СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 12:35

О кошерных животных

Единственным парнокопытным, не жующим жвачку и поэтому некошерным, является свинья. Несмотря на то, что кролик, лошадь и другие некошерные животные так же нечисты, как и свинья, к свинине еврей питает особое отвращение.

13.04.2004 27839 мин.

В главе «Шмини» мы находим определение, какие животные, рыбы, птицы являются кошерными, т.е. разрешенными в пищу евреям, а какие – нет. Признаки кошерности животного даны в следующем отрывке главы: «Всякий с раздвоенными копытами... и жующий жвачку из скота — его можно есть» (11:3). Из домашнего скота этим требованиям отвечают корова, овца и коза, из диких – олень и другие парнокопытные (7 видов), за исключением свиньи. Подавляющее большинство некошерных животных не обладают ни одним из признаков кошерности, а те, которые обладают одним признаком (четыре вида), перечислены далее в главе. Интересно, что, несмотря на то, что за время, прошедшее со дня получения Торы, были открыты новые земли и даже материки и найдены новые, ранее неизвестные животные, не было найдено ни одного вида, обладающего только одним признаком кошерности, кроме тех, что упомянуты в Торе.

Единственным парнокопытным, не жующим жвачку и поэтому некошерным, является свинья. Несмотря на то, что кролик, лошадь и другие некошерные животные так же нечисты, как и свинья, к свинине еврей питает особое отвращение. В Талмуде, а также в современной разговорной речи, даже избегают произносить слово «хазир» (свинья) и заменяют его выражением «давар ахер». Возможно, это явилось следствием того, что еще во времена пророков поедание свинины входило в некоторые обряды язычников, или следствием гонений Антиоха, приведших к восстанию Хасмонеев, когда евреев принуждали есть свинину. А может быть, главной причиной столь брезгливого отношения евреев к свинье явилось более позднее событие, о котором рассказывает Талмуд:

— Когда цари из дома Хасмонеев вели войны друг с другом, был Гиркан снаружи (осадил Иерусалим, приведя с собой римское войско), а Аристобул внутри (Гиркан и Аристобул – братья из дома Хасмонеев, воевавшие друг с другом за власть над Иудеей). Каждый день осажденные спускали со стены корзину, в которой лежали деньги, и осаждавшие вкладывали в нее барашков для постоянных жертвоприношений. Был в Иерусалиме один старец, знавший греческие премудрости. Намекнул он осаждавшим, используя замысловатые греческие выражения, что, пока осажденные совершают службу в Храме, они не будут преданы в руки врагов. Назавтра спустили они деньги в корзине, а те вложили в нее свинью. Когда достигла она середины стены, зацепилась она копытами за камни, и содрогнулась земля израильская на 400 миль вокруг. Тогда сказали мудрецы: «Проклят человек, выращивающий свиней; проклят человек, обучающий своего сына греческим премудростям» (Сота 49б).

В отношении птиц не указывается никаких определенных признаков кошерности. Перечисляется лишь 20 наименований птиц, запрещенных в пищу. Из этого следует, что кошерных птиц больше (так как обычно перечисляется меньшинство). Но ввиду того, что в наше время практически невозможно с абсолютной точностью установить, какие именно породы птиц называются в Торе тем или иным именем, принято употреблять в пищу лишь тех птиц, которые считаются кошерными по традиции. Это: индейка, курица (домашняя), гусь, утка, голубь, лебедь, горлица.

Несмотря на то, что объявление некоторых животных некошерными можно объяснить соображениями здоровья и гигиены, смысл запретов этим не исчерпывается.

Абарбанель, видный ученый и комментатор ТАНАХа 14-го века, пишет по этому поводу:

— Невозможно объяснить запрет некошерных продуктов питания, исходя из соображений здоровья организма и исцеления его недугов... Ибо тогда Божественное Учение окажется на уровне медицинской книги. Божественное Учение явилось не лечить тела и способствовать их здоровью, но способствовать здоровью души и лечить ее недуги. Поэтому запретило оно эти продукты, так как они огрубляют и оскверняют чистую душу.

Примерно то же пишет и автор книги «Акейда»:

— Они (некошерные продукты)... вредят разумной душе и порождают в ней черствость, дурной характер и извращенные влечения.

В Талмуде сказано, что животные, у которых есть рога, есть всегда копыта раздвоенные, и они жуют жвачку. Израильский ученый доктор Менахем Дор подтвердил это (в журнале «Ладаат» №14, стр. 7). Сначала он сомневался и проверил всех рогатых животных. Как известно, из всех обитателей воды можно есть только тех, у которых есть чешуя и плавники. Что добавляет Талмуд к этому? «Если есть чешуя, то обязательно есть плавники. Если у меня кусок рыбы с чешуей, но не видно плавников, то его можно есть». А в океанах миллион видов животных.

Комментарии: 5 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter