СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-23 22:22

15 Менахем-Ава — великий праздник

В Мишне сказано: «Никогда не было у Израиля более великих праздников, чем 15 Ава и Йом Кипур». В Талмуде приводится несколько объяснений, почему 15 Ава — праздник, по значению превосходящий все остальные. Эти причины воплощают одну и ту же идею...

02.08.2004 14376 мин.

В Мишне сказано: «Никогда не было у Израиля более великих праздников, чем 15 Ава и Йом-Кипур». В Талмуде приводится несколько объяснений, почему 15 Ава — праздник, по значению превосходящий все остальные.

6 причин

1. «В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой». Ранее, в силу закона о наследовании, женщине, получившей по наследству имущество отца, было запрещено вступать в брак с мужчиной из другого колена. Этот запрет был отменен 15 Ава.

2. «В этот день колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу». Из-за вражды между коленом Биньямина и другими коленами эти последние поклялись, что не будут отдавать своих дочерей в жены мужчинам из колена Биньямина. Эти раздоры между коленами также прекратились 15 Ава.

3. «В этот день люди поколения Исхода перестали умирать». Поколение, вышедшее из Египта, было обречено на гибель в пустыне из-за греха разведчиков. В течение сорокалетнего скитания в пустыне, каждый раз на девятый день Ава (9 Ава), кто-то из этого поколения умирал. В сороковой же год все остались живы. Евреи решили, что ошиблись в отсчете дней, и когда 15 Ава увидели, что никто не умирает, то поняли, что сорокалетнее наказание закончилось. С того момента этот день они стали отмечать как праздник.

4. «В этот день Ошеа бен Эло снял посты, которые были установлены на дорогах Йеровамом бен Навот для того, чтобы не разрешать сынам Израилевым совершать по праздникам паломничество в Иерусалим». После смерти короля Шломо (Соломона) Йеровам бен Навот поднял восстание и, расколов страну надвое, стал править десятью коленами (Израильское Королевство), в то время как сын Шломо правил двумя другими коленами (Иудеей). По обычаю, по крайней мере три раза в год, евреи совершали паломничество в Бейт а-Микдаш (Священный Храм), который находился в Иерусалиме, в Иудее. Йеровам, опасаясь, что эти паломничества закончатся тем, что люди уйдут из его королевства и поселятся в Иудее, учредил в своем государстве языческие культы и установил посты на дорогах, ведущих в Иерусалим. Впоследствии король Израильский Ошеа бен Эло в день 15 Ава снял эти посты и отменил запрет на паломничество в Иерусалим.

5. «В этот день было разрешено похоронить павших в Бейтаре». Бейтар — один из последних городов, захваченых римлянами входе завоевания Святой Земли. Когда Бейтар в конце концов пал, римляне запретили хоронить погибших защитников города. Этон разрешение было дано 15 Ава.

6. «В этот день заканчивали заготовку дров для жертвенника», длившуюся все лето, ибо с 15 Ава летняя жара начинает спадать и дрова уже не успевают «доходить». Сырые дрова чадят и из-за этого их нельзя использовать для жертвенника. Кроме того, в них могут завестись черви, а червивые дрова не пригодны для алтаря. Поскольку заготовка дров для алтаря была священной обязанностью и важной заповедью, то в день ее завершения устраивали праздник, как устраивали праздничную трапезу после завершения изучения Торы.

Эти перечисленные в Талмуде шесть причин в сущности сводятся к пяти, так как первые две — «день, когда коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой» и «день, когда колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу» — воплощают одну и ту же идею.

15 Ава и 9 Ава

Праздник 15 Ава превосходит все другие еврейские праздники еще и потому, что в этот день наступает полнолуние.

Еврейский календарь — лунный, да и самих евреев наши мудрецы уподобляют луне. Как луна убывает, а затем возрастает, так и еврейский народ, иногда опускавшийся на низкий духовный уровень, в конце концов обязательно снова поднимался. 15 Ава, день полнолуния, символизирует возрождение еврейского народа.

Однако есть и одиннадцать других месяцев, когда луна также бывает полной. Более того, в месяцы Нисан и Тишрей полнолуние отмечает начало праздников — соответственно Песах и Суккот. Чем же, собственно, так отличается месяц Ав, что «у Израиля не было более великих праздников, чем 15 Ава»?

Ответ заключен в другом знаменательном дне — 9 Ава. В этот день, но в разные годы, были разрушены оба Бейт а-Микдаш; в этот день началось долгое и мучительное изгнание, в котором мы до сих пор пребываем. Разрушение Храма — трагедия, посланная евреям в наказание за их прегрешения. 9 Ава — это самая низкая точка в еврейской духовной и физической истории.

Но все эти трагедии — не бесцельные «удары судьбы». «После спуска начинается подъем»: чем глубже спуск, тем выше будет последующий подъем. Именно после 9 Ава — низшей точки — мы можем достичь недосягаемых высот. Таким образом, 15 Ава — день, когда луна достигает максимальной полноты, — символизирует следующий за «падением» 9 ава взлет еврейского народа на уровень, возвышающийся даже над пятнадцатым днем Нисана или Тишрея (праздниками Песах и Суккот).

Таким образом, пять радостных событий 15 Ава соответствуют пяти трагическим событиям 9 Ава. Бедствия 9 Ава 15 Ава преображает в величайшее из благ — «в Израиле никогда не было более великого праздника, чем Пятнадцатое Ава…». Основной смысл бедствий месяца Ав заключается в том, что они должны быть преображены в радостный праздник 15 Ава.

Любовь к ближнему

Бейт а-Микдаш (Храм) был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Все события 15 Ава, в противоположность событиям 9 Ава, выражают понятие любовь к ближнему.

«В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой, а колену Биньямина — присоединиться к обществу». Приведенные в Талмуде два объяснения, которые, по сути, сводятся к одному — совершенно очевидно выражают идею любви к ближнему. Действительно, тот факт, что в этот день произошло объединение еврейского народа, уже сам по себе заслуживает праздника.

Кроме того, «в этот день было разрешено похоронить павших в Бейтаре и в этот день перестали умирать люди поколения Исхода». Эти два объяснения также говорят о любви Б-га к евреям, проявившейся в этих актах милосердия к ним.

«В этот день Ошеа бен Эло снял посты на дорогах и тем самым запрет, введенный Йеровамом бен Навот на паломничество в Иерусалим по праздникам сынов Израиля». Это дало возможность всем коленам Израиля объединиться. Здесь опять вступила в силу любовь к ближнему.

Дрова, которые заканчивали заготавливать 15 Ава, предназначались для жертвоприношений на алтаре, а алтарь, по выражению наших Мудрецов, «отменяет и кормит, делает приятным и искупляет». Слово «отменяет» подразумевает «отменяет суровый приговор Израилю», а слова «делает приятным» — «делает приятным в глазах Всевышнего» — это опять идея любви.

Кроме перечисленных в Талмуде причин празднования 15 Ава, связанных с понятием любовь к ближнему. Мидраш приводит еще одну: «В эти дни дочери Иерусалима… выходили водить хороводы в виноградниках со словами: «Молодец, подыми взор свой и посмотри, кого ты выбираешь себе в жены. Не обращай внимания на красоту, а смотри на семью. Обманчива прелесть и тщетна красота — лишь Богобоязненная женщина достойна похвал». Талмуд развивает эту тему и говорит, что «дочери Иерусалима выходили одетыми в одолженные ими белые одежды, чтобы не смущать тех, у кого не было своих одежд». В этом тоже проявлялась любовь к ближнему.

Общая тема всех причин празднования 15 Ава — любовь к ближнему. Реализация этого принципа на практике ликвидирует причины изгнания и в конечном итоге само изгнание.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter