Правильно ли мы женаты или Как функционирует «здоровый» брак?

24.06.2019 419 (4)
Рабби Аба Палтиэль (Principles Magazine) Перевод с англ.: Шолем Лугов
Правильно ли мы женаты или Как функционирует «здоровый» брак?
Правильно ли мы женаты или Как функционирует «здоровый» брак?

Феномен брака в человеческом сообществе является настоящей загадкой. Являясь старейшим институтом, когда-либо существовавшим за всю историю человечества, казалось бы, мы должны досконально все о нем знать, но как это парадоксально не звучало бы, по всей видимости, тысячи лет практики не дали нам особого опыта в ведение нашей собственной семейной жизни.

С потрясающим постоянством людей интересует один и тот же вопрос: «Как построить прочную семью и создать гармоничные отношения в браке». Какое еще социальное явление, существующее в течение столь длительного периода, остается такой загадкой? После тысяч часов лекций и семинаров, десятков тысяч страниц печатных изданий на эту тему, люди продолжают задавать один и тот же вопрос: как функционирует «здоровый» брак?

5 тысяч лет опыта и почти никаких уроков!

В тщетных попытках получить волшебную палочку, которая решит все проблемы в браке, некоторые люди даже дошли до того, что пришли к выводу, что это просто «не работает», что брак — это пережиток прошлого, оказавшийся неудачным экспериментом.

Альтернативным подходом к решению этой проблемы является начало поисков ответы на свои вопросы в других местах. Ведь, если вы ищете что-то достаточно долго в одном месте и не можете это найти, вам следует попробовать поискать в другом месте…

Я хочу начать с хасидского наблюдения, которое может помочь нам в этом поиске:

Давайте представим себе группу хасидов сидящих на телеге и держащих путь к своему Ребе, которого они мечтают увидеть, учиться у него, задать ему вопросы, попросить праведника о благословении. Но они не единственные, кто держат путь в том направлении: на козлах сидит возница, который также движется в том же направлении, погоняя пару рослых лошадей, которые являются невольными «попутчиками» в этой поездке.

Давайте внимательно посмотрим на всех действующих лиц: разгоряченные лошади скачут во весь опор, кучер с поводьями в руках и хасиды в повозке, обсуждающие возвышенные идеи и учение своего Ребе. Мы обнаружим здесь три группы путешественников, двигающихся к одному и тому же пункту назначения, но с совершенно различными целями.

По иронии судьбы, чем выше духовный уровень группы путешественников, тем меньше вероятность успеха их поездки.

В случае лошадей есть вещи совершенно ясные и приземленные: они едут в место, название которого не знают, но зато с точным пониманием, что в конце поездки они будут щедро вознаграждены за свой труд хорошей порцией овса и ведром воды. У кучера есть более возвышенная цель: он едет в определенный город, зная, что по прибытии ему заплатят оговоренную сумму за его услуги перевозки. У третьей группы путешественников, по сравнению с двумя предыдущими, есть самая возвышенная цель, но с наименьшей долей вероятности она будет достигнута во всей своей полноте. Хасиды, путешествующие к своему Ребе с надеждой услышать Тору из его святых уст, прикоснуться к святости, царящей в доме учения Ребе, мечтают о том, чтобы вернувшись в свои деревни и села, стать немного лучше, более преданно служить Творцу и соблюдать его повеления. Но удастся ли им это? Увидят ли они Ребе? Если да, то коснутся ли его слова их сердец? Никто из них не знает ответов на все эти вопросы, но тем не менее они держат путь к Ребе.

Есть класс животных, принимающих участие в этой поездке только для того, чтобы получить физиологическое удовлетворение своих потребностей в виде сена или ячменя; есть класс людей — кучер, который стремится получить материальное удовлетворение, заработав немного денег, чтобы поддержать свою семью; и есть класс хасидов, которые пытаются подняться над своими человеческими ограничениями, совершая эту поездку, чтобы получить духовное вдохновение, став более праведными евреями.

В заключение: мы говорим здесь о трех различных категориях, направляющихся к общему месту назначения с совершенно разными намерениями. Это, друзья мои, история о человеческих поисках, которые оставляют одних в депрессии, а других — в восторге.

Я хотел бы применить это замечание к теме сегодняшней дискуссии об институте брака:

В браке тоже существуют эти три группы.

Брак отвечает потребностям человека, от самых простых и базовых до самых возвышенных.

Союз между мужем и женой можно рассматривать как институт, который также практикуют животные. Брак в этом случае обеспечивает нас реализацией наших «физиологических» потребностей; например, тем, что кто-то будет готовить нам еду, убирать дом, в котором мы живём, станет партнером, с которым мы сможем иметь потомство, а вместе с тем возможность продолжать свой род или, например, будет обеспечивать нас средствами к существованию и жильем.

В случае, когда человек смотрит на брак глазами животного, с единственной лишь целью достижения указанных выше потребностей, мы должны быть менее всего удивлены тем, что такой брак вряд ли можно будет назвать счастливым.

Для людей брак должен быть повышен до «человеческого уровня», таких отношений, которые включают в себя не только одного супруга, обеспечивающего материальные или финансовые потребности другого, в этом случаев два человека объединяются, чтобы подарить друг другу любовь, поддержку и эмоциональную уверенность в завтрашнем дне.

Хотя это может быть достойной платформой для успешного брака, но взаимоотношения отнюдь не могут на этом останавливаться. Хотя у такого брака, безусловно, больше шансов на выживание, чем у первой модели, он не может охватить весь аспект человеческой природы и удовлетворить необходимость духовного роста.

Эта модель брака сохраняет человечество как таковое, но она не улучшает его. Человек, однако, был создан с целью достижения больших высот, выхода за его пределы. Самая глубокая потребность человека, как говорит Тора, «покорить землю». Другими словами, человек будет чувствовать себя пустым и неудовлетворенным, если он примет ситуацию во вселенной такой, какая она есть, и позволит ей оставаться в первоначальном состоянии, точно так, как во время своего создания. Нам, людям, нужна не только материальные и эмоциональные гарантии, но и духовная цель, к которой мы должны стремиться.

Возможно поэтому многие браки, даже между вполне достойными людьми, терпят неудачу. Но злоупотребление со стороны одной или обеих сторон не является единственной причиной развода!

Многие браки направлены только на реализацию материальных и эмоциональных потребностей, но они не могут быть формой духовного союза, который помогает обоим партнёрам расти духовно.

Если стремление к духовному смыслу, будучи основной и самой глубокой потребностью человечества, останется без внимания, то брак, несомненно будет несчастным; при этом игнорируется самый важный аспект себя, который требует признания. Этот диссонанс иногда принимает форму гнева, иногда депрессии, иногда скептицизма и недоверия, но никогда он не приносит удовлетворения.

Настоящий человеческий брак предназначен для объединения двух людей, отношений, в которых они оказывают друг другу материальную и эмоциональную поддержку, чтобы вместе достичь более высокой цели! Это прежде всего духовный союз, который усиливает материальные и эмоциональные аспекты и поднимает их до более высокого уровня.

Обычно, когда возникают трудности в разрешении семейного конфликта, это связано с тем, что вы ищете ответы не в том ящике. Если мы состоим в браке только на материальном плане, даже на человеческом, но мы игнорируем его духовный план, вскоре может возникнуть острый конфликт.

Здесь есть ирония: человеческий эгоизм, необходимость выживания и безопасности — это ключевой элемент и движущая сила, заставляющая людей вступать в брак. Но как только брак заключен, союз двух людей должен стать возвышенным, чтобы выжить и, что самое важное, чтобы процветать.

Для этого должен быть устранен эгоизм. Чтобы брачный союз сохранился, мы не должны позволять ему руководить, мы должны использовать его, чтобы служить нам в достижении более высокой цели.

Позвольте мне перевести это на более практический язык:

Если мы оставим свой брак только на материальном уровне и обеспечим нашего супруга (его или ее) только удовлетворением материальных потребностей, мы, несомненно, столкнемся с проблемой, что очевидно, не сможем удовлетворить глубокую потребность близкого нам человека ощущать себя эмоционально защищенным.

Если жена изо дня в день будет готовить изысканный ужин для своего мужа, но не сможет показать ему за пределами его собственной тарелки свою любовь, привязанность и заботу, то муж вряд ли сможет стать счастливым в этом браке. Если же муж будет ежемесячно приносить домой хорошую зарплату и позволять своей жене покупать себе новое бриллиантовое колье дважды в месяц, но не будет проявлять интерес к ее эмоциональному благополучию, у этих отношений с большой долей вероятности тоже будут серьезные проблемы.

В равной степени и во многих отношениях еще более важной является необходимость каждого человека стремиться к чему-то большему, к чему-то духовному. Семейная пара должна посвятить время и внимание тому, чтобы сделать свой брак и дом дружественной средой для духовного роста.

В мои многолетние консультации с парами, которые столкнулись с трудностями в своих отношениях, один совет, который я нахожу почти всегда полезным, — это поднять брак на высокий духовный уровень. Если муж и жена считают необходимым отводить еженедельный час для совместного обучения, это почти всегда является решением многих проблем.

Взаимное уважение является обязательным условием счастливого брака. Никто не сможет по-настоящему уважать индивидуума, более всего походящего на животное нежели на человека; неудивительно, что люди, которым удалось пройдя долгий путь самосовершенствования улучшить себя и выйти за пределы узкого и ограниченного взгляда на эгоизм, не будут уважать такого человека, который все ещё пребывает в зачаточном состоянии животного, особенно если они живут с этим человеком под одной крышей!

Ребе однажды рассказал историю, которую он слышал от своего тестя (Ребе РАЯЦа) о двух братьях: один был очень богат, а другой — очень беден.

Бедному брату нужно было выдавать замуж своих дочерей, и он решил попросить своего богатого брата о помощи. Брат был рад помочь, но сначала он хотел похвастаться своим богатством, поэтому взял своего бедного брата на экскурсию по своему особняку. Нищий, который был благочестивым евреем, не интересовался такими вещами и просто смотрел с притворным интересом, поскольку у него не было другого выбора. В конце концов его брат заметил это и спросил: «Ну? Что ты скажешь о моем богатстве?» Бедный брат прямо ответил: «Если ты можешь мне помочь, тогда, пожалуйста, сделай это; если нет — я пойду, потому что в этом случае все это — пустая трата времени!»

Богатый брат был явно обижен, на что бедный брат ответил: «Представь, что есть некое животное, которое радуется, прячась в грязи; грязь — это то, что оно ест, это то, что оно пьет. Его беспокоит только одно — почему оно не может погрузить свой нос в грязь? Разве это не было бы ещё большим удовольствием?»

Как мы можем уважать такое стремление к наслаждениям?

Если вместо этого мы обнаруживаем в нашем супруге человека, чьи интересы выходят за рамки еды, денег, одежды, мы обнаруживаем внутри себя новый уровень уважения к нему, который позволяет нам вместе вознестись до больших высот и превратить наш брак в по-настоящему человеческий.

Крайне важно, особенно людям, которые ведут жизнь на основе Торы и заповедей всегда поддерживать стандарт, основным требованием которого является непрекращающийся духовный рост!

Попробуйте реализовать это на своем личном опыте: станьте более духовно чувствительными и восприимчивыми. Такое поведение способно сотворить настоящие чудеса!

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Семья » Семейная жизнь (другие статьи):