СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 16:31

Козырьки — кругом!..

Веселого мало. И все же, будучи евреями, хасидами Ребе, мы должны, как в той истории о «шапочном указе» царя Николая задуматься — а почему непременно «с козырьком»? Зачем столько ограничений?

7232 (3) мин.

Царь Николай Первый любовью к евреям, как известно, не страдал. Помимо знаменитого рекрутского указа и закона о черте оседлости издал он — ни много, ни мало — около шестисот правительственных указов о евреях. Сердцу его было неспокойно даже от внешнего вида еврейских подданных. Традиционная одежда, по мнению его величества, выглядела отталкивающе, и эту самую традиционную одежду решили искоренить. Полностью — от шапки до шнурков на ботинках.

Очередной указ не заставил себя долго ждать: категорически запрещалось ношение штраймлов (черная бархатная ермолка, отороченная лисьим или соболиным мехом). Но раз уж традиция велит ходить с покрытой головой (против этого государь как раз не возражал), каждому взрослому еврею вменялось в обязанность покрывать голову картузом — и непременно с большим козырьком.

Хасиды Третьего Любавичского Ребе узнав об указе крепко призадумались. Можно было, конечно, просто взбунтоваться и продолжать ношение недозволенных штраймлов. Но приученные везде и во всем видеть Божественную десницу, хасиды знали, что ни один указ на земле не подписывается, не будучи утвержденным Свыше. Что же означало это странное постановление на духовном уровне — и почему непременно «с козырьком»? Поразмыслив, хасиды пришли к выводу, что хотя ношение головного убора остается в силе, даже в исполнении этой заповеди евреев хотят ограничить! Отсюда — козырек, который мешает видеть небо и не позволяет следовать словам Торы: «Подними глаза свои ввысь и посмотри, Кто сотворил все это». Указ исходил от земного царя, а это означало, что инициировал его Высший Владыка — с целью испытания. «Раз так, — подумали хасиды, — то тогда и горевать не о чем! От Всевышнего зла быть не может. Наверняка найдется какой-то выход из положения».

И выход нашелся. Надев угодные царю картузы, хасиды… дружно развернули их на 180 градусов — кто по часовой стрелке, кто — против. Ненавистный козырек красовался теперь над затылком и абсолютно не мешал обозревать окрестности. Волки оказались сыты, а овцы — целы. И главное — не был нарушен правительственный указ.

Вот такая история. Спрашивается, к чему она здесь? Для чего рассказана? Давайте прежде взглянем на календарь.

Завершается месяц Тамуз, на подходе — Менахем-Ав. Дни стоят жаркие — и в прямом смысле, и в переносном.

Трехнедельный период — от 17 Тамуза до 9 Ава — не самый радужный в еврейской летописи. В эти дни, в 422 году до н.э. был разрушен Первый Иерусалимский Храм, а в 68 году н.э. — Второй. Оба Храма простояли почти одинаковое число лет (410 и 420 соответственно) и были уничтожены в один и тот же день — 9 Ава. Первый — вавилонским монархом Невухаднецером, Второй — римлянами. С тех пор три недели между 17 Тамуза и 9 Ава — период наиболее жестокого бесчинства врагов — известны в еврейском календаре как «Три Недели Скорби».

Казалось бы, случилось это давно — погоревали и достаточно! Но Храма нет, еврейский народ в изгнании, и значит — не утихают боль и горечь. Отсюда — ряд ограничений, которые установили наши мудрецы и которых мы придерживаемся в эти дни: не устраиваем свадеб, не слушаем музыку, первые девять дней месяца Менахем-Ав исключаем из своего обеденного меню вина и мясные блюда. Кульминация трехнедельного периода — тяжелый, изнурительный пост Девятого Ава.

Веселого мало. И все же, будучи евреями, хасидами Ребе, мы должны, как в той истории о «шапочном указе» царя Николая задуматься — а почему непременно «с козырьком»? Зачем столько ограничений? Ведь настрадались достаточно и без этого! Не сорвать ли просто-напросто ненавистную шапку, бросить ее на землю, потоптаться по ней ногами? Но рука замирает на полпути — все же постановление Свыше. Взбунтоваться — легче всего. Да и поможет ли? А выход из создавшегося положения гениален и прост — нужно лишь повернуть козырек вокруг своей оси!..

В 5736 (1976) г. Ребе решил внести в трехнедельный период скорби немного мажора. «В период Трех Недель, — cказал он в одной из бесед, — следует увеличить пожертвования и особое внимание уделить изучению тех разделов Торы, которые говорят о грядущем Освобождении и о Храме. В силу этого исполнится обещание Всевышнего: «Я зачту это, как если бы вы в самом деле занимались строительством Храма. Тогда мы обязательно удостоимся увидеть Храм, отстроенный Мошиахом, и наступит настоящее и полное Освобождение!»

Ребе не ограничился лишь общим призывом к действию, но перечислил по пунктам, на какие именно разделы Торы следует обратить внимание: главы 40-43 из книги пророка Йехезкеля, описывающие Третий Храм, трактаты Мишны «Мидот» и «Тамид», а также «Законы о Храме» из труда Рамбама «Мишнэ Тора».

Указанию Ребе последовали сотни евреев по всему миру, а затем — с течением времени — присоединились и продолжают присоединяться еще сотни. И хотя трехнедельные ограничения пока еще в силе, и не можем мы в полной мере веселиться в эти дни, мы все же можем с полной отдачей и усердием изучать законы Храма, беседы Ребе, посвященные эпохе Освобождения и Мошиаха, жить этой эпохой. И самое главное — не жалея сил искоренять и выкорчевывать из своих сердец остатки взаимной злобы, ненависти и вражды. Известно ведь, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной вражды между евреями, а Третий будет отстроен благодаря беспричинной, ничем не обусловленной любви по отношению друг к другу.

Итак, дружно беремся за козырьки!..

Опубликовано: 14.07.2007 Комментарии: 3 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter