.

(Чтобы было более наглядно: От человека требуется, чтобы он делал все путями природы, а не полагался на чудеса. Более того, Ребе приводит изречение мудрецов11, которое гласит, что «Нельзя полагаться на чудо!». И Тора так же указывает: «И благословит тебя Всевышний во всем, что ты будешь делать»12. Хоть и несмотря на то, что Всевышний тебя благословит, есть условия во всем, что ты будешь делать. Но тут заложено большое — Но! В тоже самое время, когда ты занимаешься природой, от еврея требуется каждую минуту чувствовать и быть полностью проникнутым следующим:

1) Знать и верить, что его шаги руководятся самим Б-гом, и самым чудесным образом.

2) Знать и верить, что Всевышний охраняет тебя выше природы.

3) Чтобы получить Его благословения, Б-г хочет, чтобы еврей сделал Ему сосуд (где и будет находиться благословение Б-га), именно путями природы. Но даже когда еврей делает этот сосуд, нельзя верить в этот сосуд! Делай этот сосуд только лишь потому, что сам Всевышний захотел, чтобы ты сделал его — для пребывания Его благословения в нем. И это благословение — чудо — должно быть одето в саму природу (»…во всем, что ты будешь делать»).

4) Более того, чем больше ты подчеркиваешь чудесность и руководство Б-га в твоих путях, тем больше ты и все твое существование в этом мире проникнуты этой идей. И тогда от еврея требуется приложить значительно малое усилие с этим миром для приготовления сосуда. По словам ребе, в таком случае, даже маленький сосуд будет достаточен, чтобы справиться с природой. Но чем меньше и слабее вера еврея в Б-га и в его чудесное руководство, то тогда требуется от человека намного больше сосуд и больше затрат сил, чтобы преуспеть в этом мире).

По этому принципу шаг за шагом объясняет Ребе, что и произошло в праздник Пурим. В тот период, когда жили евреи в Персии, намного раньше до того, как началась вся эта история с Аманом, материальная ситуация у евреев была на высочайшем уровне. Евреи имели равные права как и все окружающие их народы. Более того, король уважал евреев и относился к ним с особым вниманием.

И постепенно евреи начали считать, что им как будто не нужна больше никакая охрана и чудесный надсмотр Б-га для существования, поскольку все ладится само собой. Здесь, в Вавилоне, можно спокойно выжить и природным образом. Слава Б-гу, тут нет антисемитизма, нет никого, кто хочет нам навредить. Король — президент всех держав — любит нас! Он приглашает нас на пир, и дает нам кошерную пищу. Как это все прекрасно!

Эти чувства евреев еще более усилились с того момента, когда королевой стала Эстер — религиозная, ортодоксальная еврейка и племянница главного раввина в еврейском Санедрине. Добавьте к этому тот факт, что еврейское «лобби» у самого Ахашвероша было очень сильно. При такой ситуации не может существовать антисемитизм. Любая попытка на антисеметизм просто будет уничтожена.

Но именно в это момент появился Аман. И Всевышний как будто обращается к евреям и говорит: «Вы верите в природу, вы хотите полагаться на свои силы? Пожалуйста!» И немедленно разгорается антисемитизм и выдается приказ на уничтожение евреев. Вплоть до того, что евреи вдруг стали чувствовать, что они всего лишь навсего «овечка», которая не в состоянии выжить между 70 волков. И тогда, вся картина переворачивается наоборот.

Но в свитке Эстер написано13, что Мордехай, глава поколения, знал причину, почему все это произошло. Он знал не только, что происходило в этом материальном мире, а здесь имеется в виду, что Мордехай «знал» корень проблемы. Он и Эстер решают воспитать всех евреев, чтобы они вспомнили и прочувствовали, что их существование выше природы. Чтобы евреи начали чувствовать, каждый момент, что нет никакой логики, почему существует еврейский народ на белом свете, чтобы вспомнили они, что все это только лишь одно чудо.

Поэтому, первое действие, которое совершил Мордехай для спасения еврейского народа, было не обращение к еврейскому руководству в правительстве Ахашвероша (или просьба к Эстер, чтобы она пошла к королю и попыталась наладить все). Нет! Наоборот, в самую первую очередь, Мордехай обращается к еврейскому народу и говорит им: «Вернитесь к Всевышнему полным сердцем». Он указывает всем евреям одеть на себя мешок и пепел, и поститься14.

Мордехай, глава поколения, хотел этим подчеркнуть, что существование и руководство их жизни происходит чудесным образом. Именно по этой причине он не делает первый свой шаг (в попытке спасения евреев) материальным образом, а начинает свои действия духовным путем. Эстер, в свою очередь, заявляет, что она со своей стороны будет поститься три дня и три ночи13, и только лишь после трех дней поста, она зайдет к Ахашверошу с просьбой о спасении еврейского народа.

Но тогда возникает вопрос: «Что здесь вообще происходит с Эстер?! Если она верит, что все в этом мире происходит путем природы — так как она решает пойти к королю и попросить, чтобы он отменил свой приказ. То тогда зачем же нужно ей поститься? А если ты постишься, и веришь, что Всевышний тебе поможет, зачем же тебе идти к нему?» Кстати подруги Эстер ее озадачивают вопросом: «Ведь вся причина, почему Ахашверош тебя любит это только то, что ты самая красивая в его глазах16 (Он же тебя избрал из всех не потому, что ты умная или способная). И ты Эстер, сейчас хочешь зайти к королю без разрешения (так как король ее не вызывал уже 30 дней), а тот, кто заходит к королю без разрешения, написано в свитке Эстер15, что он будет убит! Так как ты решила зайти к нему без разрешения? И если уже ты решила зайти к нему в такое (необычное) время, то лучше было бы, чтобы ты кушала хорошо, украсилась и приготовила себя зайти к нему (представьте себе только лишь на одну минуту, как выглядит женщина на третий день после поста!). Но если ты думаешь, что все так и так зависит от чуда и от Б-га, то сиди, постись, молись, и Б-г уже сам отменит приказ, даже без того, чтобы ты должна была бы заходить к Ахашверошу».

Нет! Королева Эстер хочет воспитать евреев! Она хочет их научить двум вещам в одно и тоже время. С одной стороны — знайте, что Всевышний охраняет нас чудесным образом и нет никакой «натуральной» причины нашего существования. И поэтому, если наше существование зависит только лишь от Б-га, то надо поститься, молиться и вернуться к Всевышнему искренним сердцем. А с другой стороны, так как Б-г хочет, чтобы мы делали все путями природы, то я иду к Ахашверошу, чтобы сделать сосуд, (в котором будет находиться благословения Б-га)15.

Эстер хотела показать всем, что когда еврей укрепляет свою связь с Б-гом и делает все, что от него требуется в духовном плане (раскаяние и полная вера в чудесное руководство Б-га), то тогда еврей (вновь) укрепляет свою связь со Всевышним. И тогда даже самое маленькое действие в этом мире будет достаточно, чтобы решить всю проблему. И тогда, даже если Эстер некрасивая и незваная, то это тоже будет достаточно.

Другими словами, Эстер с Мордехаем вместе передали евреям вечное указание, в каждом поколении: чем крепче и выше вера в Б-га и в его чудесное руководство, тем менее требуется от еврея затрата усилий в материальном мире (даже маленький сосуд будет достаточен). И это при том условии, что во время подготовки сосуда, еврей будет чувствовать, что даже подготовка сосуда — это тоже по воле Всевышнего, а не по нашему желанию.

(Для более наглядного понимания, Ребе приводит пример с человеком, который идет в банк вложить чек (в данном примере чек — это «сосуд», с помощью которого человек может получить деньги). Все то время, что на счету у того, кто выписал чек есть деньги, не играет роль, если чек некрасивый или помятый. Но в случае, если на счету у хозяина чека нет денег, то тогда это может быть большой, и красивый чек, но он ничего не стоит).

Таким образом станет теперь ясным ответы на заданные вопросы в самом начале:

1) В названии праздника Пурим существуют две вещи: иностранный язык (не на Святом языке) и смысл.

Праздник Пурим был назван не на Святом языке, чтобы изъять неправильное понимание поучительного смысла, заложенного в свитке Эстер. Другими словами, если бы праздник был назван на Святом языке, то тогда еврей (читающий вечный смысл свитка Эстер) в силу разных причин, мог бы подумать, что сказанное в свитке, относится только лишь к избранной категории евреев, например, живущих на Святой Земле или говорящих на Святом языке. Но заграницей или у нерелигиозного человека, который не знает иврит, не может быть такой связи с Б-гом, и он, конечно же, и подвергается руководством природы?! Обращается к этому еврею праздник Пурим и свиток Эстер, что название не на святом языке, чтобы ты знал, что такую веру в Б-га можно иметь даже за границей, даже, когда ты говоришь на иностранном языке и находясь в изгнании.

Смысл праздника несет в себе спасение всем евреям. Даже когда еврей находится в неприятной ситуации или в такое время (как, например, евреи были в Шушане, Персия), не во время их полного освобождения, несмотря на все это знай, что еврей выше природы, и спасение зависит только от Б-га.

2) Чудо Пурима произошло не очевидным образом. В отличие от Пурима, в праздник Песах и Ханука чудеса происходили самым чудесным образом. Но в Пурим все произошло в рамках природы. Особенность чуда Пурима заключается в том, что спасение евреев пришло от Всевышнего через саму природу. Эта категория чуда называется Торой чудом «одетым» в природу. Эта степень чуда намного выше очевидного чуда, которое ломает рамки и закономерности природы этого мира. Поскольку «одетое» в природу чудо показывает, что Б-г не ограничен «только» в совершении чудес выше рамок этого мира. Б-г может вершить чудеса и в рамках закономерности природы. А причина, почему именно в Пурим чудо было «одето» в природу, потому, что сами же евреи своим поведением опустили себя на уровень природы и находились полностью под ее руководством. Но показал им Всевышний (после того, что они исправились), что даже все, что евреи называют «природой», по-настоящему — это тоже чудо. Нужно так же добавить, что до начала чтения свитка Эстер мы произносим благословения на чудеса, который Всевышний сделал с нами в те времена и в это время, соглашаясь с тем, что с нами происходят чудеса повседневно, как воочию, так и в скрытой форме.

3) Причина тому, что Пурим будет существовать во веки и не будет «отменен», заключается в том, что несмотря на то, что евреи были под властью Ахашвероша, и такой низости материального и духовного уровней, у евреев никогда не было с момента Дарования Торы на горе Синай!17 Но именно в это же время у всех них проявился самый высший уровень связи с Б-гом (раскрытие самого высокого уровня души — «йехида»), который выражался в «месирут нефеш» (полной самоотдаче), в изучении Торы и исполнении всех ее законов. Таким образом, они смогли достигнуть самые высокие степени постижения Творца, вплоть до постижения его сущности, выше его имени18. Эта степень связи с Б-гом привела к тому, что в Пурим евреи полноценно получили Тору посредством исполнения того, чего они когда-то пообещали Всевышнему при даровании Торы. Б-г дал Тору евреям за то, что все они обещали Ему, что будут готовы отдать свою жизнь за Тору и ее законы, но в реальности до Пурима это никогда не произошло у всего народа.

Поэтому написано в свитке Эстер19: «Исполнили и получили» т. е. евреи по своей воле, когда никто их не заставлял, были готовы отдать свою жизнь за каждый закон Б-га! Это привело к тому, что было завершено дарование Торы! Раскрытие такой связи с Б-гом у всех евреев, привело к тому, что сам Всевышний раскрылся всем евреям в самой высокой степени, при которой тьма полностью «очистилась». Поэтому, когда придет Мошиах, и будет светить самый высокий свет Творца, несмотря на это, свет праздника Пурима не будет отменен.

4) Поэтому принципу будет ясно, почему в праздник Пурим нужно так сильно веселиться. Поскольку в Пурим раскрылась самая высокая степень Б-га, сама его сущность, то при такой степени раскрытия Б-га не могут существовать никакие границы. В зависимости от этого требуется от еврея веселиться таким же образом.

5) Евреи были так жестоко наказаны, потому что они насладились присутствовать на этом пире. Другими словами, они пришли на это мероприятие не из уважение к правительству, а именно потому что, считали что они существуют только лишь благодаря милости грешного Ахашвероша. Евреи не могли отказаться от участие в этом пире. От евреев всего лишь на всего требовалась, знать и чествовать, что еврейский народ не зависят от Ахашвероша не дай Б-г, а только лишь от самого Всевышнего.

Основано на беседах Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, сказанных к празднику Пурим: «Ликутей Сихот» том 1 стр. 213-217, том 6, стр. 189-195 и том 31, стр. 170-176. «Сефер а-Сихот» 1990 г., том 1, стр. 334-339 и 340-352.

Примечания:
1 Иерусалимский Талмуд, трактат «Мегила» глава 5, закон 5.
2 Мидраш на книгу «Мишлей», начало главы 9.
3 Трактат «Мегила» 7:2.
4 Трактат Мегила 12:1.
5 «Mидраш Эстер Раба» 2:13, Свиток Эстер 1:8.
6 Ирмияу 25.
7 Трактат «Мегила» 11б.
8 Комментарии РИФа на мидраш Эстер Раба стр. 10.
9 Книга «Гаон Яаков», комментарии на стр. 10.
10 Мидраш «Танхума», глава «Толдот» 5.
11 Трактат «Шабат» 32а.
12 Глава «Реэ» 15:18.
13 Свиток Эстер 4:11.
14 Свиток Эстер 4:4.
15 Свиток Эстер 4:8.
16 Свиток Эстер 2:17.
17 Маамар «Ве Ата Тэцаве», книга «Маамарим мелукатим» том 6, ст. 131.
18 Книга «Тора Ор» объяснения на свиток Эстер, стр. 100.
19 Свиток Эстер 9:27.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter