СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 04:06

Йом Кипур: законы и обычаи праздника

Йом Кипур — наиболее святой и возвышенный день года, когда евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.

15.09.2002 21502 мин.

Йом-Кипур и десять дней трепета

Йом-Кипур — День Всепрощения — вершина духовного подъема, который царит среди евреев на протяжении сорока дней. Первыми были тридцать дней месяца Элул — время искреннего отчета, самоанализа и подведения итогов прожитому году. А затем — десять дней трепета и раскаяния от Рош а-Шана до Дня Искупления.

Йом-Кипур — наиболее святой и возвышенный день года, когда евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.

Чтобы прийти к Дню Искупления внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Б-гом. Человек — не ангел, ему свойственно ошибаться, но Б-г всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет День Искупления евреям, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год.

«Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор выносится на Йом-Кипур», — из века в век повторяют евреи на Судный День. «Потому что в этот день Он простит вас, чтобы очистить вас от грехов ваших».

...Тридцать три века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев — поклонения золотому тельцу — Моше поднялся на гору Синай, молить Б-га о прощении своему народу. В день Йом-Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть: «Простил Я по слову твоему!» С тех пор Йом-Кипур стал днем Всепрощения и одновременно первым днем изучения Великой и Святой Торы...

Кто не пробуждается, чья душа не стремится к Всевышнему — разве он живет? Но способный оторваться от будней и спросить себя: «Зачем я на земле, в чем мое назначение, где мое место?» — у такого человека есть надежда. «Кто находится между живыми, тому еще есть надежда, — утверждает Шломо а-Мелех (Соломон), — как и псу живому лучше, нежели мертвому льву».

* * *

...Это произошло в годы второй мировой войны в немецком лагере для западных военнопленных. Среди находившихся там солдат многих стран было немало верующих евреев. Они понимали, чем грозит демонстрация религиозности в немецком концлагере, но еврейская искра, вечно горящая в еврейских сердцах, помогла одержать верх над сомнениями осторожных.

Не объявляя заранее, но и не делая из того секрета, в Йом-Кипур евреи собрались в бараке. Наступил возвышенный час молитвы Дня Искупления. И каково было удивление молящихся, когда в барак один за другим стали входить офицеры и солдаты, о ком и подумать было нельзя, что они евреи. Рискуя многим, они пришли на свой еврейский праздник и подхватили мелодию величественной молитвы...

На Йом-Кипур в синагоге читают Книгу пророка Йоны, где раскрыта основная идея Дня Искупления: прощение тем, кто раскаялся и вернулся на праведный путь. Так случилось во времена пророка Йоны с жителями Ниневии — богатого и прекрасного города древности, погрязшего в грехах и пороках. Йона призвал жителей безнравственной Ниневии к раскаянию, предупредив, что иначе город и люди погибнут. И все горожане — от царя до последнего раба — вняли голосу пророка, отказались от порочной жизни и тем спасли себя от гнева Б-га.

Всевышний прощает, если Его об этом просят, говорит пример Ниневии. Нужно только осознать и прочувствовать свою вину, с чистым сердцем восхваляя «Б-га, который милует и прощает наши грехи».

К концу последней молитвы Дня Искупления — «Неила» — даже самую огрубевшую душу охватывает огромное волнение. Раскаяние способно высоко вознести человека, способно поднять его на нравственный уровень, недоступный ему до падения. И прежние его проступки, послужившие причиной морального перерождения, теперь считаются «кaк даже если бы они были заслугами». Эта удивительная способность превращения грехов в заслуги, величайшего зла в величайшее добро, и отличает раскаяние — тшува.

Долг и обязанность каждого еврея вернуться к Б-гу. «Возвратитесь ко Мне, и я вернусь к вам». Но без усилий, без искреннего стремления к совершенству, человек не может вернуться на путь Всевышнего.

«Коль нидрей»

«Коль нидрей» — первая молитва Йом-Кипура. Солнце еще не зашло, но люди уже собрались в синагоге. Нежная печаль заката, белые талиты и множество горящих свечей — сколько художников рисовали эту картину, сколько будут еще... Но они не смогут изобразить тот странный холодок, который чувствуешь, когда раскрывают «арон а-кодеш», где хранятся свитки Торы. Два из них вынимают и проносят по залу, чтобы каждый смог поцеловать бархатную ткань, скрывающую тайну. У злодеев этот свиток — последняя надежда, у праведников — первая. У нас — я не знаю...

Хазан (ведущий) начинает молитву. Ее арамейские слова заставляют исследователей думать, что текст сложили евреи Вавилонии в незапамятные времена. Суть молитвы — отмена всех обетов, клятв, обещаний, которые мы вольно или невольно произнесем в этом новом, недавно наступившем году, а потом не исполним...

Во всяком случае, «Коль нидрей» была знакома испанским евреям, которых под угрозой смерти заставляли креститься. Испанцы дали этим «новым христианам» приятное название — «марранос» («свиньи»). Марраны притворялись, что стали гоями, а сами хранили свое еврейство втайне, как голубку, которую удалось спасти из огня.

Молились втайне, соблюдали украдкой. Но в Йом-Кипур они не могли не собираться вместе, потому что в этот день душа, свободная от страхов тела, парит в невиданной высоте. Стыд пред Б-гом душа чувствовала, может, так же сильно, как на Небесном Суде. Хазан, полчаса назад ходивший с крестом на шее, не мог открыть рта. Тогда рядом с ним вставали двое со свитками Торы. Их власть давала хазану силы произнести:

«С ведома Всевышнего и с ведома общины, В йешиве небесной и в йешиве земной, Мы разрешаем молиться вместе с грешниками...»

«Мы» — это не горстка слабых и растерянных людей, которым так трудно сейчас впервые произнести имя невидимого Б-га. «Мы» — это все потомки Авраама, Ицхака и Яакова, которые разрешают грешникам присоединиться к общей молитве.

Марраны канули в прошлое, а, может быть, и нет, только говорят не по-испански, а по-русски или на каком-нибудь другом языке. Поэтому наши мудрецы решили не менять упоминание про грешников. «Коль нидрей» отменяет все будущие обязательства, кроме обязательств перед собственной душой...

Законы и обычаи праздника Йом-Кипур

Пять праздников называет нам Тора, среди них — Йом-Кипур. Тора велит полностью посвящать этот день Б-гу и зовет к соблюдению — трепетному и священному — обычаев Дня Искупления. Торжественное, святое соблюдение обычаев кануна и дня Йом-Кипур — свидетельство нашей искренней веры и залог Божественного Всепрощения.

Капорес  
Капорес  

Существует очень давний обычай, называемый капорес (капарот). Вечером, за сутки до наступления Йом-Кипура дня или на рассвете кануна этого дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и произносят молитву Бней Адам. Затем, осторожно вращая птицу над головой, повторяют: «Да будет это моим искуплением...» Идея обряда капорес предполагает искреннее раскаяние при мысли, что и нас за наши грехи могла бы — не дай Б-г! — постичь судьба этой бедной птицы. Но милосердие Б-га беспредельно и несет нам прощение, если наше раскаяние искренне.

Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.

Перед Йом-Кипур принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Б-га, ибо человек не может быть прощен Б-гом, пока он не прощен людьми. «Кто говорит: согрешу и покаюсь, а в День Искупления мне простят — тому не прощают. Если кто грешил против Б-га, то в Йом-Кипур ему прощают, Если он грешил против друга, в этот день ему не прощают. Он должен заранее помириться с ним и добиться от него прощения».

В канун Йом-Кипур принято просить и дарить кусочки леках (торт из ржаной муки с медом). За этим стоит чудесный символ: «Если предстоит мне получать еду из милости — пусть это произойдет сегодня, сейчас, чтобы не пришлось мне впредь протянуть за подаянием руку».

В канун Йом Kипyp тысячи людей приходят к Любавичскому Ребе шлита Королю Мошиаху и он дaeт каждому кусочек леках, желая «доброго и сладкого гoдa».

В канун Йом-Кипур принято окунаться в воды миквы.

В этот день принято давать больше обычного денег на благотворительные цели (цдака). При входе в синагогу обычно стоят тарелки для разнообразных сборов: на йешивы, на фонды благотворительности и взаимопомощи, на поддержку добровольных организаций по распространению и укреплению идишкайт (еврейства) и т. д. Приближение святого дня — Йом-Кипур — распахивает сердца для великой заповеди цдака.

Накануне Йом-Кипур, после молитвы Минха, Любавичский Ребе благословляет весь еврейский нaрoд. Накануне Йом-Кипур, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом и обильную трапезу. Предписывается разумно рассчитать количество еды для этой трапезы, чтобы вступить в Йом-Кипур в состоянии, соответствующем святости этого дня...

Однажды, в канун Йом-Кипур, кoгдa eвpeи собрались в синагоге и приготовились к молитве Коль Hидpeй, рабби Леви-Ицхак из Бердичева — один из столпов хасидизма — повел себя очень странно. Он начал внимательно вглядываться в лица евреев, расхаживая мeжду ними, а затем, не начиная Коль Нидpей, сказал:

— Б-г мира! Посмотри на cвoй нapoд, выдающийся из всех народов. Ты приказал поститься в этот день и приказал есть побольше в кaнyн этого дня. Если бы дpyгиe народы получили такой наказ, многие из них были бы уже пьяны. Твой нapoд соблюдает слова Твои, все они ели и пили, но нет пьяного между ними. Все явились в синагогу трезвыми и серьезными. Скажи же им: «Простил!»

За 18 минут до захода солнца, в точно указанное календарем время, женщины зажигают свечи, произнося при этом следующее благословение:

Транслитерация:

1. Борух Ато А-дой-ной Элойейну Мелех Оойлом Ашер Кидшону Бемицвойсов Вецивону Леадлик Нейр Шел Йойм а-Кипурим.

2. Борух Ато А-дой-ной Элойейну Мелех Оойлом Шеэхейону Векиймону Вэигийону Лизман а-Зе.

Перевод:

1. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, Освятивший нас своими заповедями и указавший нам зажигать свечи дня Всепрощения

2. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше существование, и доведший нас до сего времени.

Отец благословляет сына
Отец благословляет сына

Перед уходом в синагогу отец (или мать, если нет отца) традиционно благословляет детей. Он возлагает руки на голову каждого ребенка и с волнением произносит молитву: «Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Б-г и хранит тебя. Да озарит тебя лицо Его и помилует Он тебя. Да обратит Б-г лицо Свое на тебя и даст тебе мир. Да будет воля Твоя, и да вселишь Ты в сердце ребенка любовь к Всевышнему, да не дашь ребенку согрешить, и да будет у него желание изучать Тору и следовать заповедям ее, и да будут у него друзья, изучающие Тору и следующие ее заповедям, и да будут записаны сын мой к жизни хорошей и доброй вместе со всеми праведниками Израиля и вместе со всем Израилем! Амень!»

Пepeд самым наступлением Святого Дня, Любавичский Ребе, уже одетый в белый китель и молитвенный талес, вxoдит в зал, где собираются учащиеся любавичских йешив, и благословляет их кaк родной отец своих дeтeй... Счастлив человек, переживший это!

За 18 минут до захода солнца начинается пост.

День, когда Б-г отпускает грехи человека, строг и торжественен. На протяжении этих суток запрещается есть, пить, умываться (можно только помыть пальцы рук после сна и посещения туалета), употреблять косметику, носить кожаную обувь (только из резины, синтетики или войлока). В этот день запрещена любая работа и близость между супругами. Однако еврейские религиозные законы гласят: если опытный врач, даже нееврей, считает, что больному опасно поститься, он обязан подчиниться и прервать пост, следуя указаниям раввина.

Йом-Кипур евреи проводят в синагоге в молитвах, которые проникнуты просьбами к Б-гу о прощении и искуплении грехов, совершенных каждым человеком и всем еврейским народом. Святость этого дня сама по себе обладает силой, содействующей прощению грехов.

Служба в синагоге начинается с того, что самые почтенные члены общины извлекают свитки Торы, а затем становятся по обе стороны хазана (кантора). Трижды произносит кантор Коль Нидрей, а все присутствующие негромко повторяют за ним каждое слово молитвы. После Коль Нидрей следует вечерняя служба, когда читают особые молитвы, произносимые только в ночь Йом-Кипур.

Следующая служба (шахарис) начинается рано утром. После чтения Торы произносят Изкор — поминальную молитву по умершим. Те, чьи родители живы, покидают на это время зал синагоги, а оставшиеся — проливают горькие слезы, вспоминая отца и мать. И многие чувствуют угрызения совести при мысли, как далеко отошли они от прекрасного образа жизни — идишкайт, которого традиционно придерживались их предки, бабушки и дедушки, матери и отцы. И многих охватывает чувство раскаяния. Они знают: родители были бы счастливы, если бы их дети были больше преданы заветам Торы, и принимают решение доставить им большую радость своим поведением в будущем, чем это было в прошлом.

После молитвы Мусаф и Минха начинается самая торжественная (и последняя) служба Неила — вершина всех молитв Йом-Кипур. Она заканчивается выражением нашей непоколебимой преданности Б-гу и готовности, если понадобится, умереть за еврейскую веру, как это делали в прошлом наши святые мученики.

В Любавичской синагоге поют победный марш Наполеона.

Затем раздается последний трубный звук Шофара, все провозглашают «Йехи Адонейну Морейну верабейну Мелех а-Мошиах леолам ваэд» и Святой день завершают слова: «В будущем году — в Иерусалиме!»

С наступлением ночи, после молитвы Маарив и произнесения Авдала, заканчивается пост Йом-Кипур. После окончания поста полные уверенности, что Б-г услышал молитвы, «вписал и запечатал нас» в счастливый год, сразу же начинают готовиться к постройке сукка — одной из великих заповедей наступающего через четыре дня радостного праздника Суккот.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter