СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 06:12

Скромность домашнего обихода

Счастлив человек, который понимает великое значение скромности и немедленно, едва начав строить свой дом, подчиняет весь свой обиход строгому принципу скромности!

6451 (1) мин.

Первые скрижали были даны всенародно — и потому получил над ними власть дурной глаз, и они были разбиты. При даровании вторых скрижалей сказал Всевышний Моше: Нет ничего прекраснее, чем скромность, как говорит Тора: «Что Б-г спрашивает с тебя — ...любовь к милосердию и скромность поступков» (Мидраш Танхума).

Нет ничего лучше для человека, чем быть скромным во всем: в словах — точных, без крайностей и преувеличении, произносимых спокойно и тихо; в одежде и домаш­ней обстановке — не слишком роскошных и не слишком бедных, но чистых и опрятных; так же в еде и питье, в супружеских отношениях, в отношении к детям и к любому человеку вообще.

Счастлив человек, который понимает великое значение скромности и немедленно, едва начав строить свой дом, подчиняет весь свой обиход строгому принципу скромности!

Вот что это значит на деле:

1. Дом не должен быть похож на кипящий котел, выплескивающий через край крик, вопль, гам и галдеж, речи и смех, злость и гнев;

2. Дом не следует превращать в место сборищ праздных людей;

3. В доме не должны выставляться напоказ богатство и роскошь (даже если и вправду все это в пределах возможностей, и тем более, если выше возможностей);

4. Не следует украшать свой стол в будние дни обиль­ными дорогими яствами, но надо стремиться к золотой середине;

5. Не следует домочадцам есть на сытый желудок, пить допьяна;

6. Вечера в доме должны быть короткими, а утра длинными (то есть, надо рано ложиться спать и рано вставать).

Кроме того, если заработок человека позволяет ему жить в достатке, он не должен ущемлять себя и жить, словно бедняк, потому что это тоже проявление нескромности. Вот общее правило: любой обычай, который ты заводишь в твоем доме, даже в самом узком домашнем кругу, не должен вызывать удивления у постороннего наблюдателя и возбуждать разговоры о тебе и о твоем поведении. Если же это происходит, значит ты удалился от скромности.

Не все достигают призрачного богатства, но каждый может достичь богатства истинного, содержащего в себе радость и счастье, хранимого только для его хозяина, ради его блага.

Все могут достичь этого богатства, в особенности юная пара, закладывающая первые камни в фундамент своего дома. Когда молодые супруги начинают постройку дома, им легко устроить его согласно своим желаниям. Тем более, что сердца их тогда более открыты, чем у остальных людей: они еще не утонули в кипящем котле жизни, куда большинство бросается по доброй воле и ошпаривается. Эта пара пока еще цела и невредима, сердца открыты для любви, души чисты и страстно стремятся к доброму и возвышенному, и мечта об истинном счастье еще не забылась... Кто может им помешать превратить эту мечту в действительность?

Когда супруги приступают к строительству своего дома, перед ними открываются две дороги. Одна из них, по которой идут очень многие, закрыв глаза, это путь закабаления тела и порабощения души.

Другая же дорога желанна лишь тем, кто имеет собственное мнение: путь свободы действий и простора мыслей.

Сколь тяжела дорога, по которой человек идет с закрытыми глазами! Не сам он выбрал ее, но позаимствовал у соседей и знакомых. Но и те пошли по ней не по свободному выбору, а лишь подражая другим, а те — иным, и не найти ни одного, кто бы сказал, что выбрал этот путь по своей свободной воле. Сколь трудна эта дорога: тяжкий труд и скудное вознаграждение; тут встают рано, задерживаются запоздно и едят «хлеб горести». Муж все время в погоне за чем-то новым, и даже жена закабалена, а все же расходы не покрываются заработками обоих: они залезают в долги, надрываются под их бременем... Оба постоянно усталые, измученные, и сердце их не знает ни радостей, ни покоя. Дети лишены с самого раннего возраста своего законного богатства — отцовской любви и материнской заботы, не получают настоящего воспитания, того воспитания, которое могут дать только родители. Едва повзрослев, они оказываются захваченными тем же стремительным потоком, который несет их родителей, те же бушующие волны начинают швырять и их, и судьба родителей становится их судьбой. Ни разу в жизни им не доведется вкусить той жизни, которая пришлась бы им по вкусу, вечно будут они убегать от самих себя и от своих вкусов в стремлении уподобиться другим... Нет, не этим путем должен идти человек!

А с другой стороны сколь приятна и отрадна та дорога, которую избирают себе люди, обладающие собственным мнением, собственным вкусом, дорога свободы действий и простора мыслей. Это здоровый труд и непреходящая жизнерадостность, где и тело, и душа имеют свою долю. Муж занимается своим делом вне дома, а жена делами внутри дома, и работа мужчины не взваливается на женщину, а мужчина не принуждается исполнять женскую работу. Расходы по дому соответствуют тому благословению, которым осеняется их труд, за вычетом той мелочи, что откладывается для сохранения на будущий день. Их дом — это их отдых, обитель, которая равно хороша и для телесного покоя, и для душевных радостей. время их безмятежного покоя посвящается детям, в Заботе дать им хорошее воспитание. Эти люди живут жизнью, отвечающей их вкусам, используя то, что приносит им их труд и благословение Всевышнего, которое они заслужили дозволенным образом, а не запретным. Они радуются своей доле, а не смотрят жадно на принадлежащее другим. Этот путь — путь жизни, и счастливы те, кто идет по нему!

Вы можете сказать, что у соседей мебель красивее вашей, а гардероб их богаче, чем ваш, и стол их роскошнее, чем ваш стол, и вообще вкусы их не таковы, как ваши. Не беда! Те — их мебель, их гардероб и все остальное приобрели своею кровью и кровью детей своих, ценой своего спокойствия, своего счастья, своей радости достигли всего этого. Все их вещи — на самом деле не их, а только выпрошенные во временное пользование, а сами они и душой, и телом находятся в кабале у этих вещей, которые не стоят той цены, что приходится платить за них! Куда было бы лучше, если бы ваши соседи взяли пример с вас! Потому что ваш удел — выше их удела, и доля ваша — лучше их доли.

Опубликовано: 03.05.2006 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter